Файл: Международное частное право в нотариальной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе заимствования зарубежного опыта правового регулирования нотариальной деятельности особое внимание следует акцентировать на опыте тех постсоциалистических, особенно близких нам по своему сходству экономических, социальных и политических процессов стран, где процессы реформирования нотариальных систем уже начались и продолжаются, при этом законодателю необходимо учитывать как положительный опыт реформирования, так и отрицательные практические последствия проведения реформ указанных зарубежных государств.

В первую очередь важно предоставить нотариусам доступ не только к базам Росреестра, но и к информационной системе органов ЗАГС, тем более что в Закон об актах гражданского состояния уже внесены изменения, позволяющие нам запрашивать в электронной форме сведения из ЗАГСа и одновременно обязывающие ЗАГС оперативно эти сведения предоставлять. Но пока система только настраивается, и переходный период установлен до 2021 г. До этого времени базы данных будут наполняться. А значит, в полной мере мы, а равно и обращающиеся к нам граждане воспользоваться ими еще не могут.

В некоторых иных правопорядках, например в Казахстане, нотариус при обращении к нему гражданина вводит в Единую информационную систему нотариата данные этого человека и сразу получает всю информацию о нем: дату и место рождения, семейное положение, наличие детей, менял ли он фамилию. А если появится окошечко с информацией о том, что человек умер, то нотариус поймет, что кто-то пришел с поддельным паспортом. Паспортные данные и то, что паспорт не утрачен, не потерян, тоже отображаются в Единой информационной системе нотариата. У нас такая система пока только в перспективе, Федеральная нотариальная палата активно работает в этом направлении.

Наши нотариусы также должны быть допущены к информационным базам органов публичной власти в полной мере – именно для того, чтобы создать ту самую среду доверия. Другое дело, что за рубежом решить эту задачу проще – там эти базы находятся в едином подчинении министерства юстиции.

А у нас ведомственная подчиненность ЗАГСа и Росреестра, например, разная, соответственно, информационные системы тоже разные. Это порождает определенные технические сложности для получения информации нотариусами, но мы ищем пути их преодоления.

Организация работы нотариуса в России скорее напоминает германскую модель, потому что функция советчика – это функция адвоката. Адвокат, являясь представителем одной из сторон в сделке, действительно должен рассказать все варианты развития событий и предупредить, что вот этот путь приведет к одним последствиям, а вон тот – к другим.


У нотариуса функция иная. Он должен выяснить действительную волю. Классический и часто встречающийся пример – объяснение различий в правовых последствиях договора дарения и завещания. Если к нам приходит человек, особенно в возрасте, и заявляет о намерении подарить кому-то квартиру, то мы долго выспрашиваем, понимает ли он, что тем самым лишается имущества здесь и сейчас, не получая взамен вообще ничего. Как правило, после этого восемь из десяти обратившихся осознают, что они хотели совсем другого, – часто речь идет о завещании. Но в редких случаях человек остается при своем мнении: например, у него есть, где жить, и он решил осчастливить свою дочку/внучку/сына/внука. Поэтому задача нотариуса – выяснить, что хочет человек, и если он задает нам вопросы, то, конечно, мы должны быть компетентны в любой области права.

Учитывая тождество общественных, политических и экономических процессов в отдельных государствах СНГ хочется уделить внимание анализу состояния государственно-правового регулирования нотариальной деятельности в указанных странах, и в частности, в Кыргызской Республике и Российской Федерации. Так, в частности, нотариальная деятельность в Кыргызской Республике регулируется Законом КР от 30 мая 1998 года № 70 «О нотариате», в соответствии со ст. 2 которого, «нотариат представляет собой систему государственных органов, должностных лиц и частных нотариусов, на которых возложена обязанность обеспечивать в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусом предусмотренных законодательством Кыргызской Республики нотариальных действий от имени Кыргызской Республики» [16].

Главной отличительной чертой правового положения нотариуса в Кыргызской Республики, следует считать разделение нотариусов, в соотвветсивии с положениями ст. 4 указанного Закона «О нотариате» на государственных и частных. В соответствии, с положениями ст. 4 Закона Кыргызской Республики «О нотариате», частным нотариусом может быть гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж по юридической специальности не менее трех лет, прошедший шестимесячную стажировку у государственного или частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право занятия частной нотариальной деятельностью. Тогда как, все в той же статье 4, подчеркивается, что «государственный нотариус является государственным служащим». Надо отметить, что указанные положения ст. 4 Закона КР «О нотариате» свидетельствуют о некоторых различиях правового положения «государственного» и «частного» нотариусов, так как лица, получая назначение на должность государственного нотариуса, фактически освобождаются от [21]:


  • необходимого трехлетнего юридического стажа;
  • прохождения стажировки;
  • сдачи квалификационного экзамена;
  • получения лицензии.

Данное положение, представляется нам, несколько, спорным с точки зрения наличия равных прав у государственных и частных нотариусов в Кыргызской Республике.

Кроме закрепления на законодательном уровне деятельности нотариусов от имени государства, в отличие от казахстанского законодательства о нотариате, определено также, что нотариальная деятельность не преследует цель получения прибыли.

Одной из самых актуальных проблем развития нотариата в Российской Федерации можно назвать значительное ограничение компетенции нотариальных органов – в свое время Гражданским кодексом РФ была установлена простая письменная форма для договоров с недвижимостью, тем самым уменьшилось удостоверение таких договоров нотариусами.

Авторы нововведений считали, что это упростит процедуру заключения сделок, предоставит участникам обращения большую свободу в выборе формы интересов граждан и юридических лиц. Эта точка зрения оказалась ошибочной, о чем свидетельствует анализ многочисленных публикаций. Ограничение компетенции нотариусов и отсутствие продуманной концепции урегулирования вопросов государственного контроля за деятельностью нотариусов привели к тенденции снижения роли нотариата в российском обществе, формировании негативного отношения к нотариату, некоторые ученые выражают сомнения относительно перспектив дальнейшего существования нотариата вообще.

Таким образом, сравнивая состояние регулирования нотариальной деятельности, можно прийти к невозможности однозначного вывода о более прогрессивном развитии регулирования в Российской Федерации.

Здесь, хотелось бы отметить состояние правового регулирования нотариата в Казахстане. Скорее казахстанский вариант развития нотариата представляется как, более взвешенным и эффективным. Но при этом, в процессе реформирования казахстанской национальной модели нотариата, необходимо учитывать, как позитивный, так и негативный опыт других стран.

Таким образом, из этого, в свою очередь, что вполне логично, вытекает необходимость определенного управления и контроля со стороны государства – определение соответствующими законодательными актами территориальной зоны деятельности нотариусов, обеспечения оптимизации нотариальных услуг и осуществления предотвращения монополизации, что осуществляется, как правило, при помощи установления определенных требований для допуска к профессии нотариуса и количества должностей на той или иной территории, а также установлением определенных тарифов для оплаты совершенных действий и т.п.


По вопросу заимствования достижений зарубежного опыта для национального законодательства о нотариате должна соблюдаться взвешенность, а также учитываться совместимость реципируемых норм с реалиями национальной правовой системы.

Реформирование правового регулирования нотариата, должно иметь целью, прежде всего, более эффективное осуществление функций защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, а также совершенствование контроля со стороны государства в области гражданско-правовых отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в каждой из стран Западной Европы нотариат имел свои особенности становления и развития, но тесное взаимодействие национальных нотариальных систем в Западной Европе привело к формированию некой единой системы организации нотариата и единообразному осуществлению ими нотариальных действий, получившей впоследствии наименование «латинский тип нотариата.

Нотариусы стран, которые входят в единую систему нотариата латинского типа, осуществляют свою деятельность в рамках предоставленной им национальным законодателем компетенции, а взаимодействие между ними осуществляется на основе норм международного частного права государства.

Правовой статус нотариуса в РФ включает исчерпывающий перечень действий, регламентированных в специально предусмотренном нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону Российской Федерации.

В настоящее время в мире существует две основных системы нотариата - латинского и англосаксонского типа.

Англосаксонская правовая модель основана преимущественно на судебном прецеденте, в силу чего основное внимание уделяется свидетельским показаниям как средству доказывания, в том числе и при исследовании письменных доказательств. Нотариус в правовой системе и нотариальные, как и иные письменные, документы не играют той роли, какая отведена им в странах латинского нотариата.

Латинский же нотариат можно определить как форму организации нотариальной деятельности (тип нотариата), предполагающую передачу полномочий государства по удостоверению бесспорных прав и фактов нотариусам, организующим свою работу в качестве лиц «свободной юридической профессии», выполняющих данную функцию профессионально и под свою ответственность. На латинский нотариат возлагаются обязанности по консультированию сторон, проверке законности удостоверяемой сделки, ведению и хранению архива. Контрольными полномочиями в отношении нотариата обладают государственные органы (обычно органы юстиции) и организации нотариального самоуправления (обычно нотариальные палаты), членство в которых обязательно для нотариусов. В латинском нотариате также обосновывается выделение ряда более узких моделей нотариата.


По нашему мнению, выделение иных типов нотариата не является рациональным, так как это станет лишь смешением признанных характеристик латинского и англо-саксонского нотариата, что только укрепит дискуссии среди ученых и создаст нагромождения в науке.

Нотариальная форма сделки в странах континентального права направлена на повышенную защиту личных неимущественных и имущественных прав, а также на обеспечение правовыми мерами правопорядка в государстве.

По вопросу заимствования достижений зарубежного опыта для национального законодательства о нотариате должна соблюдаться взвешенность, а также учитываться совместимость реципируемых норм с реалиями национальной правовой системы.

Реформирование правового регулирования нотариата, должно иметь целью, прежде всего, более эффективное осуществление функций защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, а также совершенствование контроля со стороны государства в области гражданско-правовых отношений.

Поэтому предлагаем законодательное изменение во вновь принятом Федеральном законе РФ «О должности нотариуса в Российской Федерации» следует закрепить главу, в которой предусмотреть исчерпывающий перечень полномочий

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26. 11. 2001 г. № 146 - ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 11.03.1993. – N 10. – Ст. 357.

  1. Абушенко Д.Б., Брановицкий К.Л., Воложанин В.П., Гражданский процесс: учебник для студентов высших юридических учебных заведений // 10е изд., перераб. и доп. М.: Статут, – 2017. – 702 с
  2. Анев В., Еременко А., Самбур С. Свет истины: к истокам духовности в нотариате // Нотариальный Вестникъ. – 2014. – № 3. – С. 2 - 10
  3. Арсланов К.М. Формальные требования к сделкам по законодательству России и Германии // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – № 4. – Том 156. – С.59.
  4. Батюк В.И., Галузо В.Н. Допустим ли мониторинг по отношению к законодательству и правоприменению в Российской Федерации? // Право и государство: теория и практика. – 2014. – № 3. – С. 146-152
  5. Бегичев А.В. Нотариат: учебник для бакалавров. М.: Проспект, – 2018. – 288 с
  6. Бутенев В.И. История возникновения и развития нотариата за рубежом и в России // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 122 - 126
  7. Возможно ли комплексное правоприменение при отсутствии официальной систематизации в Российской Федерации? // Государство и право. –2018. – № 6. – С. 76-81.
  8. Гражданское уложение Германии: Пер. с нем. / Науч. ред. А.Л. Маковский. – М., 2014. – 712 c.
  9. Еременко А.А. От античности к средневековью: нотариальный акт в контексте формирования доминанта европейской цивилизации // История государства и права, – 2015. – № 24. – С. 58-67
  10. Квитко А.Ф. Основные правовые модели развития нотариата в зарубежных государствах // Новый юридический журнал. 2016. №2. С. 162 – 174. 3
  11. Мизинцев Е.Н. О типах и моделях современного нотариата // Нотариус. – 2015. – №3. – С. 37-44.
  12. Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право. М., – 2014. – 178 с
  13. Романовская О.В. Модернизация законодательства о нотариате // Судья. – 2014. – № 7. – С.37-42.