ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория управления как комплексная наука обобщает формы, методы и приемы управления в различных системах — социальных, биологических, технических. управление образованием можно рассматривать как процесс регулирования отношений между людьми, с одной стороны, получающими образование и таким образом удовлетворяющими свои образовательные потребности, а с другой стороны, профессионально организующими целенаправленный образовательный процесс в рамках различных образовательных систем.
Поскольку система образования является разновидностью социальной системы, постольку и управление образованием относится к сфере социального управления. Таким образом, управление образовательными системами представляет собой разновидность социального управления, где в качестве объекта управления выступает система образования. В настоящее время теория управления образованием развивается как относительно самостоятельная отрасль знания, взаимосвязанная с педагогикой.
В теории управления образовательными системами осуществляются различные подходы к организации управленческой деятельности (функциональный, ситуационный, программно-целевой, личностно-ориентированный, системный и др.), однако во всех этих подходах главным элементом процесса управления выступают выработка и принятие управленческого решения. Кроме того, данные подходы объединяет общность их основных компонентов, таких как ведущие понятия, принципы и методы управления. Поскольку мы ведем речь об управлении образовательными системами, вполне естественно рассматривать данный процесс с точки зрения системного подхода, который позволяет организовывать деятельность субъектов образования с позиций теории и практики научного управления, что предполагает:
-
— проведение всестороннего комплексного анализа результатов управленческой деятельности в целостной системе; -
— выявление закономерных связей, определяющих уровень целостности организации управления системой по горизонтали и вертикали; -
— определение специфических проблем и условий функционирования системы в социуме; -
— разработку динамической структуры и технологии управления педагогической системой.
Одной из модификаций системного подхода является системно-деятельностный подход к управлению. Он позволяет устанавливать уровень целостности образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия ее элементов, подчиненность целей деятельности подсистем различного уровня единой цели. Практика показывает, что любые внешние вмешательства в управление школой, не учитывающие законов ее существования, насильственное воздействие на нее не только не способствуют ее развитию, но и являются фактором, дестабилизирующим функционирование школы и вносящим определенные трудности в управление.
Как уже отмечалось, управление образовательными системами представляет собой разновидность социального управления. Объектом управления является система образования. В настоящее время теория управления образованием выступает как относительно самостоятельная отрасль знания, взаимосвязанная с педагогикой.
В теории управления образовательными системами осуществляются различные подходы к организации управленческой деятельности (функциональный, ситуационный, программно-целевой, личностно ориентированный (человеко-центрированный), системный (системно-деятельностный) и др.).
Существует еще один аспект управления в образовании — педагогический. С точки зрения системно-деятельностного подхода образовательный процесс как взаимодействие педагога с обучающимися представляет собой педагогическую систему, в основе которой находится единство подсистем — управляющей (педагог) и управляемой (ученик). Ученик одновременно выступает и в роли объекта управления (со стороны педагога) и в роли субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, т. е. решает в меру своей подготовленности управленческие задачи.
С этой точки зрения педагогическое управление — сознательное, целенаправленное воздействие со стороны педагога на обучающегося (или группу), осуществляемое с целью направить его (их) деятельность на качественное освоение содержания соответствующей образовательной программы.
Цель педагогического управления — создание условий для оптимального функционирования педагогических систем различных видов и уровней, направленных в конечном счете на личностное развитие обучающегося с учетом его духовных и природных возможностей.
Предметом педагогического управления является организация деятельностной среды обучающихся (воспитанников), направленной на освоение ими предметного или социокультурного опыта как основы и условия их развития.
К средствам педагогического управления относятся разнообразные теоретические и эмпирические научные знания, на основе которых формируются представления воспитанников, методы воспитания и обучения, педагогическое обще-
С.218
ние. К специфическим средствам педагогического управления можно отнести и личность педагога.
Продуктом педагогического управления является информация об уровне, содержании и характере сформированного у воспитанников индивидуального опыта учения и межличностного взаимоотношения в системах «ученик — ученик», «ученик — педагог», «педагог — педагог».
Результат педагогического управления — выведение педагогической системы к такому состоянию функционирования, при котором наилучшим образом достигаются цели образования в соответствии с требованиями образовательных программ и государственных образовательных стандартов и с учетом индивидуальных особенностей и потребностей человека.
Педагогическое управление, подчиняясь общим закономерностям социального управления, имеет свою специфику, обусловленную особенностями педагогического процесса в рамках различных образовательных систем и спецификой профессионально-педагогической деятельности.
Специфика педагогического управления выражается прежде всего в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда субъекта управленческой деятельности.
Предметом труда является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, а орудием труда — слово, язык, речь. Результатом труда является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта педагогического управления — воспитанников).
Образовательное учреждение как педагогическая система представлено совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов.