Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Громов Сергей Вячеславович
Преподаватель:
Гладнева Светлана Геннадьевна
Практическое занятие 1
Задания по теме 1.1 Методическая деятельность и ее специфика в системе начального общего образования
Цель занятия: иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 1. Выполните сравнительный анализ методической работы и методической деятельности учителя начальных классов. Результаты работы оформите в виде таблицы:
Критерии для сравнения | Методическая работа | Методическая деятельность |
Цель | Повышение профессионального уровня конкретного специалиста | Обслуживание практики обучения |
Объект | Образовательная система специалиста | Процесс обучения, воспитания и развития личности учащегося |
Предмет | Профессиональные затруднения педагогов в образовательной системе учреждения | Различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса обучения, воспитания развития личности |
Методы | 1. Коллективные (методический совет, психолого – педагогические семинары, научно – практические конференции.) 2. Групповые (предметные методические объединения, творческие группы, мобильная группа педагогов, Школа молодого учителя, методические совещания.) 3. Коллективно – групповые (семинары – практикумы, открытые уроки, круглые столы, мастер – классы.) 4. Индивидуальные (методические консультации, наставничество, самообразовательная работа.) | Моделирование педагогических действий; проектирование педагогических действий (если нет аналогов), рефлексия собственной деятельности, психологического состояния, управления совместной деятельностью |
Функции | аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, конструктивная, функция нормативного определения и разработки средств обучения (исследовательская, инновационная) | аналитическая, включающая методический анализ, анализ содержания начального образования, анализ и самоанализ урока, анализ собственной деятельности и деятельности учащихся и т. д.; проектировочная, связанная с планированием и под готовкой обучающей и учебной деятельности; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащегося в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков; нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения |
Результат | Повышение квалификации Разработка программ и методических пособий: методические разработки, публикации; работы учителя по теме самообразования, использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы, средства диагностики для оценки образовательных результатов, отчет о работе в методическом объединении, информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах | Средства обучения: методически переработанный отобранный, учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения учебных задач; приёмы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д. |
Сделайте вывод о том, как взаимосвязаны методическая работа и методическая деятельность.
ВЫВОД:
Методическая работа – комплекс действий, направленных на создание условий нормального протекания основного производственного (образовательного) процесса.
Методическая деятельность – это система мер, направленных на постоянное совершенствование методической работы, повышающая качество образования и обеспечивающая эффективность функционирования вуза в целом.
Таким образом эти два понятия связаны тем, что направлены на совершенствование образовательного процесса.
Задание 2. О важности методической работы говорилось в трудах Я.М. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из возрастных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм работы с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л.П., Полевиной М.Н., Немовой Н.В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.
Найдите определения понятия «методическая деятельность» у вышеперечисленных авторов и других педагогов (по выбору), раскрывающие специфику методической деятельности учителя начальных классов (не менее 6-ти определений). Заполните таблицу:
Автор определения | Определение понятия «методическая деятельность» |
Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко | Методическая деятельность – обязанность преподавателя, направленная на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины |
Н.В. Немова | Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта |
Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая | Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, целостная система, направленная на повышение квалификации, творческого потенциала и профессионального мастерства коллектива, это процесс и показатель качества кадрового потенциала учебного заведения |
С.Ж. Гончарова | Методическая деятельность представляет собойспецифический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создание метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик |
И.В. Никишина | Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров |
Л.Н. Горбунова | Методическая работа – воспринимается как контрольная, внешняя по отношению к его деятельности по обучению, наряду с внешним требованием к педагогу заниматься исследовательской деятельностью, разработкой и апробацией новых программ, методик, технологий и тд. |
Сделайте вывод:
ВЫВОД:
1. Сравните определения разных авторов и выделите сущностные характеристики понятия «методическая деятельность». Перечислите их.
Л.Г. Семушина, Н.Г. - обязанность преподавателя совершенствования преподавания.
С.Ж. Гончарова - специфический тип, который направлен на методики обучения.
Л.Н. Горбунова - контрольная деятельность.
И.В. Никишина, Н.В. Немова, Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова и Г.П. Скамницкая - процесс развития кадров, их повышение квалификации и мастерства.
2. В чем заключается специфика методической деятельности в начальной школе?
Методическая деятельность – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Методическая деятельность:
-
проводится непрерывно, не требует значительных затрат материальных ресурсов
-
в содержании и формах методической работы конкретного ОУ учитываются задачи и результаты учебно-воспитательного процесса
-
оперативно реагирует на изменения в содержании образования, его научно- методическом обеспечении
-
включает в коллективную деятельность интеллектуальный потенциал и опыт большинства преподавателей
-
стимулирует сплочение педагогического коллектива
-
способствует развитию образовательного учреждения
Задания по теме 1.2 Сущность, цели, функции, направление и содержание методической деятельности учителя начальных классов
Цель: уметь определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 3. С внедрением ФГОС НОО в практику работы начальной школы меняются требования к современному учителю начальной школы. Следствием этого являются педагогические и методические проблемы в работе учителя. Например, проблема доминирования учителя на уроке, субъективность оценивания, высокий уровень эмоциональной тревожности и т.п. Сформулируйте возможные проблемы учителей начальных классов при введении ФГОС НОО (не менее 10-ти проблем). Какое психолого-педагогическое сопровождение Вы предложили бы для решения каждой из этих проблем?
Результаты работы оформите в таблице:
Педагогические и методические проблемы учителя начальных классов при введении ФГОС НОО | Формы и содержание психолого-педагогического сопровождения |
психологическое сопротивление к изменениям | вовлечение педагогов в продуктивную деятельность по решению профессиональных затруднений в вопросах организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС |
неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников | организовать работу по мониторингу формирования УУД |
недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности | диагностика, курсы повышения знаний, обмен опытом |
сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников | тематические встречи, консультации, корректировка действий |
слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности | организовать психологическое сопровождение в начальной школе, курсы повышения педагогического мастерства |
недостаточное кадровое обеспечение, в том числе, психологического, логопедического и социального сопровождения введения ФГОС НОО | переподготовка имеющихся в лицее кадров. Создание условий для непрерывного повышения квалификации; вовлечение педагогов в систему социального партнерства и сетевого взаимодействия |
недостаточно эффективное использование в образовательном процессе мультимедийного и интерактивного оборудования | сетевой обмен продуктами методической деятельности педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе |
низкий уровень правовых знаний (в том числе, нормативно-правового обеспечения ФГОС) | организация работы по повышению уровня правовых знаний. |
синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС | организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП |
сложности в организации внеурочной деятельности | отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности |
Задания по теме 1.3 Уровни и формы методической деятельности. Методические задачи
Цель: уметь анализировать методическую продукцию; иметь практический опыт анализа методической продукции; изучения и анализа педагогической и методической литературы.
Задание 5. Одной из важных методических задач, стоящих перед учителем начальных, классов является задача анализа и адаптации имеющихся методических разработок.
Познакомьтесь с видами методической продукции.
Рассмотрите требования, предъявляемые к качеству методической продукции.
Изучите методы анализа методической продукции.
Результаты работы оформите в таблице:
Виды методической продукции | Требования к качеству методической продукции | Методы анализа методической продукции |
Информационно-методическая | содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности (методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет) | изложение сведений, подлежащие распространению; анализ передового педагогического опыта; применение инновационных педагогических технологии и т.д. |
Организационно-методическая | предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел | инструктивно–методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа |
Прикладная | представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции | сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции |
Научно-методическая | создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания | тезис, статья |
Учебная (образовательная продукция) | творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода | учебники, учебное пособие |