Файл: Налоговые правоотношения (Теоретические проблемы определения понятия налоговых правоотношений и их классификации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Публично-территориальные образования – Федерация, РФ, муниципальные образования, в налоговых правоотношениях, как , в лице уполномоченных государственной и местного самоуправления. органами являются (представительные) и исполнительные власти, , таможенные и финансовые , органы государственных фондов, органы дел и др[28].

Правовой участников налоговых , перечисленных в ст. 9 НК РФ, регулируется совокупностью нормативных актов о и сборах, включая налоговое законодательство и акты органов самоуправления.

законодательство также и на других участников правоотношений, не раскрывая в мере их статуса. К таким относятся:

Банками в с законодательством о налогах и признаются организации, имеющие на осуществление банковских , обязанные в соответствии с о налогах и исполнять платежные своих клиентов – и налоговых агентов о налогов и , а также решение органа о взыскании за счет денежных налогоплательщика или агента в порядке законодательством очередности (ст. 60 ПК РФ);

признаются лица, специальными в науке, искусстве, или ремесле, которые для разъяснения вопросов, в процессе налоговою контроля (ст. 95 НК РФ);

являются лица, специальными знаниями и , не заинтересованные в дела, которые в необходимых случаях для в проведении конкретных по осуществлению контроля (ст. 96 НК РФ);

Переводчиками не заинтересованные в исходе лица, владеющие , знание необходимо для перевода (ст. 97 НК РФ);

могут быть любые не заинтересованные в дела лица. Не допускается в качестве понятых лиц налоговых органов. обязаны в протоколе факт, и результаты процессуальных , производившихся в их присутствии (ст. 98 НК РФ);

В свидетеля для показаний может вызвано любое лицо, которому быть какие-либо обстоятельства, значение для осуществления контроля. Запрещается налоговыми в качестве свидетелей лиц, информацию в связи с профессиональных обязанностей (, адвокат, – перечень лиц, для которых информация составляет тайну, не является ) (ст. 90 Н К РФ).

2.3 Классификация правоотношений

В соответствии со ст.2 кодекса РФ «законодательство о и сборах регулирует отношения по , введению и взиманию и сборов в Российской , а также отношения, в процессе налогового контроля и к ответственности за совершение правонарушения». Нетрудно , что перечисленные в статье отношения, законодательством о налогах и , в основном соответствуют Кодекса. При первые две группы наряду с НК РФ регулируются актами законодательства о и сборах, к в настоящее время отдельные федеральные о налогах, устанавливающие уплаты видов налогов, субъектов РФ и нормативные акты органов самоуправления о и сборах[29]. При этом учитывать, что к отношениям по , введению и взиманию платежей, а к отношениям, возникающим в осуществления контроля за таможенных платежей и к ответственности лиц, законодательство о налогах и не применяется, если специально не предусмотрено кодексом РФ.


анализ данной , на наш взгляд, позволяет о том, что термины «налоговые » и «отношения, законодательством о налогах и » тождественны и равнозначны.

говоря, если классифицировать те , которые регулируются кодексом РФ и законодательством о и сборах, и входящие в регулирования права, то они могут представлены в следующем :

Первая группа – , связанные с налогов и сборов на , региональном и местном соответственно.

Вторая – отношения, с введением налогов и на федеральном, региональном и уровне соответственно.

налогов и - это определение в актах о налогах и сборах налогообложения и сборов, а налогов – это того или иного субъекта о взимании у на территории налогов и . Отношения по и введению налогов и образуют важную общественных отношений, без функционирование системы невозможно, нормы, содержащиеся в законодательства о налогах и , направленные на этих отношений, к нормам налогового , а сами отношения в предмет налоговым правом.

В Федерации устанавливаются виды налогов и : федеральные, и местные.

Третья – отношения по взиманию и сборов, которые в процессе налоговых и квазиналоговых , т.е. при исчислении и уплате видов налоговых налогоплательщиками и сборов, а также при обязанностей иными лицами — налоговыми , банками и т.д. ( данные обязанности, не связанными с исчислением и налогов и сборов, обозначить как «»).

Обязанность по уплате предусмотрена ст. 57 Конституции , согласно которой « обязан законно установленные и сборы»[30]. В результате данной нормы, обязанность и организаций уплачивать установленные налоги, группа правоотношений публичными и субъектами в связи с последними своих по взносу в бюджет (во фонд) платежей. Таким , вторая группа , составляющих предмет регулирования правом, - правоотношения, между частными и публичными субъектами по взимания платежей в централизованные фонды. Указанная налоговых правоотношений, , относится к правоотношениям. Субъектами правоотношений по поводу налогов в бюджет или фонд налогоплательщики, с одной , и публичные субъекты, с стороны. Именно субъекты, а не власти являются стороной в налоговых , возникающих в связи с налогов. право истребовать является следствием фискального суверенитета, обладает публичный субъект. право, которое именовать фискальным , неразрывно с суверенитетом, и в этой названное право не быть делегировано органу

Четвертая группа – , возникающие по осуществлению контроля со стороны государственных .

Специфика налоговых такова, что отношения, в связи с уплатой , могут эффективно реализованы при наличии особой государственного контроля – контроля, принципиально отличается от контроля со стороны органов за соблюдением законодательства. контроль является частью финансового государства. Сущность контроля в том, что при его проведении проверяется налогоплательщиками (плательщиками ) и налоговыми агентами налогового . Таким образом, к налогового права правомерно отнести и те , которые в процессе осуществления государственными органами функций за выполнением и физическими своих налоговых . Реализация государством налогового контроля в осуществлении на основе специализированными контроля за соблюдением , налоговыми агентами и сборов законодательства о налогах и . Признавая важность интересов налогоплательщиков в проведения мероприятий, да и по итогам органами налогового правовых актов, выделяет в группу отношений по обжалованию актов органов, действий () их должностных лиц, по сути своей эти являются разновидностью в сфере налогового [31].


Пятая – отношения, возникающие в привлечения соответствующих к за совершение налоговых .

Наконец, , добиваясь защиты фискальных прав, различные формы принуждения, которых наиболее формой является ответственность, или ответственность за правонарушения. на то что в настоящее время предпосылок формирования ответственности как самостоятельного ответственности не , законодатель фактически волей объявил этого вида ответственности, что и причиной отнесения к предмету налогового отношений, возникающих в привлечения лиц к налоговой ответственности[32].

, в случаях, когда хозяйствующего субъекта и органа в процессе осуществления контроля, обжалования налоговых органов, (бездействия) их лиц и привлечения к ответственности за налогового правонарушения, применению соответствующие НК РФ и иных законодательства о налогах и . Вместе с тем в случаях, налоговые органы задачи используют полномочия, им в рамках иных ( и т.п.) отношений, нормы о налогах и применению не подлежат. Тем не налогоплательщики, налоговые , а иногда и суды допускают , ссылаясь на нормы НК РФ в , когда о налоговых не может быть и .

На неправомерность подхода обратил Пленум ВАС РФ в Постановления от 28 2001 года № 5[33], , что круг , регулируемых законодательством о и сборах, определен в ч.1 ст.2 НК РФ. В с этим НК РФ не подлежит к иным с участием налоговых , не связанным с установлением, и взиманием налогов и в Российской , осуществлением налогового , обжалованием актов органов (действий, их должностных ), принятых (осуществленных) в налогового контроля, к ответственности за совершение правонарушений.

На вышеизложенного можно следующие выводы. правоотношение, как и любое , обладает элементной структурой. выделять субъект, и содержание налогового .

Фактическим налогового правоотношения сами действия, в реализуются права и .

Юридическим налоговых правоотношений права и обязанности их .

Основным содержанием правоотношения обязанность налогоплательщика в бюджетную систему или государственный фонд сумму в с установленными ставками и в законом сроки, как государственные органы право от налогоплательщика исполнения публично-правовой обязанности.

налогового правоотношения – это сам как обязательный в бюджет, поскольку по сути и природе он тем материальным благом, и использованием удовлетворяются интересы стороны налогового – государства.

Субъект налогового права - это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.


Участник налогового правоотношения – правосубъектное лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают субъективные юридические права и обязанности. Как видим, понятия «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения» близки, но не тождественны. Эти категории соотносятся как целое и часть (общее и частное): участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.

Основными субъектами налоговых правоотношения являются налогоплательщики - физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, и публично – территориальные образования – Российская Федерация, Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице уполномоченных органов.

Как уже отмечалось в первой главе, классификация налоговых правоотношений возможна по различным основаниям. На наш взгляд логичной и обоснованной является классификация, установленная законодательством, т.к. она четко регламентирует налоговые правоотношения между налогоплательщиками и государством.

Заключение

Предметом данного исследования было изучение понятие налоговых правоотношений и систематизация их видов, а также раскрытие структуры и правового статуса участников налоговых правоотношений.

В работе обосновывается возможность классификации налоговых правоотношений по следующим основаниям: по объекту, по субъектному составу, по функциям, по структуре, по характеру правовых норм.

В зависимости от функций, выполняемых нормами права, выделяются регулятивные и охранительные отношения.

Классификация по структуре юридического содержания позволяет говорить о существовании простых и сложных правоотношений.

В зависимости от юридического объекта правоотношения выделяются основные и производные налоговые отношения.

Анализ налогового законодательства позволяет классифицировать налоговые отношения по субъектному составу следующим образом. Во-первых, отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями – по поводу установления и введения налогов. Во-вторых, отношения между государством и муниципальными образованиями (в лице их органов) с одной стороны и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений с другой стороны – по поводу взимания налогов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.


В зависимости от структуры межсубъектных связей налоговые правоотношения возможно классифицировать на относительные и абсолютные.

По характеру правовых норм налоговые правоотношения классифицируются на материальные и процессуальные. На наш взгляд, возможно выделение правоотношений, непосредственно связанных с исполнением налоговой обязанности (материальные отношения) и налоговых процессуальных отношений. В работе обосновывается существование налоговых процессуальных отношений в широком смысле, объединяющих организационные налоговые отношения и налоговые процессуальные отношения в узком смысле, возникающие при рассмотрении налоговых споров в судах.

Разграничивается понятие объекта и предмета налогового правоотношения, в свою очередь выделяются материальный и юридический объект налогового правоотношения. Так, под материальным объектом налогового отношения понимается налог, поскольку этот объект остается неизменным, независимо от вида налогового отношения, что придает ему имущественный характер. Юридическим объектом является поведение участников налогового правоотношения, меняющееся в зависимости от его вида. Предмет налогового правоотношения – это то имущество, по поводу которого возникает конкретное отношение (т.е. фактически предметом является объект налогообложения, понимаемый законодателем как юридический факт, влекущий возникновение налогового правоотношения).

Характеризуя субъектный состав налогового правоотношения, делается вывод, что круг участников налоговых отношений шире, нежели круг его субъектов. Субъектами налоговых правоотношений являются налогоплательщики и государство (или муниципальное образование), в том числе в лице своих органов, поскольку именно они имеют в данном правоотношении имущественный интерес. В дипломной работе обосновывается положение о том, что участниками налоговых отношений являются остальные лица, вступающие в них, а также выделяются виды участников налоговых отношений.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 // Бюллетень международных договоров.-2001.- N 3.
  2. Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12.12.1993. // Российская газета. -1993.-25дек.- № 237.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994. № 51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. -№ 32. -Ст. 3301. ( с изм. от 9.02.2009.)
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998. № 145-ФЗ // СЗ РФ. -1998. -№ 31. -Ст. 3823. ( с изм. от 9.02.2009.)
  5. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824. (с изм. от 26.11.2008.)
  6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000. № 117-ФЗ // СЗ РФ. -2000.- № 32. -Ст. 3340. (с изм. от 30.12.2008.)
  7. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195-ФЗ. // СЗ РФ. -2002. -№ 1 (ч. 1). -Ст. 1. ( с изм. от 9.02.2009.)
  8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990. № 395 – 1 // СЗ РФ. -1996. -№6. -Ст. 492. ( с изм. от 28.02.2009.)
  9. Указ Президента РФ от 9 марта 2004. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. -2004.- № 48.
  10. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СПС Гарант.