Файл: Менеджмент профессионального спортивного клуба на примере футбольного клуба "Спартак".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Клубная форма организации спортивной работы характерна для большинства стран мира.

В современных условиях социально-экономического реформирования проблемная ситуация заметно изменилась и обострилась. Ее сущностные особенности зафиксированы в материалах дискуссии на первой международной встрече по проблеме развития спортивных клубов в России "Правовые, экономические и управленческие аспекты, клубного движения в спорте". Открывая этот семинар, первый заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму В. Хоточкин дал краткий аналитический обзор деятельности клубов, находящихся в центре реформ в сфере российской физической культуры.

Суть характеристики современного состояния дел в клубном движении сводится к следующему. Третий год идут реформы в российском спорте, в основе которых - судьба клубов. Основа и перспектива развития у клубного движения есть. Наряду с этим существует значительный разброс мнений о том, что такое клубное движение, каковы его формы и характер, правовые основы функционирования и дальнейшего развития, источники финансирования и т.д. Ответить на эти вопросы можно с помощью изучения, обобщения и критического освоения зарубежного опыта, в частности с помощью сотрудничества с Комитетом по развитию спорта Совета Европы. Необходимо оперативно создать рабочую группу для изучения всех научно обоснованных идей и предложений по развитию клубного движения. Целесообразно создать подразделение по клубной работе в структуре Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, которое помогало бы общественникам. Предстоит большая работа над законодательной базой клубного движения, в частности над созданием типового положения о спортивном клубе и др.

Спортивный менеджмент является популярной отраслью в управлении на сегодняшний день в связи со своей высоко доходностью. Его основная задача - руководство всевозможными спортивными организациями, такими как клубы, секции, федерации и проч., поэтому именно они и являются объектом пристального внимания спортивного менеджмента. Неверно думать, что достижение высоких спортивных результатов, а также улучшение самочувствия людей, практикующих подобную физическую активность, есть его конечная цель. Эффективное управление организациями, осуществляющими физкультурно-спортивную деятельность, их


распространение, широкое внедрение в жизнь общества - вот к чему стремится спортивный менеджмент.

Объект: система управления деятельностью спортивных клубов.

Предмет: международные спортивные клубы.

Цель: изучить основные особенности управления деятельностью спортивных клубов.

Задачи:

  1. Изучить понятие «спортивный клуб».
  2. Рассмотреть функции, особенности и принципы спортивного менеджмента.
  3. Охарактеризовать систему финансирования спортивного клуба.
  4. Выделить особенности управления деятельностью спортивных клубов.
  5. Определить основные проблемы в управлении деятельностью спортивных клубов.
  6. Разработать пути решения проблем в сфере управления деятельностью спортивных клубов.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников; педагогическое наблюдение; опрос (анкетирование, беседа); моделирование; видеосъемка; поисковое исследование; педагогический эксперимент; тестирование; экспертная оценка и самооценка; статистическая обработка результатов исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ

1.1 Понятие «спортивный клуб».

Традиционное определение спортивного клуба звучит следующим образом: спортивным клубом называется общественная или частная организация, объединяющая спортсменов и любителей спорта.

Вышеприведенная трактовка, безусловно, имеет право на существование. Её плюсами являются простота и краткость. Но в то же время она неточна и грешит понятийной ограниченностью. Во-первых, в ней не фигурирует понятие интереса, который и есть объединяющее звено в клубах любого типа. Во-вторых, спортивный клуб может вообще не быть какой-либо формальной организацией, имеющей официальный статус. Наконец, есть прямая взаимосвязь между понятиями спорт и спортивный клуб; от того, каким образом национальные или международные законодатели трактуют дефиницию спорт, будет зависеть и понимание спортклуба. Например, если российский Закон «О физической культуре и спорте» трактует спорт как физическую активность и соревновательную деятельность в этой сфере, то спортклубами на легитимной основе будут считаться лишь те структуры, которые связаны с физическим спортом. Интеллектуальное, творческое или профессиональное соперничество уже не будут рассматриваться как часть спорта.


Напротив, украинский Закон о физической культуре и спорте в ст.1 указывает: «Спорт — деятельность субъектов сферы физической культуры и спорта, направленная на выявление и унифицированное сравнение достижений людей в физической, интеллектуальной и иной подготовленности путем проведения спортивных соревнований и соответствующей подготовки к ним».

В сравнении с формулировкой российского Закона о ФиС, приведенной в ст.2-12 «спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» мы видим иной методологический подход. Во-первых, украинский законодатель дополняет категорию спорта, которая традиционно понимается как двигательная активность, термином «интеллектуальной и иной подготовленности». Если принимать во внимание трактовку интеллектуальная игра, которая понимается как соперничество участников, основанное на знаниях, интеллекте и эрудиции, то мы имеем дело с далеко идущими выводами.

В практическом плане это означает, что к спорту могут быть отнесены все соревнования интеллектуальной и творческой направленности - не только карточные игры, шахматы, шашки, но и компьютерные игры разной направленности (стратегии, шутеры, гонки, пасьянсы), головоломки, конкурсы стихов или соревнований типа «Что? Где? Когда?». В таком подходе просматривается возврат к олимпийским принципам античности, когда соревнования проводились не только в физическом спорте, но и в интеллектуальной сфере. Кстати, тот же самый принцип проповедовал и Пьер де Кубертен, который и сам получил (выступая анонимно) золотую Олимпийскую медаль за стихи «Ода спорту».

Важность приведенного нами выше сравнения состоит в нескольких аспектах: правовом, статистическом, экономическом и социально­психологическом.

Правовой аспект выражается в том, что под вывеской спортивного клуба могут начать работу игорные заведения, мотивируя это законодательной трактовкой понятия спорт.

Если закон о ФиС относит к спортивным клубам игровые, творческие и иные профессиональные площадки (типа конкурсов лучший по профессии), то в статистическом плане число спортклубов по стране сильно возрастёт.

Экономический ракурс также важен, так как любые хозяйственные и финансовые преференции спортклубам (такие, как снижение налогов, льготное кредитование или сниженная оплата за коммунальные услуги) будут распространяться на всех участников, называющих себя спортивными клубами.


Наконец, в социально-психологическом плане у населения может возникнуть неприятие к «спортсменам», играющим в покер или рулетку.

Стоит также отметить, что под эгидой спортклуба собираются физические лица по интересам - кто-то сам занимается физической активностью, соревновательной деятельностью или духовными практиками, а кто-то образует фан-клубы, научные, статистические, культурно­воспитательные, литературные группы, которых привлекает спорт как зрелище, социальный и культурный феномен, требующий анализа, изучения, дискуссий, сбора статистических данных, литературной, художественной и иной творческой работы.

К классификации спортивных клубов мы обратимся ниже, а пока остановимся ещё на одном немаловажном моменте - а именно на формальном и неформальном характере клубов, существующих в реальной жизни де-юре и де-факто.

Наш краткий анализ удобно начать с наиболее простых форм спортивного клуба - это облегчит понимание их организационной структуры и принципов функционирования, и далее мы будем продвигаться от простого к сложному.

Итак, если несколько пенсионеров решили организовать

неформальное сообщество любителей скандинавской ходьбы, то будет ли эта простейшая структура, основанная на устных договорённостях являться спортклубом? Да, будет, так как присутствуют необходимые критерии для 10

понятия спортклуба - объединение людей по интересам, по целям и средствам реализации (создаётся в целях поддержания здоровья и взаимного общения посредством периодических занятий и упражнений). Другое дело, что такой дворовый спортклуб носит неформальный характер и не предусматривает каких-либо юридических и экономических процедур (например, устава или членских взносов). Руководство клубом может взять на себя неформальный лидер, или же управленческое звено будет децентрализовано, т.е. не принадлежать кому-либо в отдельности.

В виде неформализованных спортивных сообществ могут организовываться виртуальные площадки, команды и дискуссионные клубы, где обсуждаются спортивные события, участники обмениваются мнениями, видео и фотоматериалами, архивными данными и т.д.

Неформальные спортклубы имеют свои достоинства и недостатки. К числу последних относится отсутствие постоянно действующей организационной и управленческой структуры, надлежащей финансовой базы, помещения и инфраструктуры. Кроме того, если созданный клуб планирует участие в соревновательной деятельности, ему необходима тренировочная база и связь с другими клубами для договорных отношений.


К одним из легендарных клубов можно отнести футбольный спортклуб «Спартак»-советский и российский профессиональный футбольный клуб из Москвы, основан 18 апреля 1922 года. Самый популярный российский клуб Самый титулованный футбольный клуб России. 12-кратный чемпион СССР, 10-кратный чемпион России, 10-кратный обладатель Кубка СССР, 3-кратный обладатель Кубка России, обладатель Суперкубка России, 6-кратный обладатель Кубка Содружества, полуфиналист трёх главных клубных европейских турниров (Кубка европейских чемпионов, Кубка обладателей кубков и Кубка УЕФА). Лучший российский клуб в истории Лиги чемпионов

1.2 Функции, особенности и принципы спортивного менеджмента

Спортивный менеджмент - такой вид отраслевого специального менеджмента, деятельность которого направлена на руководство физкультурно-спортивными объектами. Ни одно серьезное предприятия не может обойтись без хорошего управленца, обладающего необходимыми знаниями и умениями в этой области, спортивные общества не исключение.

Спортивный менеджер - это отличный эксперт, занимающий руководящие позиции в ФСО, не только имеющий опыт научного управления, но и способный применять его в своей специфической деятельности.

Таким образом, спортивный менеджмент - это специальная теория и практика руководства физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.

Определение показывает, что спортивный менеджмент полностью совпадает с принципами и задачами обычного менеджмента, однако имеет свою узкую направленность. Он координирует те вопросы и решает те проблемы, которыми не должен заниматься спортсмен, то есть все, что связанно не с тренерской деятельностью, но имеющее непосредственное отношение к спорту.

Общие и конкретные функции спортивного менеджмента

Для начала рассмотрим общие функции. В спортивном менеджменте они выглядят как набор конкретных шагов, следующих в строгом порядке друг за другом и имеющих возобновляемый характер, аналогичный этапам управленческого цикла.

На самом деле, общие функции очень универсальны и их можно встретить абсолютно в любой отрасли управления. Принято различать такие функции, как планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Любое движение субъекта управления с начального этапа дальше допустимо в том случае, когда у него есть четкое представление, как организован весь процесс в целом (то есть стратегический план развития), а также присутствует хорошая движущая сила. Немаловажна и обратная связь, которая достигается благодаря координирующей функции.