ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 353
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература народов Российской Федерации
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература конца XIX — начала XX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
Литература второй половины XIX века
Литература первой половины XX века
Литература второй половины XX века
Литература первой половины XIX века
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как осо- бого способа познания жизни, с обеспечением культурной само- идентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего наро- да, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к на- следию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании ува- жения к отечественной классике как высочайшему достиже- нию национальной культуры, способствующей воспитанию па- триотизма, формированию национально-культурной идентич- ности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих куль- турных традиций и ценностей; формированию гуманистическо- го мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изуче- ния литературы для дальнейшего развития обучающихся,
6 Примерная рабочая программа
с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизаци- ей отношений человека и общества, ориентированы на воспита- ние и развитие мотивации к чтению художественных произве- дений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоя- тельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного чита-
теля, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирова- ние у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литератур- ных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпре- тации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведе- ниями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи на- правлены на развитие умения выявлять проблематику произве- дений и их художественные особенности, комментировать ав- торскую позицию и выражать собственное отношение к прочи- танному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их не- однозначного толкования в рамках достоверных интерпрета- ций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с про- изведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об истори- ко-литературном процессе; развивать умения поиска необходи- мой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуника- тивно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершен- ствование речи школьников на примере высоких образцов ху- дожественной литературы и умений создавать разные виды уст- ных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, вла-
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 7
деть различными видами пересказа, участвовать в учебном диа- логе, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументи- рованно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Рус- ский язык и литература» и является обязательным для изуче- ния. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в не- делю, в 7 и 8 классах — 2 часа в неделю. Суммарно изучение ли- тературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа в соответствии со всеми ва- риантами учебных планов.
8 Примерная рабочая программа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» ПО ГОДАМ ИЗУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки наро- дов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о се- ми богатырях».
М. Ю. Лермонтов.Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьян- ские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фраг- мент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о род- ной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти сти- хотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Тол- стого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошади- ная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
ЛИТЕРАТУРА. 5—9 классы 9
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Гало- ша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения_отечественной_литературы_о_природе_и_живот'>Произведения отечественной литературы о природе и живот- ных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришви- на, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Ко- рова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского остро- ва»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Аста- фьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных пи- сателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).