Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций
Кафедра психологии и социальной педагогики
Взаимодействие учителя начальных классов
с родителями обучающихся
Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа
допущена к защите
Зав. кафедрой психологии
и социальной педагогики
________ _________________
дата М.А.Иваненко, канд. пед. наук, доцент
Руководитель ОПОП ВО 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование»:
Иваненко М.А., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии
-
социальной педагогики
______ ____________________
датаподпись
Исполнитель:
Борисова Наталия Брониславовна, студентка БП - 48zu АР группы заочного отделения
______ _______________________
дата подпись
Научный руководитель: Шрамко Н.В., канд. пед. наук, доцент кафедры технологий социальной работы
_____ _____________
дата подпись
Екатеринбург 2017
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся …………………………………………....7
1.1. Родители обучающихся как субъекты образовательной деятельности …………………………………………………………...7
1.2.Направления взаимодействия учителяначальных классов с родителями обучающихся…………………………………………...18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся на примере
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения«Средняя общеобразовательная школа №56»
……………………………… 32
2.1.Из опыта работы школы № 56 по взаимодействию с родителями обучающихся начальных классов …………………………………….32
2.2.Программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся ……………………………………………...…………...42
Заключение ………………………………………………………………………..58
Список использованной литературы ………………………………………….61
Приложения ………………………………………………………………….........68
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Учитель организует родителей и направляет процесс воспитания в семье. Это закреплено в нормативных документах: Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» отражает взаимодействие родителя с учителем в статье 44 п. 3 и 4, говоря, что родители имеют право:
1) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
-
знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Необходимость взаимодействия родителей и учителей отражена и в ФГОС НОО. Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
-
участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации; -
обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы
3
образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей)
-
учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
-
соответствии с требованиями ФГОС НОО программы духовно-
нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.
Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
- установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Средиосновных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
-
консультирование и просвещение по психолого-педагогическим проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
-
участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
-
участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Учитель должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности. Учителю необходимо
4
изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов.
Сегодня взаимодействие семьи и школы – это принцип, который становится обязательным требованием для осуществления образования – это основное требование к организации целостного педагогического процесса, обеспечивающий успешное обучение и воспитание детей.
Тем не менее, несмотря на важность форм взаимодействия, наличие условий для контакта и обозначенность в нормативных документах, практика показывает, что учителя испытывают значительные проблемы во взаимодействии с родителями.
Вопросом взаимодействия педагога и родителя как основой развития
гармоничной личности занимаются В.Р.Кисловская, А.М.Прихожан,
Ю.Л.Ханин, И.А.Мусина; В.М.Астапов.
Противоречие – между важностью взаимодействия учителя с родителями обучающихся, как субъектами образовательных отношений и недостаточным вниманием к этому в деятельности общеобразовательных организаций.
Проблема исследования – как осуществлять взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся?
Тема исследования–«
Взаимодействие учителя начальных классов с
родителями обучающихся».
Объект исследования – процесс взаимодействия учителя с родителями
обучающихся.
Предмет исследования – содержаниевзаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и практических аспектов взаимодействия учителя с родителями обучающихся разработать и реализовать программу взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
5
Гипотеза исследования – взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся будет успешным, если:
-
осуществляется по разным направлениям (педагогическое просвещение, привлечениешкольных специалистов: психолога и социального педагога, практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог);
-
используются разнообразные формы (круглый стол, дискуссионный клуб, педагогический тренинг, творческий отчёт, родительско-ученический капустник) и методы (анкетирование, тестирование, анализ детских рисунков).
Задачи:
-
Дать обоснование необходимости взаимодействия учителя с родителями в образовательной организации.
-
Изучить направления взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся. -
Проанализировать деятельность МАОУ СОШ № 56 по взаимодействию с родителями обучающихся начальных классов.
Методы исследования:
-
теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение;
-
эмпирические методы (практические) – анализ документов, беседа,
опрос.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56»
Структура работы – выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы,
приложения и изложена на 80 страницах.
6
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя начальных
классов с родителями обучающихся
1.1. Родители обучающихся каксубъекты образовательной деятельности
Обучающиеся и их родители (законные представители), педагогические, научно-педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются субъектами образовательной деятельности, правое положение которых отражено в гл. 4 и 5 Закона «Об образовании в РФ» [26].
-
Законе «Об образовании в РФ» определены нормы взаимодействия учителя, образовательного учреждения с родителями обучающихся, права в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [26, ст. 44], среди которых: выбирать формы обучения, защищать права и интересы детей, участвовать в самоуправлении школы, получать объективную информацию об освоении ребенком образовательной программы,
консультироваться по проблемам обучения и воспитания детей, знакомиться с содержанием и результатами, а также ходом образовательного процесса и др.
В то же время законодательство отражает и обязанности родителей. В законе говорится, что родители должны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений, уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
7
Особое внимание в Законе «Об образовании в РФ» [26] уделяется определениям основных понятий образовательного процесса: образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Данные формулировки свидетельствуют о приоритете воспитательного потенциала у семьи. Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что большинство родителей по объективным и субъективным причинам не уделяют