Файл: Менеджмент профессионального спортивного клуба на примере футбольного клуба "Спартак".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спортивными клубами в Германии считаются клубы для занятий спортом невысокого разряда, со средним доходом, то есть клубы для занятий спортом населения в целом (86 тыс. клубов, 26 млн. человек - члены этих клубов).

Принципы оптимальной клубной структуры в Германии таковы:

  • целесообразен 1 клуб на 1 тысячу жителей (в среднем);
  • в каждом клубе программы для всех возрастов и обоих полов;
  • для каждого клуба обязательны программы соревновательных и не соревновательных видов спорта;
  • членство в клубах платное (взнос из расчета оплаты в среднем одного часа работы квалифицированного специалиста);
  • в клубах культивируются 10 и более основных национальных видов спорта.

Клубы в Германии ежегодно организуют около 10 млн. спортивных мероприятий, около 8 млрд. курсов всевозможных. Одна из составных частей деятельности клуба - подготовка кадров для работы в качестве спортивных руководителей на добровольной основе.

В стране насчитывается около 1,4 млн. мужчин и женщин, добровольно работающих председателями, казначеями, судьями, членами президиума и т.д. Их труд оценивался в 3,6 млрд. марок или 2млрд. долл. Ежегодно они проводят на спортивных площадках или за рабочим столом 185 млн. часов.

Безусловно, есть и штатные специалисты, но их число (10 тысяч) слишком мало по сравнению с энтузиастами. Денежных средств клубов на образование, спортивную форму, транспорт, питание и литературу расходуется в пределах 20 млрд. марок. Немецкие специалисты по 31

менеджменту считают, что клуб как форма организации спортивно­оздоровительной деятельности среди населения наиболее эффективна по следующим причинам:

  • ориентирован на интересы населения, широкий выбор видов спорта;
  • ориентирован на соревновательную деятельность;
  • ориентирован на здоровый образ жизни;
  • ориентирован на добровольную работу в области спорта;
  • экономически выгоден (стоимость занятий ниже в связи с добровольной работой руководителей).

В Германии многие клубы исходят в своей работе из следующих принципов:

  • не существует нежелающих заниматься спортом, существует плохая организация;
  • начинающим следует предлагать занятия в упрощенной форме, чтобы первые шаги приносили успех;
  • путь в спорт - это почти всегда путь двоих (должен быть кто-то инструктор, друг, родственник - кто пригласит и проводит начинающего).

Помимо философских и организационных установок немецкие общественные клубы придерживаются таких практических принципов:


  1. Доступность клуба: услуги предоставляются по доступным ценам.
  2. Помимо спорта клуб предоставляет и кампанию. Во время занятий и праздников члены клуба сближаются, клуб становится вторым домом.
  3. Занимающиеся могут участвовать в разработке программ.

В отличие от общественных клубов частные клубы в Германии называются студиями. Их насчитывается более 5000 тысяч, из них женских - 550.

Фитнесс-студии - это хорошо оборудованные помещения, кроме тренажеров много других видов услуг, приспособления и спецоборудование,

целевые программы для совершенствования разных частей тела, документально оформленные индивидуальные планы тренировок. Эти заведения привлекают клиентов тем, что могут удовлетворить индивидуальные запросы в соответствии с уровнем подготовки клиента. В своей работе студии отходят, зачастую, от общепринятых в спортивной педагогике установок и методик.

Одно из преимуществ также в том, что студия облегчает начинающему его первые шаги в спорте.

Посещения в свободное для клиента время, занятия по индивидуальному плану способно избежать перегрузок, которые в групповых занятиях нередко неизбежны. Основные клиенты студий - молодежь. 60% в возрасте от 19 до 30. Однако «текучесть» клиентов в студиях больше, чем в общественных клубах. В среднем 40% участников студий выбывают в течение года.

Финансовый менеджмент зарубежных спортивно-оздоровительных клубов

Как показывает практика, зарубежные клубы нового образца (современные комплексы с множеством развлекательных, образовательных, торговых и деловых услуг, частные, коммерческие) взимают плату с клиентов на 9-10% больше, и получают доход на 12-15% больше, чем средний клуб.

Анализ данных зарубежных исследований показывает, что около 70% коммерческих спортивно-оздоровительных клубов относится к малому бизнесу, так как численность работающих в них менее 100 человек, а размер годового дохода до 3,5 млн. долларов. Однако доход примерно 70% клубов в США составляет менее 1 млн. долларов в год. Основными источниками доходов частных и коммерческих клубов являются:

  • членские и вступительные взносы, составляющие до 70% всех поступлений;
  • поступления от оплаты за тренировочные программы и консультации;
  • доход от оплаты дополнительных и сопутствующих услуг, достигающий в некоторых клубах 30%;
  • доход за счет новых членов клуба (клубы обычно работают на 70-80 % своих потенциальных возможностей);
  • доход от лицензионной, издательской деятельности;
  • поступления от спонсоров и благотворительных фондов.

Средний размер зарплаты персонала в зарубежных клубах колеблется от 17 до 35 тыс. долларов в год.

В клубах много почасовиков, оплата которых колеблется от 5 до 8 долларов в час. Клубы открыты по 17 часов в день. Наиболее популярное время с 16.00 до 20.30.

В США владельцы коммерческих клубов в качестве критерия оценки эффективности работы клуба используют соотношение общей годовой прибыли к общей площади комплекса. Для клубов без кортов приняты такие показатели: 30 долл. На кв. фут - «удовлетворительно», 35 - «хорошо», 40 - «отлично». В конце года учитывают количество новых членов. Рост числа членов клуба в год на 6-8% - «удовлетворительно», 8-10% - «хорошо», 10­12% -«отлично».

2.3 Основные проблемы в управлении деятельностью спортивного клуба.

Когда спортивным клубом владеет частное лицо, то это весьма облегчает процесс принятия и исполнения управленческих решений. Собственнику не надо ни с кем согласовывать свои действия, координировать их с коллегиальными органами, доказывать свою правоту партнерам по бизнесу.

Самостоятельность, автономность и оперативность в управлении - вот главные козыри профессионального спортивного клуба с единым собственником.

Однако своеобразной платой для собственника за указанные преимущества является неограниченная ответственность по финансовым обязательствам клуба. За все спортивные, организационные и финансовые просчеты всю полноту ответственности несет владелец клуба.

Стоит лишь однажды сделать неверный шаг, принять неправильное управленческое решение - и его негативные последствия сразу или с некоторой задержкой сказываются на спортивной и финансовой стороне дела.

Так, непродуманная продажа другому клубу перспективного игрока или покупка дорогостоящего атлета, склонного к капризам и нарушениям спортивного режима, могут подорвать финансовую стабильность клуба, испортить внутренний психологический климат, ухудшить спортивные результаты.

Такие периоды в жизни спортивных клубов, увы, не редкость. В эти моменты владельцы клубов теряют крупные суммы денег, а иногда и весь бизнес. Но даже банкротство и потеря бизнеса не снимают с собственника клуба бремени финансовой ответственности. Под удар может быть поставлено и его личное имущество, которое изымается по решению суда и распродается в счет погашения образовавшихся долгов.


Разумеется, такой исход в спортивном бизнесе не устраивает многих участников рынка - собственников клубов, кредиторов, спонсоров, болельщиков, тренеров, атлетов.

Стремясь ограничить финансовую ответственность рамками бизнеса, владельцы клубов осуществляют размен своих управленческих полномочий на финансовую стабильность. Достигается это за счет изменения организационно-правовой формы клуба, который из единоличного владения превращается в акционерное общество закрытого или открытого типа.

Выпуская в обращение акции, учредители клубов предлагают купить их всем желающим - болельщикам, партнерам, спортсменам, тренерам, менеджерам.

Покупая акции клубов, физические и юридические лица становятся совладельцами бизнеса, принимают участие в его управлении (по принципу одна акция - один голос), и получают часть прибыли, заработанную клубом, в виде дивидендов.

Такая схема управления профессиональным спортивным клубом особенно хороша для крупных организаций, участвующих в регулярных национальных чемпионатах высшего уровня и значимых соревнованиях.

И это вполне объяснимо: в премьер-лигах и высших дивизионах цена ответственности за спортивные и финансовые результаты значительно возрастает, а ошибки обходятся очень дорого. В спортивных клубах, организованных в виде акционерных обществ, ответственность падает уже не только на единоличного владельца клуба, но распределяется между всеми акционерами пропорционально количеству акций, находящихся в их распоряжении.

То же самое можно сказать и о прибыли: победы приносят владельцам акций клуба повышенные дивиденды и увеличение курсовой стоимости акций, делая их богаче.

Кроме того, все юридические и физические лица, приобретающие акции спортивного клуба, приносят ему необходимые денежные средства, которые могут быть потрачены на обновление и совершенствование материальной базы, на покупку новых игроков или тренеров, на строительство спортсооружений, на рефинансирование задолженности и прочие нужды.

Сразу оговоримся, что прибыльные спортивные клубы, в том числе и акционерные общества, встречаются в мировой практике достаточно редко.

Преобладающую часть полученной прибыли поглощают зарплаты тренеров и игроков, которые в современном профессиональном спорте очень высоки.

В спортивных клубах, имеющих статус акционерного общества, процедура принятия управленческих решений претерпевает серьезные изменения по сравнению с единоличным владением. Власть одного человека сменяет коллективный разум.


Теперь уже не собственник клуба принимает и воплощает в жизнь все важнейшие решения, а специализированный управленческий орган, носящий название совета директоров.

Именно эти люди вырабатывают согласованные управленческие решения, которые принимаются коллегиально. Менеджеры клуба и его тренерский состав являются исполнителями воли основных акционеров, в число которых входят не только представители профессионального спорта, но и спонсоры клуба.

Риски от неудачного выступления профессионального спортивного клуба, имеющего статус акционерного общества, уже не так критичны для его совладельцев, как в случае единоличного владения. Максимум, что может потерять акционер клуба - это принадлежащие ему акции, которые из-за спортивных и финансовых неудач клуба обесцениваются. Личное имущество акционеров не может быть отчуждено по требованию кредиторов, желающих вернуть свои долги.

Спортивному клубу, имеющему статус акционерного общества, легче получать крупные банковские кредиты под залог собственных акций, проще осуществлять переход прав собственности от одного инвестора к другому. Кроме того, по котировкам акций клуба на фондовой бирже хорошо видно, как оценивает рынок перспективы клуба, его финансовое состояние и качество менеджмента.

Следует, однако, отметить, что помимо несомненных достоинств акционерного спортивного клуба, в данной организационно-правовой форме имеются и существенные недостатки.

В частности, полученный профессиональным клубом доход облагается налогом дважды - в первый раз налогом на прибыль, а второй раз - налогом на дивиденды, которые получают акционеры клуба. Если величина налогов значительная, то это может перечеркнуть все прочие достоинства акционерной формы собственности.

Помимо этого, спортивный клуб в статусе акционерного общества, должен вести публичную отчетность, регулярно публиковать бухгалтерский баланс и другие предусмотренные законом формы отчетности. Очевидно, что работа аудиторов и публикация отчетности в СМИ требуют дополнительных расходов.

И все же указанные недостатки не мешают профессиональным спортивным клубам во многих странах мира использовать акционерную форму собственности как оптимальную в части управления и привлечения внешних финансовых ресурсов.

С помощью такого инструмента как акции клубам удается решать проблемы привлечения финансовых средств болельщиков и спонсоров, создания дочерних компаний, вхождения в капитал партнеров по бизнесу.