ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, заставляющие людей бояться, отказываться от разума, самостоятельности и независимости. В результате у людей развивается неуверенность, тревога и рабская психология. Таким образом, темный народ становится готовым к полному подчинению своим руководителям – людям без морали, чуждым добродетели, жадным, бесчеловечным и лживым.
Политическая философия
Философ критиковал идею божественного происхождения власти короля за то, что она служит оправданием всемогущества, бесконтрольности, произвола властей. Гольбах призывал государей к мудрому и гуманному правлению.
«Безумства и насилия государей, как и их преступное равнодушие, ослабляют общества и приводят их к гибели. Роскошь всегда была и будет для государств причиной близкого краха; она расслабляет души людей и ослабляет все пружины управления; она изгоняет патриотизм, внушает презрение к чести, постепенно подрывает основы общества».
О законах. Социальные законы, политические действия должны быть отражением природного закона нравственности – добросовестности, т.е. надлежащего исполнения контрактов, договоров и союзов между людьми и государствами. Непонимание этой истины ведет к тому, что люди и народы плохо знают взаимно связывающие их обязанности, «а их руководители, ослепленные своими безрассудными страстями, ведут себя как воры и бандиты, попирающие все законы справедливости».
О справедливости. Гольбах отмечал, что в стране должны царить справедливость и разумная свобода; что в результате правления «власти, основанной на беззаконии, насилии и безрассудстве», идея справедливости «угасла во всех душах».
О свободе. Мысли П.А. Гольбаха о свободе воли развиваются от полного отрицания до признания.
Сначала философ, придерживаясь строгого детерминизма, считал, что воля человека подчинена действию биологических законов, и свободы воли нет: «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни». «Для человека, – писал он, – свобода есть не что иное, как заключенная в нем самом необходимость» . На социальные бури могут влиять «излишки едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха». Позже Гольбах признал не только биологические мотивы человеческих поступков: «Хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа».
Далее, Гольбах наконец-таки признал, что человек должен быть признан свободным, так как содержит в себе самом свойственные его существу причины. Любовь к свободе присуща каждому человеку, и она под влиянием насилия, привычки, невежества, религиозных предубеждений может ослабнуть, но не может быть уничтожена совсем.
О Просвещении. Гольбах считал, что только Просвещение способно спасти от гибели ослепленную невежеством и зараженную роскошью нацию. Просвещение должно указать народам на их права, а государям – на их обязанности и очевидные интересы. Все государи должны понять, что «никакой правитель не может быть счастливым, если общество несчастно, что для нации, лишенной моральных устоев, невозможно ни счастье, ни прочное положение, ни могущество, что без обеспечения справедливости и свободы не может существовать ни одно правительство».
Политическая философия
Философ критиковал идею божественного происхождения власти короля за то, что она служит оправданием всемогущества, бесконтрольности, произвола властей. Гольбах призывал государей к мудрому и гуманному правлению.
«Безумства и насилия государей, как и их преступное равнодушие, ослабляют общества и приводят их к гибели. Роскошь всегда была и будет для государств причиной близкого краха; она расслабляет души людей и ослабляет все пружины управления; она изгоняет патриотизм, внушает презрение к чести, постепенно подрывает основы общества».
О законах. Социальные законы, политические действия должны быть отражением природного закона нравственности – добросовестности, т.е. надлежащего исполнения контрактов, договоров и союзов между людьми и государствами. Непонимание этой истины ведет к тому, что люди и народы плохо знают взаимно связывающие их обязанности, «а их руководители, ослепленные своими безрассудными страстями, ведут себя как воры и бандиты, попирающие все законы справедливости».
О справедливости. Гольбах отмечал, что в стране должны царить справедливость и разумная свобода; что в результате правления «власти, основанной на беззаконии, насилии и безрассудстве», идея справедливости «угасла во всех душах».
О свободе. Мысли П.А. Гольбаха о свободе воли развиваются от полного отрицания до признания.
Сначала философ, придерживаясь строгого детерминизма, считал, что воля человека подчинена действию биологических законов, и свободы воли нет: «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни». «Для человека, – писал он, – свобода есть не что иное, как заключенная в нем самом необходимость» . На социальные бури могут влиять «излишки едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха». Позже Гольбах признал не только биологические мотивы человеческих поступков: «Хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа».
Далее, Гольбах наконец-таки признал, что человек должен быть признан свободным, так как содержит в себе самом свойственные его существу причины. Любовь к свободе присуща каждому человеку, и она под влиянием насилия, привычки, невежества, религиозных предубеждений может ослабнуть, но не может быть уничтожена совсем.
О Просвещении. Гольбах считал, что только Просвещение способно спасти от гибели ослепленную невежеством и зараженную роскошью нацию. Просвещение должно указать народам на их права, а государям – на их обязанности и очевидные интересы. Все государи должны понять, что «никакой правитель не может быть счастливым, если общество несчастно, что для нации, лишенной моральных устоев, невозможно ни счастье, ни прочное положение, ни могущество, что без обеспечения справедливости и свободы не может существовать ни одно правительство».