Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Адаптация ребенка к школе: понятие, сущность, виды, уровни).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Поступление в школу – это новая ступень в жизни ребенка, которая характеризуется новыми знаниями, нормами, правами, обязанностями, сложными и различными отношениями со сверстниками и взрослыми.

В соответствии ФГОС ДО не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку. И переход на следующую образовательную ступень должен сопровождаться всесторонним (эмоциональным, коммуникативным, физическим и психическим) развитием, которое поможет интегрироваться в школьную среду и успешно усвоить учебно-образовательную программу начальной школы.

То есть у детей должны быть сформированы устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии; способности, желание учиться. Поэтому школе необходимо быть готовой к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен огромный потенциал каждого ребенка. Ребенок должен быть приспособлен к новым условиям, т.е. адаптироваться.

Но адаптация ребенка к школе – достаточно длительный процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма. И задача участников педагогического процесса сделать данный период в жизни ребенка максимально комфортным. Поэтому проблема адаптации детей к школе актуальна тем, что очень важно поддержать ребенка и помочь ему сохранить на этом этапе накопленный позитив, уберечь от неудач, негативного отношения к изменившемуся статусу бывшего дошкольника.

Такие психологи как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. внесли большой вклад в изучении социально-психологических аспектов в адаптации ребенка к школе.

Педагогическими аспектами адаптации занимались Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и др. Я.Л. Коломинский и Е. А. Панько в своих работах выделили факторы, влияющие на адаптацию ребенка к школе. Само понятие адаптация ребенка к обучению в школе изложено в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых таких как: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я. Йирасек, Г.И. Капчеля, А. Керн, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, С. Штребел, Д.Б. Эльконин и др.

Стоит отметить, что на современном этапе модернизации образования назрела необходимость обратить внимание на развитие личности ребенка, его интересов и способностей, на создание ситуации успеха в обучении.

Объект исследования: адаптация ребенка к школе.

Предмет исследования: процесс адаптация ребенка к школе.


Цель: изучить процесс адаптации ребенка к школе.

Для достижения данной цели необходимо поставить и решить следующие взаимосвязанные задачи:

1. Изучить понятие, сущность, виды, уровни адаптации ребенка к школе.

2. Выявить основные проблемы адаптации ребенка к школе.

3. Изучить возрастные особенности детей 6-7 лет.

4. Провести психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе.

5. Разработать методические рекомендации педагогу/воспитателю и родителям по адаптации ребенка к школе.

Методы исследования: в работе были применены:

а) теоретические методы исследования такие как: анализ, синтез, обобщение, классификация – путем изучения учебно-научной и методической литературы.

б) эмпирические методы: наблюдение, исследование, опытно-экспериментальная работа (эксперимент).

Практическая значимость работы: полученные результаты психолого-педагогического исследования необходимы педагогу/воспитателю для выявления уровня адаптации ребенка к школе и разработки рекомендаций для его повышения.

При написании данной работы была использована педагогическая и учебно-научная литература. Основными источниками, раскрывающими теоретические аспекты адаптации ребенка к школе: ее сущность, понятие, виды, уровни были выбраны:

– научная электронная библиотека КиберЛенинка (https:// cyberleninka.ru), построенная на парадигме открытой науки (Open Science), главная задача которой заключается в популяризации науки и научной деятельности, общественном контроле качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии, и построение инфраструктуры знаний;

периодический научно-методический электронный журнал «Концепт»  (https://e-koncept.ru/). В нем публикуются статьи научно-практического характера по педагогическим наукам, отдельным вопросам сферы образования, психологии и др., содержащие уникальные результаты исследований;

– печатные издания и статьи таких авторов как: Г.Я. Потапова «Что такое готовность ребенка к школе?», Т.В. Склярова «Возрастная психология» СПБ.: ПСТГУ, И.В. Шаповаленко «Психология развития и возрастная психология» М.: ЮРАЙТ и др. раскрывающие сущность, понятие, и основные проблемы адаптации ребенка к школе, а также возрастные особенности детей 6-7 лет, которые необходимо учитывать для формирования успешной адаптации ребенка к школе.


База исследования: МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждение) Детский сад комбинированного типа №149 «Сказочный» г. Брянска.

1. Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе

1.1. Адаптация ребенка к школе: понятия, сущность, виды, уровни

При поступлении ребенка в школу, происходит смена его социального статуса, что приводит к изменению старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, к усвоению новых норм, правил и требований, предъявляемых к нему родителями и учителями. Поэтому все дети должны пройти период адаптации к школе.

Как отмечает М.И. Ильина, на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Поэтому адаптацию ребенка к школе облегчает предварительное посещение детского сада. [1, с. 161]. Что же представляет собой термин «адаптация»?

Адаптация в переводе с латинского – это приспособление функций организма и его органов к условиям среды.

По мнению А.В. Петровского адаптация представляет собой фазу в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер

его дальнейшего личностного развития.

По мнению Б.Т. Гурусбекова, Г.Р. Дичева адаптация к школе представляет собой сложную систему приспособительных мероприятий, которые направлены на усвоение и овладение новыми социальными формами деятельности, и связаны с изменением статуса ребенка [15, с. 89–91].

Согласно М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе подразумевает приспособление его к функционированию (выполнение учебно-социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника) [9, с. 682].

1. Батюда М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюда, Т.Н. Князева. М.: Логос, 2016. 306 с.

9. Коваль А.Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Т.В. Наумова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. URL: http://applied-research.ru (дата обращения: 13.06.2018).

15. Склярова Т.В. Возрастная психология / Т.В. Склярова. СПБ.: ПСТГУ, 2017. 224 с.

По ее мнению адаптированный ребенок – это ребенок, который приспособлен к полноценному развитию своего интеллектуально-личностного, физического, и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.


В.Р. Цылев под адаптацией ребенка к школе понимает процесс его привыкания к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни. По его мнению, ребенок к школе должен адаптироваться к организационной стороне жизни, к своей социальной роли, к особенностям усвоения знаний, умений на уроке [17, с. 96].

Таким образом, адаптация ребенка к школе связана с его готовностью к школьному обучению, и рассматривается как многоуровневое, многофакторное явление, т.е. связанное с воздействием на индивида большого числа внутренних и внешних факторов.

В связи с этим выделяют взаимосвязанные и взаимообусловленные виды адаптации ребенка к школе такие, как [12, с. 43–45; 16, с. 141–144]:

1. Физиологическая адаптация, связана с напряжением всех функциональных систем (зрительная, интеллектуальная, мышечная) организма ребенка. При этом чем большее напряжение испытывает каждая система, тем больше ресурсов расходует организм ребенка. Длительное напряжение приводит к переутомлению, и может стать причиной неврозов, стрессов ребенка и т.д.

2. Психологическая адаптация, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и специфики учебного материала. Ребенок должен иметь желание учиться и выполнять задания педагога /воспитателя, понимать

12. Пасечник Л.В. Материалы для диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе / Л.В. Пасечник. М.: АРКТИ, 2017. 68 с.

16. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / А.А. Сорокина // Территория науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.06.2018).

17. Суздальцева О.О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению [Электронный ресурс] / О.О. Суздальцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. URL: http://e-koncept.ru/2015/75020.htm. (дата обращения: 15.06.2018).

и стремиться успешно выполнить их. Кроме этого ребенок должен владеть базовыми умениями и знаниями, воспринимать, перерабатывать и воспринимать учебную программу, уметь планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность [16, с. 141–144].

Таким образом, психологическая адаптация это перестройка мотивационной, когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка при переходе к организованному, систематическому обучению в коллективе сверстников.

3. Социальная адаптация, связана с желанием ребенка принять новую социальную роль – школьника (умение слушать, реагировать на задания педагога/воспитателя, организовывать свою деятельность анализировать свой результат, строить отношение с окружающими, правильно оценивать свои действия и действия сверстников) [19, с. 1–3].


4. Академическая адаптация, характеризует степень соответствия поведения ребенка нормам будущей школьной жизни (правила поведения, познавательная активность на уроках и т.д.).

5. Личностная адаптация (самооценка и уровень притязаний, стремление к самоизменению) характеризует уровень принятия ребенком самого себя, новой социальной роли («Я – школьник»).

По мнению В.С. Мухиной, адаптация ребенка к школе сопряжена с такими трудностями как:

– освоение нового школьного пространства,

– выработка нового режима дня,

– вхождение в новый, коллектив сверстников [21, с. 211–213],

– принятие множества ограничений и установок, которые

16. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / А.А. Сорокина // Территория науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.06.2018).

19. Хапачева С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению [Электронный ресурс] / С.М. Хапачева, В.С. Дзеверук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. URL: http://e-koncept.ru/2014/14351.htm (дата обращения: 15.06.2018).

21. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. М.: ЮРАЙТ, 2017. 575 с.

регламентируют поведение,

– установление взаимоотношений с педагогом,

– построение новой гармонии отношений в семье [21, с. 211–213].

Рассматривая адаптацию ребенка к школе, необходимо выделить три ее уровня: высокий, средний и низкий [3, с. 13–17; 8, с. 141–143].

Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе, к требованиям, которые ему предъявляются, правильно воспринимает учебный материал, усваивает образовательную программу, проявляет интерес к самостоятельной деятельности, активно включается и выполняет общественные поручения.

Средний уровень – ребенок положительно относится к школе, ее посещение не оказывает отрицательных переживаний, усваивает и понимает образовательную программу, сосредоточен при выполнении заданий, поручений, указаний педагога (воспитателя), но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда когда занят чем-то для него интересным, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими сверстниками.

Низкий уровень – ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе, преобладает подавленное настроение, не дисциплинирован, учебный материал усваивает фрагментарно, самостоятельная деятельность затруднена, при выполнении не проявляет интереса, со стороны педагога (воспитателя) нужен постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны педагога и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового