Файл: Реферат тема особенности этапов психического развития ребенка слушатель Соколова Ю. В.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства.
Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.
Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.
Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аффект – состояние, развивающееся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных ситуаций.
Биографический кризис – возникает в связи с изменением социально-психологического статуса человека.
Биологический кризис – обусловлен внутренними физиологическими закономерностями развития организма.
Витальные потребности – жизненно важные, органические потребности, необходимые для биологического существования.
Возрастная периодизация онтогенеза – выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психологическим признакам, а сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза, называются возрастными периодами.
Гетерохрония – разновременность, изменение времени закладки и темпа развития органов у потомков животных, растений и человека по сравнению с предками.
Дискретность – свойство, противопоставляемое непрерывности, прерывность.
Девиантность – отклонение поведения индивида от нормы, его несоответствие этическим требованиям общества, его ментальности, правовым установлениям.
Когнитивная функция – умственная способность.
Коммуникативная функция (от лат. communicatio – сообщение) – функция общения, обмена мыслями.
Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других. В социальной психологии термин обычно используется для обозначения податливости личности человека реальному или воображаемому давлению группы, которая проявляется в изменении поведения или собственного мнения в соответствии с позицией большинства.
Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы, соответствующие
новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости, которая способна обеспечивать взаимодействие систем организма и противодействовать неблагоприятным факторам внешней среды.
Негативизм – изначальная установка на недоверие к людям; неуверенность в благоприятном результате общения с окружающими.
Онтогенез – период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до естественного окончания индивидуальной жизни.
Психика – это форма взаимосвязи живого существа с окружающим миром.
Референтная группа – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Сенсомоторный – тип мышления, основанный на сенсорном восприятии и моторной активности. Это единственный тип мышления, который имеется у младенца с рождения и примерно до 18 месяцев жизни.
Сознание – высший уровень отражения окружающего мира, его представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Фетальный – относящийся к плоду, характерный для плода.
Эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки.
Э
гоцентризм – позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Выготский, Л. С. Проблемы возраста // Собр. соч. : в 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 244–268. -
Гришкевич, Н. Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения / Н. Ю. Гришкевич, Е. А. Теппер // Сиб. мед. обозрение. – 2011. – № 1. – С. 12–16. -
Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В. Г. Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. образование, 2011. – 288 с. -
Криволапчук, И. А. Психофизиологические факторы готовности детей 6 лет к обучению в школе / И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова // Физиология человека. – 2012. – № 3. – С. 48–55. -
Либерман, А. А. Место и возможные функции понятия ведущей деятельности // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 2. – С. 12–20.
Приложение
Возрастная периодизация психического развития ребенка
Возрастной период | Хронологические рамки | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Новообразования |
Новорожденность | От рождения до комплекса оживления (1–1,5 месяца) | Период полной зависимости от взрослого, период наибольшей беспомощности. Социальная ситуация еще не сложилась, есть единство только со стороны матери | | Комплекс оживления |
Младенчество | От комплекса оживления до 1 года | Ситуация нераздельного единства ребенка и взрослого «МЫ». Ситуация комфорта | Непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого | Ходьба. Речь (первые слова, автономная речь). Потребность общения |
Ранний возраст | От 1 года до 3 лет | Ребенок – ПРЕДМЕТ – Взрослый. Интерес к предметному миру и его познание | Предметно-манипуляционная деятельность | Отделение себя от окружающих, сравнение себя с ними. «Я сам». Стремление к самостоятельности. Наглядно-действенное мышление. Речь |
Дошкольный возраст | От 3 до 7 лет | Ребенок – Взрослый. Интерес к миру взрослых, познание мира человеческих отношений | Сюжетно-ролевая игра |
|
Младший школьный возраст | С 7 до 10 (11) лет | Ребенок – Учитель. Учитель выступает как представитель общества. Система «ребенок – учитель» определяет взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. | Учебная деятельность |
|
Подростковый возраст | С 12 (13) до 14 (15) лет | «Поворот» от направленности на мир, к направленности на самого себя. «Что я такое?» Сравнение со взрослыми и детьми. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, никакого места в системе отношений со взрослым ребенок занять не может | Интимно-личностное общение со сверстниками |
|
Юность | 16 (17) до 18 (23) лет | Расширение диапазона социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей мерой самостоятельности и ответственности. Сохранение определенной зависимости от взрослых. Расширение временного горизонта. Обращенность в будущее. Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации | Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение |
|
1 Эдипов комплекс – понятие, введенное в психоанализ З. Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола.
2 Комплекс Электры заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание.