Файл: Кафедра теории и истории государства и права курсовая работа правотворчество в современной России общая характеристика и проблемы осуществления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т. д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

Стоит также сказать, что правотворческий процесс основывается на ряде принципов. К ним относят: законность, демократизм, гласность, профессионализм, связь между законодателем и правоприменителем, системность, и несомненно научный характер правотворчества.

В основе принципа законности находится правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках закона. В ст. 104 Конституции Российской Федерации 1 и ряд специальных, посвященных законодательному процессу нормативных правовых актов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения федеральных органов или по предметам их совместного ведения с субъектами Федерации.

Гласность правотворчества заключается в содержании процедуры разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом, в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения.

Высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум. Данный вид правотворческой деятельности зависит от уровня образованности, а именно общей и правовой сознательности и культуры всех членов общества. В жизни это практически невозможно. Возможны лишь идеальные конструкции.1

От принципа профессионализма зависит качество норм права и законов и механизм последующего принятия решения компетентного государственного органа. К этой деятельности должны привлекаться обладающие профессиональными знаниями, опытом законодательного моделирования специалисты (юристы, политологи, экономисты, социологи, специалисты в подлежащих правовому регулированию отраслях государственной деятельности). Недостаточный учет этого принципа или же учет мнений лишь одной стороны, а не оценка законопроекта с разных позиций и с учетом всевозможных мнений сказывается на качестве принимаемых нормативных актов.


Исходя из этой специфики правотворческого процесса следует, что депутаты должны работать с уже подготовленными специалистами законопроектами.

Принцип научности означает, что законопроект готовится не сам по себе, произвольно, а непременно при тщательном анализе уполномоченными на то органами социальной, политической и экономической ситуации в стране. Выясняется потребность правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразность подобного регламентирования и т. д.

Вместе с тем необходима постоянная связь законодательных органов с правоприменителем, чтобы знать какого результата стоит предполагать от своего труда, оценивать эффективность принятых правовых решений и быстро корректировать свою работу по мере такой необходимости.

Суть этого принципа состоит в том, чтобы проект нормативно-правового акта был подготовлен с учетом существующих научных достижений в соответствующей отрасли права и других юридических науках.

Принцип системности указывает на необходимость связывать подготавливаемую норму права или нормативно-правовой акт с действующим законодательством. Новый акт не должен дублировать уже имеющиеся и действующие правовые нормы, тем более если они находятся в нормативно правовых актах, обладающих большей юридической силой.


    1. Виды правотворчества


Поскольку процесс правотворчества оказывает влияние на все сферы жизни общества, то не будет откровением и тот факт, что классификация видов правотворчества также будет весьма разнообразной. Правовая наука предлагает использовать различные критерии классификации правотворчества и термины для обозначения классификационных единиц: виды правотворчества, способы, формы правотворчества. Неоднозначно трактуются в науке и способы правотворчества, определяющие возможные варианты создания правовых актов соответствующего уровня. Некоторые авторы понятия «способы», «формы» и «виды» правотворчества либо смешивают, либо используют как тождественные.

Так, В.В. Лазарев различает три способа правотворчества: непосредственную правоустановительную деятельность полномочных государственных органов; санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями, и непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования - в виде референдума.

1

В своих работах А.С. Пиголкин выделяет три формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, непосредственно народом путем референдума и заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права. 2

Четыре вида предлагает С. А. Комаров: принятие нормативных правовых актов компетентными государственными органами; непосредственное правотворчество народа в ходе референдума; санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями; заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.3

Пять основных видов правотворчества выделяет Ю. А. Тихомиров: законотворчество, подзаконное правотворчество, локальное правотворчество местного самоуправления, прямое непосредственное правотворчество, договорное нормотворчество.
4

Во всех случаях, когда речь идет о способах или же формах правотворчества, при этом обсуждению подвергается характер участия государства в придании нормативным предписаниям юридической силы: прямое государственное нормоустановление, делегированное правотворчество по поручению, непосредственное правотворчество через референдум, нормотворчество посредством признания (санкционирования) прецедента, санкционирование обычая и т.п. Все это механизмы объективации права, которые использует государство, а с теоретической точки зрения это механизмы, которые охватывают объективную сторону состава правотворчества.

Основной формой правотворчества является государственная деятельность, осуществляемая парламентом. Однако кроме парламента творить нормы права дозволено и иным субъектам. Право на подготовку и принятие нормативно-правовых актов у лиц и органов, им обладающих, не может быть одинаковым. В демократическом обществе последовательно проводится принцип разделения власти на три ветви. При этом и выделяется законодательная власть как власть, обладающая исключительно широкими полномочиями по подготовке и принятию норм права и нормативных правовых актов. В Российской Федерации это двухпалатное Федеральное собрание. Нижняя палата – Государственная дума – это постоянно действующий профессиональный законодательный орган. Кроме нее существуют законодательные собрания в субъектах Российской Федерации соответственно принципу государственного устройства России.

Законы и их нормативные установления образуют основу системы законодательства. Остальные органы государства и должностные лица осуществляют еѐ на основе в соответствии с ними. В связи с особой значимостью законов в правовой действительности деятельность по их подготовке образует самостоятельный вид деятельности государства – законотворчество.

Остальная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, и ее продукт, нормативно-правовые акты, носят характер подзаконной деятельности. Такие акты в РФ принимают: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министры, иные центральные органы исполнительной власти, президенты и органы исполнительной власти субъектов РФ. Исходя из возможности существования корпоративных правовых норм следует, что нормативно-правовые акты могут издавать руководители государственных предприятий, учреждений и организаций.


Подводя итог данной главы, следует сказать, что понятие правотворчества весьма многогранно и понималось в юридической литературе, рядом авторов по разному, но все же исходя из массива определений можно сказать, что правотворчество – это именно процесс по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов по инициативе и в порядке установленным законодательством Российской Федерации.

Касательно видов правотворчества, то Российской Федерации правотворчество осуществляется главным образом в двух видах: правотворческая деятельность государства и правотворческая деятельность гражданского общества, его отдельных субъектов. Но при этом все виды правотворчества объединяет ряд принципов, по которым оно должно строиться.



  1. Законодательный процесс в современной России и его характеристика, правила и процедурные стадии


Законодательный процесс – упорядоченная процедура, присущая любому демократическому государству для развития и гармоничного существования и развития общества, в том числе и для Российской Федерации.

Стоит сказать, что основным элементом законодательного процесса являются нормы права, которые облечены в форму закона, это подчеркивает важность изучения данного феномена в демократическом правовом государстве, где одним из важнейших признаков является верховенство закона. Также, законодательный процесс - это обязательный признак правового государства. В теории и на практике возникают определенные сложности в понимании законодательного процесса. В первую очередь это связано с отсутствием единого подхода в отечественной правовой науке к понятию законодательного процесса, это позволяет сделать вывод о многогранности и сложности данного процесса.

Законодательный процесс в Российской Федерации как часть правотворческого процесса состоит из стадий: 1) законодательной инициативы; 2) решения компетентного органа о необходимости издания закона; 3) внесения законопроекта в законодательный орган; 4) принятия законопроекта; 5) официального опубликования.

В литературе выработалось два подхода к вопросу о том, что считать фактическим началом законодательной инициативы. Большинство юристов ограничивают законодательную инициативу действиями, осуществляемыми исключительно в рамках официального прохождения законопроекта в законодательном органе, считая началом законодательной инициативы внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа.