Файл: Методические основы выполнения композиции живописного пейзажа в технике масляной живописи.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФИЛИАЛ Государственного образовательного учреждения Высшего образования МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в Городе ЕГОРЬЕВСКЕ – КоЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИКИ И ИСКУССТВА
Выпускная квалификационная работа
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ЖИВОПИСНОГО ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
студентки 42 группы
Жирновой Ольги Дмитриевны
специальность 54.02.06
«Изобразительное искусство и черчение»
Руководитель
Белова Ирина Георгиевна
Дата защиты____________
Оценка ____________
Егорьевск, 2021
Содержание
Введение
Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.
Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.
Актуальность исследования заключается в необходимости углубления теоретических знаний для выполнения творческой работы – композиции пейзажа в технике масляной живописи.
Выбор сюжета живописного пейзажа может оказаться не таким простым делом, как кажется на первый взгляд. На самом деле, пейзаж не часто открывается перед зрителем во всей своей красе или, по крайне мере, представляет собой исключительно эстетический интерес.
Имея даже небольшой опыт рисования пейзажа важно понимать, что глаз не всегда способен правильно оценить красоту будущего произведения. Например, большой панорамный пейзаж может показаться привлекательным, наполненным игрой красок, но при попытке отразить его на бумаге изображение получиться блеклым.
Но может получиться и наоборот. Пейзаж на первый взгляд мало привлекательный, а на бумаге окажется достойным интереса и весьма значительным.
Это не простое явление основывается на зрительном восприятии, психологии и художественном опыте человека.
Если же решение нарисовать пейзаж с натуры принято, перед автором встает проблема выбора композиции.
Цель работы состоит в изучении методических основ построения живописного пейзажа
Для достижения поставленной цели в данной работе решались следующие задачи:
-
Проанализировать и систематизировать знания по методическим основам выполнения композиции живописного пейзажа; -
Изучить основные принципы работы над композицией в пейзаже; -
Рассмотреть основные средства выразительности живописного пейзажа; -
Изучить значение воздушной перспективы в композиции пейзажа.
Объект исследования: методические основы композиции в пейзаже.
Предмет исследования: композиционные основы выполнения пейзажа в технике масляной живописи.
Методы исследования: теоретические: аналитическое исследование педагогической и методической литературы, систематизация материала.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки композиции пейзажа
-
Принципы работы над композицией в пейзаже
В таком виде изобразительного искусства, как живопись, которая, как известно, полностью построена на плоскости посредством цветных материалов, композиция является важнейшим организующим компонентом художественной формы, придающий произведению единство и цельность изображаемых на картине предметов или действий.
Работа по созданию художественного произведения – это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом разрабатывается композиция. Композиция в живописи выражает определенную идею, она определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения.
Композиция в живописи – это определенное расположение изобразительных элементов на картине, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Дабы привлечь внимание зрителя и взволновать его, художник старается подобрать наиболее выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится выстроить композицию так, чтобы изображенные объекты находились в наиболее выразительной форме. Все лишнее в картине отбрасывается, на холсте остается только лишь то, что действительно необходимо и является главным объектом в произведении искусства. Чувство восторга от самого произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины.
Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени и т. д. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, точка зрения в композиции, композиционный центр, равновесие картины, контрасты в композиции, ритм композиции и, наконец, роль цвета в композиции. Все это имеет огромнейшее значение на построение композиции изображения.
Вот некоторые из принципов, которые чаще всего художник может использовать:
- не размещать основной объект прямо в центре рисунка;
- линия горизонта не должна разделять рисунок на две части, равные между собой;
- избегать двух равных по контрасту друг с другом частей;
- оставлять немного свободного места вокруг объекта;
- разбавление монотонности горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов;
- избегать в пейзаже схождений линий в центре рисунка;
- помнить, что «линии интереса» ведут взгляд наблюдателя вглубь рисунка, а не к боковым краям.
Допустим, что все вышеперечисленные принципы были учтены и определен композиционный строй будущей работы, но все же основной сложностью остается перенесение на плоскую поверхность реального трехмерного пространства, причем сохраняя направление глубины пейзажа.
Огромное значение для создания композиции пейзажа имеет внимательное изучение объекта под разными углами зрения, чтобы точнее воспринять, а затем воспроизвести его наиболее выгодным образом. Поэтому выполняется серия этюдов для предварительного и подробного изучения пейзажа, причем первый из них сделан под выбранным углом зрения.
Однако создание композиции не ограничивается выбором удобного угла зрения, существует ряд и других проблем – таких, как вставка в рисунок одних элементов, изъятие из него других, либо изменение их габаритов и местоположения.
Идет «оттачивание» изображения, то есть выбор размеров рисунка, вертикального или горизонтального формата.
Таким образом, автор работы стремится выполнить все принципы композиции пейзажа в живописи, именно поэтому художники выполняют столь захватывающие полотна, которые становятся достоянием истории всего художественного мира.
-
Передача формы и пластики - основные средства выразительности пейзажа
Всё, что окружает человека, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и многое другое.
Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.
Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:
-
геометрический вид (конструкция) -
величина -
положение в пространстве -
масса -
фактура -
текстура -
цвет -
светотень
Во всём окружающем мире художник стремится искать и устанавливать сходство форм. Облако, пятно краски, случайные линии или геометрические фигуры, произвольно собранные вместе, - всё это сразу же напоминает какой-нибудь образ, порождаемый нашим воображением на основе запечатлённых в памяти предметов. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определённые соотношения и связи.
Например, форма деревьев различна в спокойный день и ветреную погоду. Также может изменяться форма облаков, превращаясь в птицу, дракона или принимая очертания сказочного замка.
Следует помнить, что, моделируя форму предметов в пейзаже, студент должен прорисовывать их не с одинаковой силой, а в зависимости от удаленности и освещенности. Предметы первого плана прорисовываются более четко и детально. Предметы на втором плане рисуются более обобщенно.
Леонардо да Винчи писал: «На далеких расстояниях деревьев от глаза, их видящего, им воспринимаются лишь главные теневые и световые массы, а те, которые не являются основными, теряются вследствие своего уменьшения».
Благодаря удивительной способности человеческого восприятия художник может остановить мгновение, запечатлев в рисунке изменчивые формы предметов. Чем ближе объект, тем лучше и четче различается его форма. Внимательно вглядываясь в окружающий мир, можно обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела.
Именно передача красоты и выразительности форм отличает понятие пластики от обычного конкретного понятия передачи движения предмета в картине. Неповторимая пластика каждого растения, особый взмах стеблей, красивый поворот или наклон соцветия, красота внутреннего движения, которое заключено в форме растения – это всегда увлекает и вдохновляет художника запечатлеть увиденное.
Художник может трактовать, преобразовывать одну и туже форму так, что она будет в каждом новом прорисованном своем варианте выражать различное настроение изображаемого растения.
Одним из важнейших формообразующих факторов передачи пластики растения в живописи и рисунке является эмоционально – эстетическое переживание художника, так как он, прежде всего, передает эмоции, а форма растения воспринимает свои очертания от запроектированного по замыслу художника переживания.
Понимание пластики растения, его динамики движения приходит к начинающему художнику только через многократную и длительную прорисовку формы данного растения.
Таким образом, передача формы и пластики являются основными средствами выразительности пейзажа.
-
Перспектива как главный элемент в композиции пейзажа
Главной задачей в пейзаже является передача предметов в пространстве, а также показ уходящих в глубину элементов. В пейзаже невозможно прорисовывать с одинаковой детализацией ближние и дальние предметы. По законам перспективы предметы первого плана (почва и элементы растительности на ней) даются в крупном масштабе, с четко разработанными подробностями. Большие же объекты передаются фрагментарно.
Не маловажное значение в передаче пространства пейзажа имеет свет. Ведь иллюзию глубины в пейзаже создает не только композиция, но и применение цвета.
Если в ясный солнечный день внимательно присмотреться к окружающим предметам, то откроем для себя неисчислимое богатство отражений, названных в живописи рефлексами. Благодаря им возникает светоцветовая взаимосвязь между небом, землёй и световоздушной средой в целом, и предметами их наполняющими.
На открытом воздухе предметы, расположенные вдали от нас, просматриваясь сквозь воздушную дымку, имеют менее резкие очертания и кажутся более светлыми, чем предметы, находящиеся ближе к нам. Особенно это заметно при тумане, измороси, в дыму и т. д. Если предметы изображены в дымке и имеют нечеткие очертания, у нас создается впечатление, что они расположены дальше тех предметов, которые видны более ясно.
Леонардо да Винчи писал: «За пределами известного расстояния деревья кажутся тем более светлыми, чем больше они удаляются от глаза, причем настолько, что они, в конце концов, обладают светлотою воздуха на горизонте. Это происходит от воздуха, который располагается между этими деревьями и глазом».