Файл: Задание Что такое межличностный конфликт Дайте ихтипологию. Межличностный конфликт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Что такое «межличностный конфликт»? Дайте их
типологию.
Межличностный конфликт – открытое столкновение двух и более взаимодействующих между собой субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, позиций,
интересов и ценностей.
Структура конфликта – взаимосвязи между его элементами:
конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются и не статичны. К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.
Типология межличностных конфликтов.
Виды
Характеристика видов
По направленности
- горизонтальные – участники не подчиняются друг другу
- вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом
- смешанные – где есть обе составляющие (организация)
По значению последствий
- конструктивные (созидательные) – оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми
- деструктивные (разрушительные) – одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы
По характеру причин
- объективные
- субъективные (плохое настроение, самочувствие)
По сфере протекания
- деловые
- личностно-эмоциональные

Виды
Характеристика видов
По форме проявления
- скрытые (плохо осознаются людьми)
- открытые (осознаются)
По времени протекания
- ситуативные
- пролонгированные: средней продолжительности, длинные и пульсирующие (то есть когда конфликт то затихает, то возникает вновь)
По сфере жизни
- экономические
- семейные
- конфликты на производстве и другие
Задание 2. Каковы особенности психической структуры
личности в психоанализе Фрейда?
Структура личности в теории Фрейда состоит из трех элементов: Ид
(Оно, Бессознательное), Супер-Эго («Сверх-Я», Надсознание) и Эго («Я»,
Сознание).
Система бессознательного Ид (Оно, Бессознательное)
Ид («оно») = бессознательное:
- инстинкты, принцип удовольствия
- нет контроля
Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией.
Согласно Фрейду, Ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни.
Как древнейшая первозданная структура психики, онтология выражает первичный принцип всей человеческой жизни – мгновенный всплеск психической энергии, порождаемый биологически обусловленными импульсами (особенно сексуальными и агрессивными).


Фрейд выделяет следующие
важные
особенности
бессознательного:
1. невербальность;
2. энергия и динамическая сила никогда не идет на спад;
3. в сознательное путь закрыт;
4. бессознательное это вытесненное, которое формируется на протяжении всей жизни человека без участия сознания;
5. законы функционирования отличаются от законов сознательной деятельности;
6. бессознательное живет «всевременно».
Важнейшие структурные элементы бессознательного:

Ошибочные действия (оговорки, обмолвки, описки, ошибки,
забывание, являются психическими актами, возникающими в результате наложения двух различных намерений).

Сновидения (психотические реакции на действующие на человека во сне раздражители)

Влечение – они являются основным фондом бессознательного,
являясь психическими элементами внутреннего раздражения организма,
обладающих соматическим телесным характером, влечения делятся на две категории: влечения «Я», целью которых является самосохранение человека; сексуальные влечения «libido» для продолжение рода.
Супер-Эго («Сверх-Я», Надсознание)
Супер-Эго («сверх-я») = сверхсознательное
- ценности, нравственность, духовность
- самоконтроль
Эта система, становится продуктивным источником духовной силы и энергии для взаимодействия с реальностью. Все это приобретается в процессе социализации – через формирование Супер-Эго.

С точки зрения Фрейда, организм не рождается с Супер-Эго, а скорее дети должны обретать его, вследствие взаимодействия с родителями,
учителями и
другими
«формирующими»
фигурами.
Будучи морально-этической силой,
Супер-Эго представляется следствием длительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться,
когда ребенок начинает распознавать «правильно» и «неправильно»
(примерно в возрасте от 3 до 5 лет). Супер-Эго считается всецело сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем.
Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы:

Совесть.
Становление системы за счет родительских наказаний. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины.

Эго-идеал – аспект поощрения Супер-Эго. Происходит его становление при высокой оценке окружающих людей.
Система предсознательного Эго («Я», Сознание)
Эго «Я» = предсознательное
- разум, рассудок, принцип реальности
- внешний контроль
Данную систему Фрейд выделяет в качестве 3 пласта психики личности между Идом и Супер-Эго – здесь психические переживания подвергаются двойному регулированию. Принцип наслаждения, который действовал в бессознательном, теряет свое влияние, рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни – принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивированного потребностями «Оно»: предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти,
которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний,
влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.


В чем состоит отличие «сознательного» от «психического»?
Оба качества существуют на основе работы нервной деятельности организма. Но психика является базовым качеством организма, а сознание свойственно только человеку. Фрейд замечает, что «психическое» и
«сознательное» – определения неидентичные. Их нельзя отождествлять,
так как в психике человека имеются весьма усиленные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и так далее. Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Например, затянувшиеся паузы перед отдельными словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут указывать о некоторой неискренности его словесных суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.
Какое значение имеет бессознательное для практики делового
общения?
Фрейд считал, что на поведение человека действует не только рациональное, но и иррациональное мышление (импульсы и влечения,
нацеленные на удовлетворение инстинктов человека). Еще Фрейд считал,
что личность во всех жизненных ситуациях действует с учетом вытесненного в бессознательное комплекса Эдипа (комплекс Эдипа восходит к античному мифу о царе Эдипе, который убивает отца и женится на матери, в учении Фрейда он означает неосознанное эротическое вожделение ребенка к родителю).
Положение Фрейда о ведущей значимости эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным. Но важно отметить то обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит неожиданная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер –
мужчина или женщина, действуют механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.
Задание
3.
Выделите
основные
отличия
партнеров
с
экстравертированной и интровертированной установками.
Личность с
интровертированным
типом
установки характеризуется нерешительностью, рефлексивностью, замкнутостью.
Она нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение.
Интроверсии характерно негативное отношение к предмету. Для интроверта решающими являются субъективные точки отсчета.
Субъективное всегда выше чем объективное, и ценность субъекта всегда выше ценности объекта. Интроверту в первую очередь важны собственные переживания, поэтому интровертированная установка заключается в том,
что собственное мнение оказывается для интроверта всегда более весомым аргументом, чем внешняя реальность.
Для людей с экстравертным типом крепления характерна
открытость, осторожность. Она легко адаптируется к любой этой ситуации и быстро обращается в контакты, часто спокойно и уверенно, не обращая внимания на незнакомую ситуацию.
Экстраверсия характеризуется положительным отношением к предмету. Внешние факторы – мнения других людей, общие представления, объективные обстоятельства – во многом определяют их действия и решения, а не их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.