ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Финансовые ресурсы страны. -
Понятие финансов. Особенности финансов как экономической категории. -
Состав финансовой системы Российской Федерации. -
Функции финансов. -
Понятие финансовой деятельности государства (муниципальных образований). -
Правовые формы финансовой деятельности государства (муниципальных образований). Неправовые формы финансовой деятельности государства (муниципальных образований). Методы финансовой деятельности государства (муниципальных образований). -
Разграничение компетенции (предметов ведения) между уровнями государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности. -
Система государственных (муниципальных) органов, осуществляющих финансовую деятельность: общая характеристика функций и полномочий. -
Понятие и предмет финансового права. -
Метод финансово-правового регулирования, его специфика. -
Система финансового права России. -
Понятие и виды финансово-правовых норм. -
Структура финансово-правовой нормы, особенности санкции финансово-правовой нормы. -
Субъекты финансовых правоотношений, их виды. -
Содержание финансовых правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. -
Материальные и процессуальные финансово-правовые нормы.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств ЮЛ и ФЛ перед государством, определяют объем и направление расходов государства, то есть закрепляют юрид права и обязанности участников финансовых правоотношений.
· Процессуальные нормы устанавливают порядок применения и действия норм материального права (бюджетный процесс как регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти).
-
Классификация правовых норм в зависимости от способов воздействия на участников финансовых отношений
Обязывающие содержат предписания к участникам финансовых правоотношений совершить определенные положительные действия, предусмотренные финансовым законодательством. Основная масса финансово-правовых норм являются обязывающими, которые довольно часто формируются в актах финансового законодательства либо в виде прямых обязательных предписаний. Например, ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает ряд обязанностей налогоплательщиков, среди которых: уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины); вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства и др.
Уполномочивающие предоставляют участникам финансовых правоотношений субъективное право действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Эти нормы, строго закрепляя права участников финансовых правоотношений, позволяют им проявлять определенную самостоятельность в установленных законодательством рамках. В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержаться дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы. Так, местные Советы депутатов, руководствуясь императивной нормой в области установления местных налогов и сборов, исчерпывающий перечень которых ежегодно закрепляется законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, вводят по своему выбору те налоговые платежи, которые необходимы для эффективного развития местных территорий. Пока число уполномочивающих норм незначительно, однако в рамках построения оптимальной модели сочетания публично-правовых и частноправовых интересов в финансовой сфере, их значение будет все более возрастать. Как справедливо отмечает Н.И. Химичева, уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования [Химичева Н.И. Понятие и виды финансово-правовых норм // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд. М., 2003. С. 62-63].
Запрещающие содержат запрет на совершение определенных действий или регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений. Например, п. 4 ст. 43 НК предусматривает, что предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается. Численность запрещающих финансово-правовых норм незначительна, что объясняется преобладанием в регулировании финансовых отношений обязывающих норм, так как формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов возможно за счет активного поведения обязанных субъектов.
-
Особенности и характерные признаки финансово-правовых отношений.
Особенности финансово-правовых отношений
Урегулированные нормами финансового права общественные отношения, реализующие предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов, представляют собой финансово-правовые отношения.
Они имеют следующие характерные особенности:
1. возникают в процессе плановой финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
2 являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как образуются по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности:
3 одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице его уполномоченной структуры или орган местного самоуправления;
4 большинство финансовых правоотношений имеют субординационный характер, они строятся по схеме «власть-подчинение»:
5 юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством или муниципальным образованием.
Только в совокупности вышеперечисленные особенности дают полное представление о финансовом правоотношении
Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договорами. Например, предоставление отсрочки по уплате налога на основании статьи 65 Налогового кодекса РФ
Финансовые правоотношения представляют собой своеобразный синтез правовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т.п.
Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обуславливают активное использование имеющихся финансовых инструментов и появление новых механизмов финансовой деятельности.
Общие черты в финансовых правовых отношениях:
-
Финансовые правоотношения формируются, модифицируются или прекращаются, основываясь только на правовые нормы. -
Подобные отношения в индивидуальном порядке определяются участниками каждого конкретного правового отношения. -
Правовое отношение обладает двусторонним характером и представлено связью управомоченной и обязанной сторон. -
Связь между участниками правового отношения проявляется благодаря их субъективным правам и обязанностям юридического характера. -
Финансовые правоотношения обладают волевым характером. -
Правовые отношения охраняются государством.
Отличительные черты финансовых отношений по сравнению с другими правоотношениями:
-
Финансовые правоотношения формируются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. -
В подобных правовых отношениях государство выступает как один из субъектов в лице органа государственной власти или управомоченного органа. Это может быть как финансовый орган, так и любое кредитное учреждение. -
Финансовые правоотношения представляют собой разновидность имущественных отношений, которые носят публичный характер. -
Юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.
Подобные отличительные черты, представляю собой совокупность, являются неким ограничителем финансовых правовых отношений от иных видов правоотношений.
-
Характеристик финансовых правоотношений.
Финансовые правоотношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти. Они возникают по поводу денег — платежа в доход государства, государственного расхода и т. п. Эти отличительные черты, рассматриваемые в единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений.
-
Понятие и задачи финансового контроля.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
-
обеспечить соблюдения финансового законодательства (гражданское, бюджетное, банковское); -
обеспечить своевременность и полноту уплаты налоговых обязательств (налоги обеспечивает бюджет); -
содействовать эффективному и целевому использованию средств; -
выявление резервов роста финансовых ресурсов (бюджет, внебюджетные фонды, организации) -
обеспечить правильность ведения учета и отчетности и т. д.
Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств
, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.
-
Виды финансового контроля.
-
Формы и методы осуществления финансового контроля.
Под формой финансового контроляпонимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контрольпроводится до совершения каких-либо финансовых операций (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.
Текущий (оперативный) контрольпроводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Последующий контрольпроводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом, путем анализа отчетных бухгалтерских документов, выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций.
Под методами контроляпонимаются приемы и способы его осуществления. Основным методом финансового контроля является проверка.