Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов Практическое занятие 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования  

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Практическое занятие 1

Выполнил:

 Обучающийся Громов Сергей Вячеславович

Преподаватель:

Гладнева Светлана Геннадьевна 

Практическое занятие 1

Задания по теме 1.1 Методическая деятельность и ее специфика в системе начального общего образования

 

Цель занятия: иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.

 

Задание 1. Выполните сравнительный анализ методической работы и методической деятельности учителя начальных классов. Результаты работы оформите в виде таблицы:

Критерии для сравнения

Методическая работа

Методическая деятельность

Цель

Повышение профессионального уровня конкретного специалиста 

 Обслуживание практики обучения

Объект

 Образовательная система специалиста

 Процесс обучения, воспитания и развития личности учащегося

Предмет

 Профессиональные затруднения педагогов в образовательной системе учреждения

 Различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса обучения, воспитания развития личности

Методы

 1. Коллективные (методический совет, психолого – педагогические семинары, научно – практические конференции.)

2. Групповые (предметные методические объединения, творческие группы, мобильная группа педагогов, Школа молодого учителя, методические совещания.)

3. Коллективно – групповые (семинары – практикумы, открытые уроки, круглые столы, мастер – классы.)

4. Индивидуальные (методические консультации, наставничество, самообразовательная работа.)

 Моделирование педагогических действий; проектирование педагогических действий (если нет аналогов), рефлексия собственной деятельности, психологического состояния, управления совместной деятельностью

Функции

 аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, конструктивная, функция нормативного определения и разработки средств обучения (исследовательская, инновационная)

  аналитическая, включающая методический анализ, анализ содержания начального образования, анализ и самоанализ урока, анализ собственной деятельности и деятельности учащихся и т. д.; проектировочная, связанная с планированием и под готовкой обучающей и учебной деятельности; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащегося в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков; нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения

Результат

 Повышение квалификации Разработка программ и методических пособий: методические разработки, публикации; работы учителя по теме самообразования, использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы, средства диагностики для оценки образовательных результатов, отчет о работе в методическом объединении, информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах

 Средства обучения: методически переработанный отобранный, учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения учебных задач; приёмы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д.


Сделайте вывод о том, как взаимосвязаны методическая работа и методическая деятельность.

ВЫВОД:

Методическая работа – комплекс действий, направленных на создание условий нормального протекания основного производственного (образовательного) процесса.

Методическая деятельность – это система мер, направленных на постоянное совершенствование методической работы, повышающая качество образования и обеспечивающая эффективность функционирования вуза в целом.

Таким образом эти два понятия связаны тем, что направлены на совершенствование образовательного процесса.

Задание 2. О важности методической работы говорилось в трудах Я.М. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из возрастных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм работы с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л.П., Полевиной М.Н., Немовой Н.В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.

Найдите определения понятия «методическая деятельность» у вышеперечисленных авторов и других педагогов (по выбору), раскрывающие специфику методической деятельности учителя начальных классов (не менее 6-ти определений). Заполните таблицу:

Автор определения

Определение понятия «методическая деятельность»

 Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко

 Методическая деятельность – обязанность преподавателя, направленная на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины

Н.В. Немова

Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта

Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая

Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, целостная система, направленная на повышение квалификации, творческого потенциала и профессионального мастерства коллектива, это процесс и показатель качества кадрового потенциала учебного заведения


С.Ж. Гончарова

Методическая деятельность представляет собойспецифический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создание метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик

И.В. Никишина

Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров

Л.Н. Горбунова

Методическая работа – воспринимается как контрольная, внешняя по отношению к его деятельности по обучению, наряду с внешним требованием к педагогу заниматься исследовательской деятельностью, разработкой и апробацией новых программ, методик, технологий и тд.


Сделайте вывод:

ВЫВОД:

1. Сравните определения разных авторов и выделите сущностные характеристики понятия «методическая деятельность». Перечислите их.

Л.Г. Семушина, Н.Г. - обязанность преподавателя совершенствования преподавания.

С.Ж. Гончарова - специфический тип, который направлен на методики обучения.

Л.Н. Горбунова - контрольная деятельность.

И.В. Никишина, Н.В. Немова, Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова и Г.П. Скамницкая - процесс развития кадров, их повышение квалификации и мастерства.

2. В чем заключается специфика методической деятельности в начальной школе?

 Методическая деятельность – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Методическая деятельность:

  • проводится непрерывно, не требует значительных затрат материальных ресурсов 

  • в содержании и формах методической работы конкретного ОУ учитываются задачи и результаты учебно-воспитательного процесса 

  • оперативно реагирует на изменения в содержании образования, его научно- методическом обеспечении 

  • включает в коллективную деятельность интеллектуальный потенциал и опыт большинства преподавателей 

  • стимулирует сплочение педагогического коллектива 

  • способствует развитию образовательного учреждения

 


Задания по теме 1.2 Сущность, цели, функции, направление и содержание методической деятельности учителя начальных классов

 

Цель: уметь определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.

 

Задание 3. С внедрением ФГОС НОО в практику работы начальной школы меняются требования к современному учителю начальной школы. Следствием этого являются педагогические и методические проблемы в работе учителя. Например, проблема доминирования учителя на уроке, субъективность оценивания, высокий уровень эмоциональной тревожности и т.п. Сформулируйте возможные проблемы учителей начальных классов при введении ФГОС НОО (не менее 10-ти проблем). Какое психолого-педагогическое сопровождение Вы предложили бы для решения каждой из этих проблем?

Результаты работы оформите в таблице:

Педагогические и методические проблемы учителя начальных классов при введении ФГОС НОО

Формы и содержание психолого-педагогического сопровождения

психологическое сопротивление к изменениям 

 вовлечение педагогов в продуктивную деятельность по решению профессиональных затруднений в вопросах организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников

организовать работу по мониторингу формирования УУД

недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности

диагностика, курсы повышения знаний, обмен опытом


сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников

тематические встречи, консультации, корректировка действий

слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности

организовать психологическое сопровождение в начальной школе, курсы повышения педагогического мастерства

недостаточное кадровое обеспечение, в том числе, психологического, логопедического и социального сопровождения введения ФГОС НОО

переподготовка имеющихся в лицее кадров. Создание условий для непрерывного повышения квалификации; вовлечение педагогов в систему социального партнерства и сетевого взаимодействия

недостаточно эффективное использование в образовательном процессе мультимедийного и интерактивного оборудования

сетевой обмен продуктами методической деятельности педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе

низкий уровень правовых знаний (в том числе, нормативно-правового обеспечения ФГОС)

организация работы по повышению уровня правовых знаний.

синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС

организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП

сложности в организации внеурочной деятельности

отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности


  

Задания по теме 1.3 Уровни и формы методической деятельности. Методические задачи

Цель: уметь анализировать методическую продукцию; иметь практический опыт анализа методической продукции; изучения и анализа педагогической и методической литературы.

 

Задание 5. Одной из важных методических задач, стоящих перед учителем начальных, классов является задача анализа и адаптации имеющихся методических разработок.

Познакомьтесь с видами методической продукции.

Рассмотрите требования, предъявляемые к качеству методической продукции.

Изучите методы анализа методической продукции.

Результаты работы оформите в таблице:

Виды методической продукции

Требования к качеству методической продукции

Методы анализа методической продукции

Информационно-методическая



содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности (методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет)



изложение сведений, подлежащие распространению;
анализ передового педагогического опыта;
применение инновационных педагогических технологии и т.д.



Организационно-методическая



предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел 



инструктивно–методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа



Прикладная



представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции 



сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции




Научно-методическая



создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания



тезис, статья



Учебная (образовательная продукция)



творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода



учебники, учебное пособие