Файл: Реферат тема особенности этапов психического развития ребенка слушатель Соколова Ю. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Аффект – состояние, развивающееся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных ситуаций.

Биографический кризис – возникает в связи с изменением социально-психологического статуса человека.

Биологический кризис – обусловлен внутренними физиологическими закономерностями развития организма.

Витальные потребности – жизненно важные, органические потребности, необходимые для биологического существования.

Возрастная периодизация онтогенеза – выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психологическим признакам, а сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза, называются возрастными периодами.

Гетерохрония – разновременность, изменение времени закладки и темпа развития органов у потомков животных, растений и человека по сравнению с предками.

Дискретность – свойство, противопоставляемое непрерывности, пре­рывность.

Девиантность отклонение поведения индивида от нормы, его несоответствие этическим требованиям общества, его ментальности, правовым установлениям.


Когнитивная функция – умственная способность.

Коммуникативная функция (от лат. communicatio – сообщение) – функция общения, обмена мыслями.

Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других. В социальной психологии термин обычно используется для обозначения податливости личности человека реальному или воображаемому давлению группы, которая проявляется в изменении поведения или собственного мнения в соответствии с позицией большинства.

Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы, соответствующие
новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости, которая способна обеспечивать взаимодействие систем организма и противодействовать неблагоприятным факторам внешней среды.

Негативизм изначальная установка на недоверие к людям; неуверенность в благоприятном результате общения с окружающими.

Онтогенез – период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до естественного окончания индивидуальной жизни.

Психика – это форма взаимосвязи живого существа с окружающим миром.

Референтная группа – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. 

Сенсомоторный тип мышления, основанный на сенсорном восприятии и моторной активности. Это единственный тип мышления, который имеется у младенца с рождения и примерно до 18 месяцев жизни.

Сознание – высший уровень отражения окружающего мира, его представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Фетальный – относящийся к плоду, характерный для плода.

Эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки.

Э

гоцентризм – позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Выготский, Л. С. Проблемы возраста // Собр. соч. : в 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 244–268.

  2. Гришкевич, Н. Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения / Н. Ю. Гришкевич, Е. А. Теппер // Сиб. мед. обозрение. – 2011. – № 1. – С. 12–16.

  3. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В. Г. Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. образование, 2011. – 288 с.

  4. Криволапчук, И. А. Психофизиологические факторы готовности детей 6 лет к обучению в школе / И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова // Физиология человека. – 2012. – № 3. – С. 48–55.

  5. Либерман, А. А. Место и возможные функции понятия ведущей деятельности // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 2. – С. 12–20.

Приложение
Возрастная периодизация психического развития ребенка


Возрастной период

Хронологические рамки

Социальная
ситуация
развития


Ведущая
деятельность


Новообразования

Новорожденность

От рождения до комплекса оживления (1–1,5 месяца)

Период полной зависимости от взрослого, период наибольшей беспомощности.

Социальная ситуация еще не сложилась, есть единство только со стороны матери




Комплекс оживления

Младенчество

От комплекса оживления до

1 года

Ситуация нераздельного единства ребенка и взрослого «МЫ». Ситуация комфорта

Непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого

Ходьба.

Речь (первые слова, автономная речь).

Потребность общения

Ранний возраст

От 1 года до 3 лет

Ребенок – ПРЕДМЕТ – Взрослый. Интерес к предметному миру и его познание

Предметно-манипуляционная деятельность

Отделение себя от окружающих, сравнение себя с ними.

«Я сам».

Стремление к самостоятельности.

Наглядно-действенное мышление.

Речь

Дошкольный возраст

От 3 до 7 лет

Ребенок – Взрос­лый. Интерес к миру взрослых, познание мира человеческих отношений

Сюжетно-ролевая игра

  • Возникновение первого цельного схематичного мировоззрения (ребенок пытается упорядочить окружающее, увидеть закономерности). В центре мировоззрения стоит человек. Ребенок решает глобальные проблемы.

  • Возникновение первых этических инстанций. Ребенок начинает осознавать что хорошо, а что плохо.

  • Возникновение соподчинения мотивов. Преобладание обдуманных действий над импульсивными. Возникает принцип «данного слова», формируется настойчивость. Преодоление трудностей, чувство долга.

  • Возникновение произвольного поведения. Ребенок стремится управлять собой, поступками.

  • Возникновение личного сознания. Ребенок осознает свое место среди окружающих, понимает, что он не большой, а маленький, что он не все может.

  • Потребность в общественно-оцениваемой деятельности

Младший школьный возраст

С 7 до
10 (11) лет

Ребенок – Учитель. Учитель выступает как представитель общества. Система «ребенок – учитель» определяет взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Учебная деятельность

  • Развитие интеллектуальных операций.

  • Осознание своих собственных изменений в результате учебной деятельности.

  • Способность к осознанному сдерживанию своих действий.

  • Ответственность.

  • Произвольность и самоконтроль, нормы поведения превращаются во внутреннее требование к себе, что порождает переживание мук совести.

  • Самопознание как способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.

  • Внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата)

Подростковый возраст

С 12 (13) до 14 (15) лет

«Поворот» от направленности на мир, к направленности на самого себя. «Что я такое?» Сравнение со взрослыми и детьми. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, никакого места в системе отношений со взрослым ребенок занять не может

Интимно-личностное общение со сверстниками

  • Возникновение представлений о себе как не о ребенке.

  • Стремление к взрослости.

  • Чувство взрослости.

  • Осознание своей индивидуальности.

  • Контроль поведения, проектирование его.

  • Возникновение самосознания.

  • Глубокое понимание других людей. Понимание самого себя приводит к стремлению найти место в обществе

Юность

16 (17) до
18 (23) лет

Расширение диапазона социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей мерой самостоятельности и ответственности. Сохранение определенной зависимости от взрослых.

Расширение временного горизонта. Обращенность в будущее. Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации

Учебно-профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение

  • Готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

  • Жизненные планы.

  • Мировоззрение.

  • Профессиональные интересы.

  • Внутренняя позиция.

  • Устойчивое самосознание.

  • Ценностные ориентации









1 Эдипов комплекс – понятие, введенное в психоанализ З. Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола.

2 Комплекс Электры заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание.