Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций
Кафедра психологии и социальной педагогики
Взаимодействие учителя начальных классов
с родителями обучающихся
Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа допущена к защите
Зав. кафедрой психологии и социальной педагогики
________ _________________ дата М.А.Иваненко, канд. пед. наук, доцент
Исполнитель:
Борисова Наталия Брониславовна, студентка БП - 48zu АР группы заочного отделения
______ _______________________ дата подпись
Руководитель ОПОП ВО 44.03.02 –
«Психолого-педагогическое образование»:
Иваненко М.А., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики
______ ____________________ дата подпись
Научный руководитель:
Шрамко Н.В., канд. пед. наук, доцент кафедры технологий социальной работы
_____ _____________ дата подпись
Екатеринбург 2017

2
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя начальных
классов с родителями обучающихся …………………………………………....7
1.1. Родители обучающихся как субъекты образовательной деятельности …………………………………………………………...7
1.2.Направления взаимодействия учителяначальных классов с родителями обучающихся…………………………………………...18
Глава 2. Опытно-поисковая
работа
по
взаимодействию учителя
начальных
классов
с
родителями
обучающихся
на
примере
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения«Средняя
общеобразовательная
школа
№56»
……………………………… 32
2.1.Из опыта работы школы № 56 по взаимодействию с родителями обучающихся начальных классов …………………………………….32
2.2.Программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся ……………………………………………...…………...42
Заключение ………………………………………………………………………..58
Список использованной литературы ………………………………………….61
Приложения ………………………………………………………………….........68


3
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Учитель организует родителей и направляет процесс воспитания в семье. Это закреплено в нормативных документах: Закон
«Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Закон
«Об образовании в
Российской
Федерации» отражает взаимодействие родителя с учителем в статье 44 п. 3 и 4, говоря, что родители имеют право:
1) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно- программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
2) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Необходимость взаимодействия родителей и учителей отражена и в
ФГОС НОО. Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
 участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
 обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы

4 образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы духовно- нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно- региональным сообществом.
Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Средиосновных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
1) консультирование и просвещение по психолого-педагогическим проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Учитель должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности. Учителю необходимо


5 изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов.
Сегодня взаимодействие семьи и школы – это принцип, который становится обязательным требованием для осуществления образования – это основное требование к организации целостного педагогического процесса, обеспечивающий успешное обучение и воспитание детей.
Тем не менее, несмотря на важность форм взаимодействия, наличие условий для контакта и обозначенность в нормативных документах, практика показывает, что учителя испытывают значительные проблемы во взаимодействии с родителями.
Вопросом взаимодействия педагога и родителя как основой развития гармоничной личности занимаются
В.Р.Кисловская,
А.М.Прихожан,
Ю.Л.Ханин, И.А.Мусина; В.М.Астапов.
Противоречие – между важностью взаимодействия учителя с родителями обучающихся, как субъектами образовательных отношений и недостаточным вниманием к этому в деятельности общеобразовательных организаций.
Проблема исследования – как осуществлять взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся?
Тема исследования–«Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся».
Объект исследования – процесс взаимодействия учителя с родителями обучающихся.
Предмет исследования – содержаниевзаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и практических аспектов взаимодействия учителя с родителями обучающихся разработать и реализовать программу взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.

6
Гипотеза исследования – взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся будет успешным, если:
- осуществляется по разным направлениям (педагогическое просвещение, привлечениешкольных специалистов: психолога и социального педагога, практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог);
- используются разнообразные формы (круглый стол, дискуссионный клуб, педагогический тренинг, творческий отчёт, родительско-ученический капустник) и методы (анкетирование, тестирование, анализ детских рисунков).
Задачи:

Дать обоснование необходимости взаимодействия учителя с родителями в образовательной организации.

Изучить направления взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.

Проанализировать деятельность
МАОУ
СОШ
№ 56 по взаимодействию с родителями обучающихся начальных классов.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение;
- эмпирические методы (практические) – анализ документов, беседа, опрос.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56»
Структура работы – выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения и изложена на
80 страницах.


7
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя начальных
классов с родителями обучающихся
1.1. Родители обучающихся каксубъекты образовательной
деятельности
Обучающиеся и их родители (законные представители), педагогические, научно-педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются субъектами образовательной деятельности, правое положение которых отражено в гл. 4 и 5
Закона «Об образовании в РФ» [26].
В Законе «Об образовании в РФ» определены нормы взаимодействия учителя, образовательного учреждения с родителями обучающихся, права в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [26, ст. 44], среди которых: выбирать формы обучения, защищать права и интересы детей, участвовать в самоуправлении школы, получать объективную информацию об освоении ребенком образовательной программы, консультироваться по проблемам обучения и воспитания детей, знакомиться с содержанием и результатами, а также ходом образовательного процесса и др.
В то же время законодательство отражает и обязанности родителей. В законе говорится, что родители должны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями
(законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений, уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8
Особое внимание в Законе «Об образовании в РФ» [26] уделяется определениям основных понятий образовательного процесса: образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Данные формулировки свидетельствуют о приоритете воспитательного потенциала у семьи. Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что большинство родителей по объективным и субъективным причинам не уделяют должного внимания данному процессу. Потому развитие ребенка должно сегодня реализовываться только в диалоге учителя и родителя[2].
Становление личности напрямую зависит от того, как происходило её развитие в младшие школьные годы. За историю развития человечества общество знает две ветви воспитания, которые так или иначе связаны с развитием личности – семейная и социальная.
Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Сегодня семья и школа становятся двумя взаимодополняемыми направлениями становления маленькой личности.
Безусловно, их воспитательные функции различны, но успешное становление ребенка невозможно без их взаимодействия [1].


9
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Вся наша жизнь представляет собой взаимодействие с другими людьми. Попытаемся разобраться в характеристике данного понятия.
Термин «взаимодействие», который раскрывается через явление обмена мыслями сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как совокупность линий поведения, суть которых раскрывается как спектр задач семейного воспитания и выстраивается на основе единого поведения в воспитании.
В основе взаимодействия школы и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое говорит о равенстве поведения родителей и учителей, направленность на достижение единой цели.
Но говоря о взаимодействии семьи и учителя, необходимо ввести еще один термин – понятие содружества – совместной слаженной работы, основанной на дружбе с целью достижения определенного результата.
Содружество воспринимается как эмпатическая характеристика, сущность которой сводится к взаимодействию школы с семьей, готовность помочь в достижении воспитательных и образовательных задач.
Учителя начальных классов находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок – родитель – педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. Сегодня педагоги и дидакты все больше говорят о необходимости взаимодействия родителей и педагогов. Тем не менее, в сложившейся ситуации все больше наблюдается дисгармония отношений. В основе этой дисгармонии могут лежать как особенности личного взаимодействия, так и сложившаяся система предубеждений, которая мешает семьям быть активными участниками педагогического процесса. Современная ситуация обнаруживает ряд противоречий:

10
– между низким уровнем педагогического воспитания и недостаточными знаниями родителей о педагогическом процессе;
– между активным стремлением родителей участвовать в педагогическом процессе и строгим регламентом, который направляет деятельность школьного учреждения;
– между знаниями прав родителей и неумением ими пользоваться, а также между широкими знаниями о правах, но недостаточными знаниями об обязанностях;
– между необходимостью построения взаимоотношений педагогов с родителями ребенка и недостаточной компетентностью обеих сторон в данном процессе [20].
Сотрудничество же предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, но союзниками в нелегком процессе становления маленькой личности.
Взаимодействие педагога и родителей является одним из важнейших направлений педагогической деятельности. Именно в этом взаимодействии формируется понимание специфики ребенка и именно через него происходит полноценное формирование личности. Сам же преподаватель помогает родителям разобраться в особенностях развития ребенка, пережить возрастные кризисы и вместе реализовать воспитание.
Семья – это, прежде всего, институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок, независимо от возраста (а в раннем возрасте это проявляется особенно ярко) ожидает любви в семье. Причем его должны любить не за то, что он является хорошим, слушается маму, папу или бабушку, а за то, что он просто родился, за то, что он есть. Семья, помимо функции любви, выполняет и функцию социализации. Именно здесь ребенок получает свой первый