Файл: Методические основы выполнения композиции живописного пейзажа в технике масляной живописи.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь мощную толщу воздуха, рассеивается во все стороны. Образуется светлая завеса, которая прикрывает собой темные предметы и тени, делая их светлее.
Принято считать, что холодные тона отдаляют предметы, а теплые выдвигают их на первый план. И это утверждение служит хорошим фундаментом для передачи глубины в картине.
Для создания пространственной глубины на плоскости применяется несколько методов. Один из них – это тепло - холодность, другой используется для создания ощущения простора и дали – это добавление немного фонового цвета в предмет, который необходимо перенести на задний план (горы).
Для среднего же плана подбирают более темные и теплые цвета, чтобы приблизить его к зрителю. Первый план всегда пишется самыми теплыми и яркими красками, тогда он придвигается вплотную к зрителю.
Восприятие человеком пространства неизбежно связано с ощущением световоздушной среды, никогда не бывающей полностью прозрачной, чистота
которой величина переменная и зависящая от множества факторов, прозрачность которой уменьшается с увеличением толщины воздушного слоя.
Учитывая законы воздушной перспективы, художник создает иллюзию глубины пространства и передает световоздушную среду. Существует несколько правил воздушной перспективы, придерживаясь которых, можно достоверно отобразить световоздушную среду в пейзаже:
-
Изображаем предметы так, как видим - все ближние предметы подробно. А удалённые обобщённо. -
Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо. Соответственно для передачи пространства контуры ближних предметов нужно делать резче, а дальних мягче. -
Чем дальше находится предмет от зрителя, тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные предметы светлее. -
Чем ближе предмет к зрителю, тем он кажется объёмней. Это происходит из–за ярко выраженной светотени, когда предмет находится близко. Чем дальше находится предмет, тем он кажется более плоским. -
Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, и приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый. -
Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые – одноцветными. -
Для создания иллюзии постепенного уменьшения предметов по мере удаления в перспективу необходимо создать контраст между предметами на переднем плане и теми, что находятся на заднем плане.
Таким образом, предметы, которые имеют одинаковые контурную и объемную формы и одинаковые цвета, кажутся тем более удаленными, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета. В пейзаже, где хорошо выявлено пространство с помощью закономерностей воздушной перспективы, изображение выглядит многоплановым.
Глава 2. Работа над ВКР. Методическая последовательность выполнения живописного пейзажа
2.1. Методическая последовательность выполнения композиции пейзажа
Изучая в теории и на практике основные положения пейзажного рисунка, нужно строго соблюдать методическую последовательность в построении изображения. Приступая к рисунку пейзажа, прежде всего, необходимо выбрать сюжет и построить композицию. Очень важно верно распределить акценты в изображении.
Первый этап выполнения дипломной работы –выбор темы. Темой работы был выбран лесной пейзаж. Далее выполнялись поисковые наброски.
Когда была сделана серия набросков, я выбрала наиболее удачный и приступила к разработке более подробного эскиза, определив заранее формат будущей картины. Был разработан рисунок на листе бумаги, соответствующий размеру работы. В нём оттачивались и доводились до завершённости композиционное решение, характер формы и пропорции предметов, задачи воздушной и линейной перспективы, определялась плановость пейзажа, композиционный центр. Когда рисунок был уточнен и утвержден руководителем, я перенесла его на холст.
Для соблюдения классической традиции ведения живописи работа выполнялась на холсте, натянутом на подрамник.
В данной работе был выбран среднезернистый льняной холст с ровным плетением; нитями, ровными по длине и ширине. Льняное полотно имеет сероватый или желтоватый цвет. Оно обладает наибольшей прочностью и стойкостью к влиянию атмосферной влаги, температурным колебаниям.
Следующий этап –работа масляными красками в технике многослойной живописи. Первый слой — это подмалевок. Подмалевок пишут тонкослойно, как в свету, так и в тенях быстросохнущими красками, разбавляя их лаками и растворителями, чтобы по сухому можно было продолжать работу через несколько суток.
Последующие слои — это прописка. Нанесение красок по подмалевку ведется постепенно, наращивая слой за слоем
, усиливая и толщину, и тон локальных красок. Прописка выполняется более корпусно в светах и тонкослойно в полутонах и тенях.
Последний слой –лессировки. Лессировки наносятся тонкими слоями по хорошо просохшим краскам прозрачными, полупрозрачными или иногда тонко растертыми непрозрачными красками, но сильно разжиженными лаком. Не изменяя деталей моделировки, подготовленной в подмалевке и прописке, лессировки, усиливая или погашая цвет красок, придают живописи особую красоту.
Многослойный метод в живописи, основанный на принципе оптического смешения красок, представляет собой наиболее совершенный метод письма, выработанный лучшими мастерами изобразительного искусства и испытанный в многовековой практике. Достоинство этого способа состоит в том, что он позволяет достигать большого разнообразия тонов и оттенков красок
Последний этап –оформление картины в раму: Восприятие картины во многом зависит от ее обрамления. Рама служит своеобразным посредником между цветовой гаммой картины и цветами оформления помещения. Оформление в раму придает изображению законченный вид. Главное правило, которым нужно руководствоваться при выборе рамы заключается в том, что обрамление не должно перетягивать внимание зрителя, отвлекать от изображения.
2.2. Принадлежности и материалы для выполнения пейзажа в технике масляной живописи
Для живописи масляными красками необходимы следующие материалы и принадлежности:
-
Материалы- масляные краски, холсты, разбавитель, лак. -
Инструменты- кисточки (синтетические или щетина), мастихин, палитра. -
Оборудование- мольберт (настольный, переносной).
Для живописи нужны кисти пожестче. Поэтому для масла подойдут кисти с ворсом из свиной щетины и синтетики. В основном, при работе с маслом используются синтетические кисти. Они бывают круглые и плоские, выбор формы зависит от самого художника. Кисти из свиной щетины чаще используются при работе маслом на больших полотнах. И мазки получаются фактурными и форму держат такие кисти бесподобно. Только маленькие работы лучше выполнять синтетическими кисточками. В ассортименте ваших кистей должны быть как минимум широкая, средняя и тонкая. После работы с масляными красками кисти необходимо прочистить. Сначала сухой тряпкой убираем излишки краски, затем промываем в теплой воде с хозяйственным мылом. При таком уходе кисти прослужат долго.
Масляные краски для живописи можно разделить на 3 группы:
-
Высокохудожественные краски. Изготавливаются из качественных масел, пигментов (в том числе натуральных кадмиевых, кобальтовых). -
Студийные краски. Относительно невысокие цены. Кадмиево-кобальтовая группа пигментов заменена на имитирующие. -
Эскизные краски. Для начинающих художников подходят прекрасно, стоят недорого.
Краски продаются, как и наборами, так и отдельными большими тюбиками. Некоторые сразу закупают только основные цвета, а другие берут набор и только потом докупают недостающие.
Самыми качественными красками считаются петербургские, «Белые ночи», «Сонет».
Опытные художники отлично знают, что качество картин зависит не только, как и чем писать их, но и на чем. Грамотно выбранный холст, качественный и подходящий именно для вашей работы -это половина успеха. Начинающим не стоит переживать и лучше купить готовые грунтованные холсты.
Грунтованные холсты продаются обычно либо на картонной основе, либо на подрамнике. Холст с картонной основой легче вставлять в рамку и закреплять на мольберте. На подрамнике холсты могут быть натянуты из разных материалов - хлопка, синтетической ткани, льна. Обратите внимание на плотность ткани, которая не должна быть менее 220г/м.кв. Холсты могут быть 3 видов - крупнозернистые, мелкозернистые, среднезернистые. Для новичков обычно рекомендуется покупать мелкозернистые изо льна, среднезернистые из хлопка.
Писать картины можно маслом, не разбавляя ничем. Если масляные краски густеют, то используются разбавители. Все художники и, конечно их близкие, знают сильный запах настоящего разбавителя. Но сейчас, как известно, стали производится разбавители со слабым запахом. Иногда художники используют масла для живописи, обычно покупают льняное. Правда, картины, написанные только маслом, долго сохнут.
Разбавители и лаки. Разбавители масляных красок и лаков служат для уменьшения вязкости красок в процессе работы, а также используются для очистки кистей, палитр и других инструментов. Для живописи маслом используются разбавители двух видов: Терпены – углеводороды природного происхождения (терпентин, пинен, скипидар). Имеют разные названия, т.к. производятся из различных пород сосен. Это продукт очистки вытяжки из сосны от «смолы» Уайт-спирит – углеводороды нефтяного происхождения. Как правило, их компонуют между собой, создавая различные вариации разбавителей. Самый популярный Разбавитель «Тройник» - это раствор льняного масла и лака в скипидаре. Зарубежные производители также предлагают большой выбор разбавителей. Основное назначение того или иного разбавителя вынесено в название: Медиум для увеличения текучести; Медиум для увеличения прозрачности, Растворитель масляных красок. Лаки для живописи. В технике масляной живописи существуют четыре группы лаков, различающиеся по своему назначению: Лаки для живописи. Как добавка к масляным краскам используются следующие лаки: Мастичный, Даммарный, Копаловый, Кедровый, Пихтовый. Они улучшают оптические свойства краски, способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность. Произведения, выполненные на этих лаках, будут отличаться почти полным отсутствием пожухания. Межслойные/ Ретушные лаки. Применяется в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Их задача – освежить работу, создать эффект сырой краски.
2.3. Методика преподавания композиции в живописи пейзажа в художественной школе
Для художественных учебных заведений рисунок пейзажа имеет особое значение.
Учащиеся художественной школы должны не только изучить пейзажный жанр искусства, но и усвоить целый ряд методических положений, связанных с изучением различных пород деревьев, рисунком ветвей, цветов и листьев растений. Все эти виды учебной работы тесно связаны с методикой преподавания тематического рисования пейзажа в школе, а также с преподаванием декоративного рисования. Ведь для многих учащихся пейзаж может впоследствии стать излюбленным жанром искусства в их творческой деятельности.
Общеобразовательная система призвана дать общехудожественное развитие, а начальное профессиональное образование в виде ДХШ, ДШИ, кружков и факультативов –профессиональные знания и навыки.
Важнейшим для преподавания изобразительного искусства является создание атмосферы увлеченности на уроке. Любое художественное познание нереально без радости, получаемой от него.
Основная цель обучения композиции –дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный, сознательный подход к творчеству. Освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу. Решение композиционных задач включается во все виды работ в художественной школе. Знание закономерностей композиции имеет большое значение в рисовании с натуры, по представлению и в декоративно-прикладной работе. Знание вопросов композиции имеет важное значение для развития воображения и образного мышления, поэтому методику проведения занятий по решению композиционных задач необходимо строить с учетом навыков, возможностей и индивидуальных особенностей учеников.
Методика преподавания композиции учитывает планирование уроков по различным видам рисования, их чередование в течение всего учебного года, т. е. методика композиции является составной частью общей методики преподавания изобразительного искусства на уроках.
Важную роль в овладении навыками композиции играет наблюдение. Детей следует приучать систематически наблюдать окружающий мир с точки зрения художника. Давая ученикам задание наблюдать те или иные предметы, необходимо всегда ставить перед ними конкретную задачу, чтобы наблюдения были более целенаправленными продуктивными.