Файл: Налоговые правоотношения (Теоретические проблемы определения понятия налоговых правоотношений и их классификации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

особенности объективно включение по поводу налогообложения в правового регулирования.

и существенность данных предопределяет их учитывать при подготовке и актов законодательства о и сборах. Законодатель в правотворческой более точно границы налогово-правового . Поэтому закрепленный в ст. 2 НК РФ отношений, законодательством о налогах и , является производным от свойств налоговых . Этот предназначен для реализации в практике и не претендует на законченность.

Вместе с тем исследователи, на наш , необоснованно относят к лишь отношения по (уплате) налогов.

правоотношения не на равенстве сторон, не на их воль, а на властном налогоплательщиков органам и местного . В силу указанных законодатель называет , в которых физическое или организация уплатить налог () в пользу государства или образования, не налоговым , а налоговой .

Налоговые правоотношения собой разновидность правоотношений, и поэтому им особенные финансовых правоотношений.

распространен в специальной взгляд на финансовые как на общественные , характеризующиеся четырьмя признаками:

1) возникают и в сфере финансовой государства и образований;

2) одной из всегда является , уполномоченный государством или муниципальное , что придает этому властный характер;

3) публичным характером;

4) имущественными, т.е. в счете, всегда по поводу денежных .

Налоговые правоотношения также признаками, присущими данным отношениям и не только выявить их черты, но и от смежных отношений.

правоотношения, во-первых, , изменяются, прекращаются на основе законодательства о налогах и . Общественные отношения в налогообложения могут и существовать в правовой форме, на основе норм . Конституция РФ предусматривает уплачивать законно установленные и сборы. В этом одно из существенных налоговых от частноправовых. Так, гражданско-правовые могут возникать и при оснований, прямо не гражданским , но не противоречащих ему. Кроме , исторически гражданские складывались фактически и впоследствии государством.

Во-вторых, правоотношения существуют в налогообложения, призваны возможности, заложены в экономической «налог».

Третьим признаком налоговых является их на существующую систему налогового права, традиционно относятся к . Принципами права в соответствии со ст. 3 НК РФ : всеобщность налогообложения, равенство, экономическая налогов и , конституционность налогообложения, установления налогов и .

В-четвертых, участникам правоотношений свойство налоговой . Налоговая правосубъектность собой способность обладать правами, нести обязанности, закрепленные о налогах и сборах, а нести при совершении налоговых .


Основываясь на определениях А.В. , Д.В. Винницкого, А.В. Демин, М.В. и других налоговое правоотношение определить как урегулированное законодательства о налогах и имущественно-организационное властное общественное , складывающееся в сфере между субъектами, на-логовой , обязательным участником является публично-правовое .

2. Юридическое и фактическое налогового

2.1 Понятие юридического и содержания налогового

Правоотношение – это юридическая между этого от-ношения. правоотношение осуществляется фактических обстоятельств . Правоотношение – это не , а юридическое общественное . Между юридическим и общественным отношением тесная . Правовая норма в юридическом отношении, при наличии оснований, законом, между конкретными . И затем это юридическое воздействует на фактическое отношение. поведение субъектов правомерным, то между и фактическим отношением единство. , в похожих случаях, субъекты не выполняют правовых норм, юри-дическим (правоотношением) и тем фактическим , на которое оно должно воздействие, появляется . Со-держанием общественного отношения поведение его участников. это поведение отклоняется от правовой , то и само об-щественное отклоняется от своей – юридического от-ношения. образом, отношение является правового отношения[17].

содержание правоотношений субъективные и юридические обязанности правоотношений. Акцентируют именно на юридическом , поскольку составляет специфику . Очень часто для правоотношения требуется состав, т.е. двух или нескольких фактов, наличие необходимо для наступления последствий. нормы права юридические последствия не с наличием того или обстоятельства, но и с его . Типичным примером связи служит обязанности, которое основанием процессуального отношения в защиты нарушенного . Факты, свидетельствующие об каких-либо или действий, в юридической называются отрицательными.

рассматривать любые отношения как , их участники являются структурными элементами системы. Свойства соответственно специфику самих отношений. В частности, на налоговых отношений влияние то, что в них одновременно участвуют ( друг другу) , наделенный властными в сфере , и субъект, не наделенный . Субъекта, наделенного полномочиями (публично-территориальные , государственные и органы местного ), целесообразно именовать ; субъекта, не обладающего (физические , организации), - частным.


субъекты имеют интересы, обладают воли, определяет их поведение. субъекты призваны публичный интерес, как производный от частных интересов. воли публичного определяется тем публичным , для проведения он существует. Частный и публичный интерес, как среднее арифметическое частных , могут не совпадать. такое совпадение и место объективно, оно не быть конкретным носителем интереса[18].

Налоговые можно определить как нормами права общественные , возникающие по поводу , введения и взимания .

Налоговое обладает сложной структурой. Принято субъект, объект и налогового .

Наиболее полно правоотношений раскрывается в и фактическом содержании . Юридическое – более широкое , чем фактическое, оно включает возможных вариантов, потенциальных развития событий. содержание означает уже формы поведения , развития , т.е. реализацию одного из возможного юридического правоотношений[19].

Например, содержание правонарушения предполагает вариантов. Это и налоговые (уклонение от ведения , уклонение от и т.д.), и налоговые проступки ( порядка представления об открытии счета в , нарушение ведения учета и т.д.). Но содержание налогового намного конкретнее и определенный вид (например, уменьшение или объекта налогообложения), субъекта правоотношения и этому совокупность прав и управомоченного и обязанного , лежащих в основе их отношений.

образом, юридическое налоговых правоотношений потенциальными возможностями событий и действий уполномоченного и субъектов отношений по установления, изменения и налогов. содержание налоговых представляет собой действия плательщиков, с стороны, и (либо уполномоченных им ) по реализации прав и сторон при осуществлении налогово-правовых , с другой.

Система права, лежащая в правовых отношений, последние из отношений в целом и некоторые особенности правоотношений:

1. Целевая – система правоотношений подчинена цели – установлению и налогов. Налоговые подчинены логике, которая смысл деятельности по установлению и сбору , обязанность внести определенную в денежный фонд.

2. определенность связана с тем, что регулируют определенные связи, между субъектами. налоговых правоотношений то, что одним из всегда выступает при этом определен круг иных налоговых , перечень их прав и : государства и компетентных установить налоги и их уплату; – внести в бюджет или государственный фонд сумму в установленные и в необходимом .

3. Обеспечение государственным налоговых правоотношений тем, что фактически речь об охране принадлежащего ему имущества. поступления, составляя денежного фонда , представляют денежные средства, и реализации государственных порождает ответную охранительного механизма.



2.2 Стороны, и предмет налоговых

В теории права , что объект обязательным элементом любого правоотношения, в том и налогового. При рассмотрении налогового , по нашему мнению, с мнением Р.О. Халфиной, учитывать, что налоговое объединяет в как материальную, так и процессуальную , а значит, необходимо вопрос о множестве налогового [20].

В ходе дискуссии об правоотношения в середине 70- годов Р.О. Халфина мнение, что « правоотношения имеет для возникновения и развития видов правоотношений и для их , не являясь с тем элементом структуры» [21], данная позиция не поддержана. В литературе правоотношения как то, на что направлены субъективные и юридические обязанности его , либо то, ради , по поводу возникают сами [22].

Налог может в качестве объекта правоотношения в очередь в материальных по поводу непосредственной налогов в бюджет возврата налогоплательщику. При этом в случае является денежной суммой. является тем благом, представляющим денежных средств, внесению в бюджет ( возврату ), на которое собственно налоговое правоотношение, а права и обязанности налогового .

Однако, учитывая характер налоговых , их имущественную и организационную , содержащие в как экономические, так и правовые , было бы неправильно подобным односторонним . Действительно, в качестве объекта правоотношения в первую следует рассматривать в , связанных с уплатой налогов, т.е. в степени материальных . Данное правоотношение также ряд , прежде всего характера (предоставление , проверка ее налоговым , истребование документов и т.п.). В этом процедурно-организационный характер правоотношений, что свойственно для процессуальных . Учитывая дуализм правоотношения, при анализе налогового правоотношения необходимо его материального и процессуального [23]. Поэтому вполне видится рассмотрение объектов правоотношения.

Позиции объектов налогового придерживаются Е.Ю.Грачева, , определяя налогового правоотношения , сбор, взнос, их взимания, уплаты, налогового , привлечение к налоговой и обжалование актов органов, действий или их должностных лиц[24]. подход во многом собой воспроизведение ст.2 НК РФ, понятие отношений, законодательством о и сборах. М.В.Кустова, организационную сторону правоотношений, отмечает и их объекта. объектом, по ее мнению, поведение субъектов, на обеспечение установленного управления в налогообложения. В частности, в контрольных правоотношениях в объекта можно поведение , направленное на соблюдение требований к заполнению и иных налоговых [25].


При этом помнить, что правоотношения тесную взаимосвязь и предмета. предмет правоотношения охватывать совокупность налоговых поступлений в и ассоциироваться с материально-вещественным объекта правоотношения. Объект же правоотношения будет в себя весь явлений, и действий, регулируемых правоотношением и связанных с правоотношения. В этой предмет правоотношения будет собой как бы материальную , содержание объекта . Тогда как налогового правоотношения, этого материального , будет обязательно соответственное его обеспечение, гарантирующее налоговых платежей в , облекающее в правовую связанную с деятельность всех налоговых правоотношений[26].

образом, учитывая характер правоотношения, содержащего в как материальную, так и процессуальную , с учетом анализа в литературе , представляется возможным вывод о множестве налогового правоотношения, а , в качестве может выступать:

а) (сумма денежных , подлежащая внесению в );

б) действия, субъектов налогового ;

в) результаты действий () субъектов налоговых .

Государство, с помощью норм отношения, складывающиеся в налогообложения, определяет субъектов права. Согласно 9 НК РФ субъектами налогового являются: налогоплательщики, агенты, органы, таможенные . К участникам налоговых относятся также и и иные государственные органы при вопросов, отнесенных к их НК РФ. Законодательство о налогах и не содержит перечня лиц, вступающих в отношения, однако налогового права классифицировать по основаниям.

1. По способу определенности:

а) зафиксированные законодательством в качестве налоговых ;

б) не зафиксированные налоговым в качестве субъектов отношений.

2. По характеру интереса:

а) субъекты;

б) публичные .

3. По степени имущественной в возникновении налоговых :

а) имеющие собственный имущественный в налоговых отношениях;

б) не непосредственного собственного интереса в отношениях.

Разумеется, субъектами налогового являются налогоплательщик, с стороны, и в лице налоговых – с другой. Участие иных лиц в налоговых носит , подчас эпизодический [27]. В самом общем субъектов налогового можно на три группы.

Физические , к которым НК РФ относит Российской Федерации, граждан и лиц без . В отдельную подгруппу индивидуальные предприниматели.

– юридические лица, в соответствии с РФ (российские организации), а иностранные юридические , компании и другие образования, гражданской правоспособностью, в соответствии с законодательством государств, международные , их филиалы и , созданные на территории Федерации (иностранные ).