Файл: Финансовые ресурсы страны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Финансовые ресурсы страны.

  2. Понятие финансов. Особенности финансов как экономической категории.

  3. Состав финансовой системы Российской Федерации.

  4. Функции финансов.

  5. Понятие финансовой деятельности государства (муниципальных образований).

  6. Правовые формы финансовой деятельности государства (муниципальных образований). Неправовые формы финансовой деятельности государства (муниципальных образований). Методы финансовой деятельности государства (муниципальных образований).

  7. Разграничение компетенции (предметов ведения) между уровнями государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности.

  8. Система государственных (муниципальных) органов, осуществляющих финансовую деятельность: общая характеристика функций и полномочий.

  9. Понятие и предмет финансового права.

  10. Метод финансово-правового регулирования, его специфика.

  11. Система финансового права России.

  12. Понятие и виды финансово-правовых норм.

  13. Структура финансово-правовой нормы, особенности санкции финансово-правовой нормы.

  14. Субъекты финансовых правоотношений, их виды.

  15. Содержание финансовых правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

  16. Материальные и процессуальные финансово-правовые нормы.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств ЮЛ и ФЛ перед государством, определяют объем и направление расходов государства, то есть закрепляют юрид права и обязанности участников финансовых правоотношений.

· Процессуальные нормы устанавливают порядок применения и действия норм материального права (бюджетный процесс как регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти).


  1. Классификация правовых норм в зависимости от способов воздействия на участников финансовых отношений 

Обязывающие содержат предписания к участникам финансовых правоотношений совершить определенные положительные действия, предусмотренные финансовым законодательством. Основная масса финансово-правовых норм являются обязывающими, которые довольно часто формируются в актах финансового законодательства либо в виде прямых обязательных предписаний. Например, ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает ряд обязанностей налогоплательщиков, среди которых: уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины); вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства и др.


Уполномочивающие предоставляют участникам финансовых правоотношений субъективное право действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Эти нормы, строго закрепляя права участников финансовых правоотношений, позволяют им проявлять определенную самостоятельность в установленных законодательством рамках. В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержаться дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы. Так, местные Советы депутатов, руководствуясь императивной нормой в области установления местных налогов и сборов, исчерпывающий перечень которых ежегодно закрепляется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, вводят по своему выбору те налоговые платежи, которые необходимы для эффективного развития местных территорий. Пока число уполномочивающих норм незначительно, однако в рамках построения оптимальной модели сочетания публично-правовых и частноправовых интересов в финансовой сфере, их значение будет все более возрастать. Как справедливо отмечает Н.И. Химичева, уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования [Химичева Н.И. Понятие и виды финансово-правовых норм // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд. М., 2003. С. 62-63].

Запрещающие содержат запрет на совершение определенных действий или регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений. Например, п. 4 ст. 43 НК предусматривает, что предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается. Численность запрещающих финансово-правовых норм незначительна, что объясняется преобладанием в регулировании финансовых отношений обязывающих норм, так как формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов возможно за счет активного поведения обязанных субъектов.


  1. Особенности и характерные признаки финансово-правовых отношений.

Особенности финансово-правовых отношений

Урегулированные нормами финансового права общественные отношения, реализующие предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов, представляют собой финансово-правовые отношения.


Они имеют следующие характерные особенности:

1. возникают в процессе плановой финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
2 являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как образуются по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности:
3 одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице его уполномоченной структуры или орган местного самоуправления;
4 большинство финансовых правоотношений имеют субординационный характер, они строятся по схеме «власть-подчинение»:
5 юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством или муниципальным образованием.
Только в совокупности вышеперечисленные особенности дают полное представление о финансовом правоотношении

Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договорами. Например, предоставление отсрочки по уплате налога на основании статьи 65 Налогового кодекса РФ
Финансовые правоотношения представляют собой своеобразный синтез правовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т.п.
Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обуславливают активное использование имеющихся финансовых инструментов и появление новых механизмов финансовой деятельности.
Общие черты в финансовых правовых отношениях:

  1. Финансовые правоотношения формируются, модифицируются или прекращаются, основываясь только на правовые нормы.

  2. Подобные отношения в индивидуальном порядке определяются участниками каждого конкретного правового отношения.

  3. Правовое отношение обладает двусторонним характером и представлено связью управомоченной и обязанной сторон.

  4. Связь между участниками правового отношения проявляется благодаря их субъективным правам и обязанностям юридического характера.

  5. Финансовые правоотношения обладают волевым характером.

  6. Правовые отношения охраняются государством.


Отличительные черты финансовых отношений по сравнению с другими правоотношениями:

  1. Финансовые правоотношения формируются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

  2. В подобных правовых отношениях государство выступает как один из субъектов в лице органа государственной власти или управомоченного органа. Это может быть как финансовый орган, так и любое кредитное учреждение.

  3. Финансовые правоотношения представляют собой разновидность имущественных отношений, которые носят публичный характер.

  4. Юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Подобные отличительные черты, представляю собой совокупность, являются неким ограничителем финансовых правовых отношений от иных видов правоотношений.


  1. Характеристик финансовых правоотноше­ний.

Финансовые правоотношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти. Они возникают по поводу денег — платежа в доход государства, государственного расхода и т. п. Эти отличительные черты, рассматриваемые в единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений.

  1. Понятие и задачи финансового контроля.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

      1. обеспечить соблюдения финансового законодательства (гражданское, бюджетное, банковское);

      2. обеспечить своевременность и полноту уплаты налоговых обязательств (налоги обеспечивает бюджет);

      3. содействовать эффективному и целевому использованию средств;

      4. выявление резервов роста финансовых ресурсов (бюджет, внебюджетные фонды, организации)

      5. обеспечить правильность ведения учета и отчетности и т. д.

Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств
, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.


  1. Виды финансового контроля.




  1. Формы и методы осуществления финансового контроля.

Под формой финансового контроляпонимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контрольпроводится до совершения каких-либо финансовых операций (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Текущий (оперативный) контрольпроводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Последующий контрольпроводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом, путем анализа отчетных бухгалтерских документов, выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций.

Под методами контроляпонимаются приемы и способы его осуществления. Основным методом финансового контроля является проверка.