Файл: В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты.rtf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Состав целевых подсистем может меняться в зависимости от требований реализации и внешней среды компании. Так, в период реконструкции может быть создана целевая подсистема управления реконструкцией компании и соответствующее подразделение (отдел реконструкции). По окончании реконструкции такая подсистема прекращает свое существование и т.п.
В целевых подсистемах могут формироваться целевые программы, направленные на достижение определенных целей компании, на конкретные периоды времени.
Обеспечивающие подсистемы системы управления осуществляют конкретные функции управления, направленные на обеспечение и обслуживание выполнения конкретных функций подсистемы линейного руководства, функциональных и целевых подсистем.
Все обеспечивающие подсистемы системы управления нацелены на: правовое обеспечение управления, информационное обеспечение управления, техническое обеспечение управления, обеспечение регламентирующей документацией управления, нормативное обеспечение управления, хозяйственное обеспечение управления, делопроизводственное обеспечение управления. При функционировании всех подсистем ООО «Лента» выполняются общие функции цикла управления: нормирование, планирование, организация, координация и регулирование, мотивация и стимулирование, контроль, учет, анализ [1].
Для подсистемы линейного руководства к этим функциям добавляются еще две: подбор кадров и принятие решений. В то же время каждая из подсистем системы управления (линейного руководства, функциональные и обеспечивающие подсистемы) выполняет набор функций, направленных на решение задач целевых подсистем системы управления.
В качестве нашего объекта исследования будет ТК-15 по адресу: Выборгское ш.216.Структура управления выглядит следующим образом (рис. 2.).
Управляющий осуществляет организацию учета ООО «Лента» и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, принимает меры по своевременному снабжению предприятий продовольственными товарами и средствами материально-технического снабжения. А также устанавливает для каждого материально ответственного лица лимит товарных остатков; руководит внедрением прогрессивных форм обслуживания; обеспечивает соблюдение работниками правил безопасности; санитарных требований.
Рисунок 2. Организационная структура управления ТК 15 Лента
В обязанности директора входит и рассмотрение жалоб и предложений, принятие мер по устранению отмеченных недостатков; обеспечить повышение квалификации работников.
Утром, приходя на работу, управляющий должен проверить техническое состояние помещения: зала, вестибюля, туалетной комнаты, обращая внимание на качество проведенной уборки, на наличие и исправность мебели, оборудования, освещения и т.д. Тут же он принимает необходимые меры по устранению недостатков или неисправностей.
Руководители отделов составляют графики выхода персонала на работу, ведет учет рабочего времени сотрудников, обеспечивает своевременную и правильную подготовку своего отдела к открытию, также принимают участие в работе по оценке качества труда, ведет журнал учета.
Продавец готовит рабочее места, проверяет наличие и исправность оборудования, инвентаря и инструмента, установку весов. Осуществляет подготовку товаров к продаже: проверяет наименование, количество, сортность, цены, состояние упаковки и правильность маркировки, а так же распаковывает, осматривает внешний вид, осуществляет зачистку, нарезку, разделку и разруб товаров. Осуществляет обслуживание покупателей: нарезает, взвешивает и упаковывает товар, подсчитывает стоимость покупки, проверяет реквизиты чека, выдает покупку. Принимает участие в проведении инвентаризации, в составлении товарных отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу товаров и приемо-сдаточных актов при передаче материальных ценностей.
Кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность, ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм с книжным остатком. Составляет кассовую отчетность.
Водители осуществляют доставку заказанной клиентами продукции до места назначения.
Кладовщик осуществляет руководство работами по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складах, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска и отпуска, а также сохранности товарно-материальных ценностей. Обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, ведение учета складских операций. Организует работы по комплектации, упаковке и подготовке продукции к отпуску.
Охранник несет службу по охране предприятия, производит досмотр вещей, а также личный досмотр рабочих и служащих. Осуществляет контроль за работой установленных на предприятии приборов охранной и охранно-пожарной сигнализации.
Уборщица - уборка всех помещений предприятия.
Таблица 2. Права сотрудников организации
Должность | Права сотрудников организации |
Управляющий | по своему усмотрению распоряжаться материальными средствами, выделенными на материально-техническое оборудование фирмы |
Администратор торгового зала | требовать со всех подразделений своевременного предоставления необходимых документов, информации о работе фирмы. |
Руководитель отдела | требовать со всех отделов своевременного предоставления необходимых документов, информации о работе отдела. |
Зав. складом | по своему усмотрению распоряжаться материальными средствами, выделенными на материально-техническое оборудование фирмы |
Продавцы | по своему усмотрению распоряжаться материальными средствами, выделенными на материально-техническое оборудование фирмы |
Кассир | осуществлять соблюдение кассовой дисциплины организации, получать информацию относительно торгового процесса у менеджеров по продажам и управляющего |
Водитель | осуществлять соблюдение дисциплины транспортных перевозок организации, получать информацию относительно торгового процесса у менеджеров по продажам и управляющего |
Кладовщик | по предписанию директора предприятия распоряжаться материальными средствами, выделенными на материально-техническое оборудование фирмы |
Уборщица | по своему усмотрению распоряжаться материальными средствами, выделенными на материально-техническое оборудование фирмы |
Охранник | по своему усмотрению распоряжаться материальными средствами, выделенными на материально-техническое оборудование фирмы |
3. Оценка системы экономической безопасности, анализ системы внутреннего контроля
Экономическая безопасность ООО «Лента» Основная цель системы экономической безопасности ООО «Лента» – исключение или минимизация ущерба интересам предприятия, за счет предотвращения хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, а также опасного воздействия конкурентов и контрагентов. Обеспечение экономической безопасности на предприятии достигается путем проведения единой политики в этой области, а также системой мер правового, организационного, технического характера. В ООО «Лента» используется матричная структура построения системы экономической безопасности, которая предполагает распределение функций по защите экономических интересов между структурными подразделениями при сосредоточении контрольных и координационных полномочий в руках исполнительного директора. За структурными подразделениями закреплены следующие функции: 1. За юридическим отделом: – разработка требований, целесообразных для включения в условия заключенных договоров; – правовое обучение персонала; – разработка инструкций для соответствующих структурных подразделений; – разработка документов, регламентирующих административно-правовые основы деятельности по охране имущественных ценностей предприятия. 2. За отделом контроля и режима: – разработка порядка допуска персонала к работе с информацией, создающей коммерческую тайну; – изучение кандидатов для работы на руководящих должностях; – паспортизация помещений, где хранятся материальные ценности; – разработка и доведение требований по вопросам пропускной охраны и внутреннего режима до сотрудников предприятия; – разработка мер по недопущению разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; – осуществление информационной обеспеченности деятельности службы экономической безопасности по получению данных о готовящихся посягательствах на экономическую безопасность предприятия; – разработка мер по предупреждению несанкционированного доступа к носителям информации и по обеспечению безопасности в процессе использования технических средств передачи информации; Нужна помощь в написании? Стоимость услуг. Подробнее – выявление случаев недобросовестной конкуренции и выработка мер по ее нейтрализации. Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности и эффективности формирования собственного капитала позволяет сделать следующие выводы. ООО «Лента» можно отнести к 3-ему классу, куда относятся предприятия, финансовое состояние которых можно оценить как среднее. При анализе бухгалтерского баланса таких предприятий обнаруживается «слабость» отдельных финансовых показателей. У анализируемого предприятия – неустойчивое финансовое состояние из-за преобладания заемных источников финансирования, но есть некоторая текущая платежеспособность. Внутренний финансовый контроль представляет собой организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству. Организация эффективно функционирующей системы внутреннего финансового контроля – это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, организационной структурой, а также с ее возможностями. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации, а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения). При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования. Критерием эффективности системы внутреннего финансового контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации. Принцип ответственности. Принцип сбалансированности. Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. Принцип своевременного сообщения об отклонениях. Принцип ущемления интересов. Принцип интеграции. Принцип заинтересованности администрации. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Принцип соответствия. Принцип постоянства. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля. Принцип непрерывности развития и совершенствования. Принцип приоритетности. Принцип комплексности. Важным аспектом функционирования системы внутреннего финансового контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля. Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации. Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего финансового контроля. Внутренний контроль решает следующие задачи: контроль над состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур; анализ эффективности функционирования системы
внутреннего контроля и обработки информации; оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой. Система финансового контроля включает в себя систему бухгалтерского учета, контрольную среду, отдельные средства контроля. Система бухгалтерского учета состоит из учетной политики предприятия, структурного подразделения, ответственного за ведение учета и подготовку бухгалтерской отчетности, распределения обязанностей и полномочий между учетными работниками, организации подготовки, оборота, хранения документов, регистров, отражающих хозяйственные операции, порядка отражения этих операций, форм и методов обобщения данных регистров, средств автоматизации в ведении учета и подготовки отчетности. Контрольная среда – это осведомленность и практические действия контролеров, направленные на установление и поддержание системы финансового контроля; включает в себя распределение ответственности и полномочий, порядок осуществления финансового контроля, внешние факторы. Правильное распределение полномочий даст оправданное и целесообразное разделение труда, сэкономит ресурсы, исключит дублирование функций, позволит полнее и тщательнее провести контроль. Средства контроля – методы и правила, разработанные для получения уверенности, что совершенные операции зарегистрированы полностью, точно в соответствии с действующим законодательством, что все нарушения обнаруживаются быстро и ясны последствия данных нарушений – их влияние на достоверность данных учета и отчетности. По форме проведения финансовый контроль делится на: предварительный, текущий (оперативный) и последующий. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и т. д. Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. По методам проведения, т. е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают – проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования. Процедуры внутреннего контроля могут быть представлены в виде следующего алгоритма: определение и документальное закрепление порядка деятельности конкретного состава работников в процессе планирования и контроля на предприятии. определение первичных документов, в которых отражаются данные об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации планов соответствующих финансовых или хозяйственных операций. выбор порядка движения документов. определение точек контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки наличия и состояния ресурсов предприятия; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление критических точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик. выбор методов проведения контроля.