Файл: Роль мотивации в поведении организации (Общая теоретическая характеристика управления мотивацией персонала).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая теоретическая характеристика управления мотивацией персонала
1.1. Понятие и роль мотивации персонала
1.2. Основные методы мотивации персонала
1.3. Необходимость развития системы мотивации персонала
2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии ООО «АКСЕЛЬ»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ системы мотивации в организации
3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления мотивацией ООО «АКСЕЛЬ»
Рисунок 1. Линейно-функциональная структура ООО «АКСЕЛЬ»
Данная организационная структура наиболее полностью соответствует специфике деятельности компании и позволяет достаточно оперативно решать все возникающие вопросы.
При этом такая структура обеспечивает соблюдение принципа единоначалия и в то же время предполагает рациональную специализацию управленческих звеньев, при которой, в случае необходимости, имеется возможность привлечения консультантов и экспертов.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
1. Четкая система взаимных связей функций и подразделений;
2. Четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
3. Ясно выраженная ответственность;
4. Быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих;
5. Четкое обеспечение согласованности действий исполнителей.
Недостатки структуры:
1. Малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
2. Критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
3. Повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
Недостатки этой структуры вытекают, в основном, из принципа единоличного принятия руководителем управленческих решений, так как для принятия качественных и эффективных решений от него требуется всесторонняя компетенция по всем функциям и аспектам объекта управления.
Одним из основных требований функционирования компаний и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Главная задача компании - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, и интересов собственника имущества компании.
Конкурентными преимуществами ООО «АКСЕЛЬ» также являются:
1. Специализация на высоком качестве обслуживания клиентов.
2. Эффективное программное обеспечение.
3. Скорость обслуживания.
4. Известность торговой марки.
Персонал - это основной штатный состав работников компании, которые владеют необходимой квалификацией и выполняют различные производственно-хозяйственные функции.
Использование трудового потенциала персонала характеризуется экстенсивностью и интенсивностью использования труда численности сотрудников, использования фонда оплаты труда и качества трудовых ресурсов.
От обеспеченности компании трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения всех видов работ.
В таблице 1 представлен анализ динамики численности персонала ООО «АКСЕЛЬ» за 2015-2017 гг.
Таблица 1
Динамика численности персонала ООО «АКСЕЛЬ» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонения |
|
2017 2015 |
2017 2016 |
||||
Среднесписочная численность работников (чел) |
17 |
19 |
21 |
4 |
2 |
Кол-во уволенных человек |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество принятых работников |
0 |
2 |
2 |
4 |
2 |
Число работников проработавших весь год |
17 |
19 |
21 |
4 |
2 |
Коэффициент оборота по убытию |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Коэффициент оборота по приему |
0 |
11% |
10% |
0 |
0 |
Коэффициент постоянного состава |
100% |
89% |
90% |
0 |
0 |
Таким образом, необходимо отметить, что за рассматриваемый период численность персонала увеличилась, а уволившихся сотрудников нет. Из этого следует вывод, что работников устраивают условия труда, предоставляемые компанией.
2.2. Анализ системы мотивации в организации
В компании ООО «АКСЕЛЬ» действует общее положение о вознаграждении сотрудников.
Цель мотивации достаточно проста: повысить заинтересованность сотрудника в своей работе, которая отразится на повышении производительности труда и, соответственно, на увеличении прибыли компании.
Материальная мотивация труда сотрудников ООО «АКСЕЛЬ» базируется на оплате труда и премиях.
Начисление заработной платы и премирование работников ООО «АКСЕЛЬ» осуществляется на основании «Положения об оплате труда работников ООО «АКСЕЛЬ», которое также разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Система премирования в ООО «АКСЕЛЬ» существует для повышения материальной заинтересованности работников в улучшении результативности и эффективности своей деятельности.
При этом данная система распространяется абсолютно на всех сотрудников компании за исключением директора.
Так, в ООО «АКСЕЛЬ» расчет премиальной части заработной платы управленческого труда производится на основе субъективных представлений генерального директора, что существенно ослабляет личную заинтересованность в достижении положительных результатов, порождает «уравнение» в коллективе, нарушает стабильность действий.
Данная ситуация обусловлена отсутствием объективных критериев премирования, понятным как руководителям, так и их подчиненным. Т.е. в компании страдает не только стимулирующая функция, но и регулирующая.
Премии сотрудников не связаны с результатами их деятельности, что является крайне негативным моментом и не способствует мотивации и стимулированию управленческого труда.
Выплата премий осуществляется ежемесячно за фактически отработанное время одновременно с выплатой заработной платы. Размер премии устанавливается в процентном выражении согласно штатному расписанию. Так, для руководителей и менеджеров среднего звена размер премии составляет 15% от должностного оклада, для остальных работников - 10%.
Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а по показателям, по которым такая отчетность не предусмотрена, — данные оперативного учета, утверждаемые соответствующим должностным лицом.
Неотъемлемой задачей кадровой работы компании является определение издержек на приобретение квалифицированной рабочей силы.
Общие расходы на рабочую силу у работодателей складываются из прямых и косвенных затрат.
Прямые затраты обычно связаны с оплатой отработанного времени или выполненного объема работ.
Косвенные затраты обусловлены необходимостью возмещения дополнительных расходов.
Затраты на развитие персонала в ООО «АКСЕЛЬ» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика затрат на развитие персонала ООО «АКСЕЛЬ» за 2015-2017 гг.
Затраты на развитие персонала |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонения |
|
2016 |
2017 |
||||
Расходы на спецодежду, тыс. руб. |
94,2 |
95,3 |
99,2 |
1,1 |
3,9 |
Расходы по технике безопасности, тыс. руб. |
100,7 |
102,2 |
109,3 |
1,5 |
7,1 |
Расходы на оценку и обучение персонал, тыс. руб. |
145,0 |
235,4 |
104,9 |
90,4 |
130,5 |
Расходы на корпоративные мероприятия, тыс. руб. |
139,9 |
144,8 |
156,3 |
4,9 |
11,5 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
165,3 |
169,8 |
172,8 |
4,5 |
3 |
Динамика затрат свидетельствует о сокращении затрат на развитие персонала в 2017 году на 130,5 тыс. руб. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в 2015-2016 гг. проводился ряд мероприятий по развитию и обучению персонала в связи с освоением новых технологий.
Наибольший процент мероприятий по развитию персонала приходится на оценку и обучение персонала. Это, с одной стороны говорит о том, что компания заинтересована в развитии персонала и проводит соответствующие мероприятия по повышению квалификации и опыта сотрудников, с другой - то, что в компании наблюдается приток новых сотрудников.
Выделим основные формы нематериального поощрения:
1 Почетная грамота.
2 Бесплатное обучение и повышение квалификации.
3 Внеплановый отгул.
4 Благодарность, проявляемая в различных формах.
Для выявления текущего положения в сформированной в ООО «АКСЕЛЬ» системы мотивации труда и степени удовлетворенности ей у управленческого персонала в компании был проведен опрос.
Целью данного опроса является выявление уровня удовлетворенности управленческого персонала существующей системой мотивации проводимой в компании.
Для этого была подготовлена анкета, состоящая из двух частей:
1) удовлетворенность персонала выполняемой работой;
2) удовлетворенность персонала системой мотивации.
В опросе приняло 12 человек. Анонимность участвующих была гарантирована.
Ответы сотрудников по поводу оценки удовлетворенности персонала работой и компанией в целом представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ удовлетворенности персонала в ООО «АКСЕЛЬ» выполняемой работой в 2017 г.
Результаты анкетирования: |
|
Работу считают интересной |
7 человек |
Готовы сменить место работы |
0 человека |
Считают, что могут работать с большей эффективностью |
5 человек |
Всего приняло в опросе, чел. |
12 человек |
Из таблицы 3 видно, что 7 сотрудников, участвовавших в опросе, считают работу в компании интересной, а остальные 5 респондентов считают, то могут работать с большей эффективностью.
При этом, примечательно, что ни один человек не желает изменить место работы.
Для совершенствования системы нематериальной мотивации необходимо выявить, какие мероприятия уже не являются мотивирующими, а в каких существует потребность. Представим данные проведенного опроса в таблице 4.
Таблица 4
Удовлетворенность персонала системой мотивации компании в ООО «АКСЕЛЬ» в 2017 г.
Составные элементы мотивации |
Удовлетворенность составными элементами |
Почетная грамота. |
8% |
Бесплатное обучение и повышение квалификации. |
49% |
Внеплановый отгул. |
34% |
Благодарность, проявляемая в различных формах. |
9% |
Из таблицы 4 видно, что так или иначе каждый элемент нематериальной мотивации представляет интерес для опрашиваемых сотрудников. Следовательно, в системе нематериальной мотивации труда как таковых существенных проблем нет.
Единственным недостатком системы нематериальной мотивации персонала ООО «АКСЕЛЬ» является:
1. Стандартность.
2. Разрозненность.
Таким образом, диагностика существующей системы нематериальной мотивации позволяет утверждать, что система нематериальной мотивации труда персонала в организации является достаточно развитой, и в целом, эффективной.
При этом, необходимо отметить, что система мотивации труда только тогда эффективна, когда элементы материальной и нематериальной мотивации труда работают в комплексе.
Комплексная система мотивации труда будет способствовать повышению организационной лояльности, стремлению развивать общее дело, ответственности и, следовательно, желанию работать с большей отдачей.