Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Адаптация ребенка к школе: понятие, сущность, виды, уровни).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Проверка уровня понимания текста

А) Выделяет действующих лиц: – Про кого мы читали?

Б) Понимает факты, события: – Галка захотела пить? Что для этого сделала галка? Почему она стала бросать камушки в кувшин?

В) Мотивирует адекватную оценку поступкам персонажей: Галка осталась довольна своим поступком? Почему?

Интерпретация. Высокий уровень – выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описанные в тексте, мотивирует адекватную оценку поступкам персонажей.

Средний уровень – выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описание в тексте, при формировании главной мысли и оценке поступков персонажей требуется небольшая помощь в виде уточняющих вопросов.

Низкий уровень – действующих лиц выделяет с помощью в виде подсказки, фактическое содержание понимает, отмечаются искажения смысла, оценка поступкам героев дается с помощью вопросов, подсказок.

Приложение 4

Исследование мотивационной и эмоционально-волевой готовности

Методика «Мотивационная и эмоциональная готовность к школе»

Материал: Семь карточек с изображением школьников в различных ситуациях и одна карточка с изображение эмоций:

1

2 3 4

567 8

Инструкция: Посмотри перед тобой картинки с изображением школьников. Скоро ты пойдешь в школу. Ты хотел (ла) бы чтобы этот день наступил как можно скорее. Почему? Что тебя больше всего привлекает? Какие чувства у тебя это вызывает?

Интерпретация:

Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе, высказывает желание и стремление стать школьником, вызывает чувство радости.

Средний уровень – ребенок нейтрально относится к школе, сильного желание стать школьником не выражает, наблюдается преобладание познавательного мотива: «Хочу пойти в школу, чтобы учиться».

Низкий уровень – ребенок не проявляет желание идти в школу, не проявляет стремление стать школьником, у него нет и познавательного мотива: «Не хочу учиться».

Приложение 5

Результаты психолого-педагогического исследования уровня адаптации ребенка к школе до эксперимента


№ п/п

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Познавательная сфера

1. Развитие внимания: модифицированная методика Пьерона-Рузера (концентрация и устойчивость внимания)

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

2. Развитие мышления:

2.1. Методика «Последовательные картинки» (умение устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий)

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

2.2. Методика «Нелепицы» (развитие наглядно-образного мышления)

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

2.3. Модифицированная методика «Исключение четвертого лишнего», Н.Л. Белопольской (развитие логического мышления)

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

3. Развитие памяти:

3.1. Методика «Зачеркни названные картинки» (развитие слуховой памяти)

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

3.2. Методика «Исследование зрительной памяти», автор Д. Векслер (сформированность зрительной памяти)

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

2

Графомоторные навыки

Графический диктант (сформированность мелкой моторики, координацию движений рук)

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

3

Речевая деятельность

1. Методика «Лексическое развитие речи» А. Глагольный словарь

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

Б. Подбор синонимов

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

В. Подбор антонимов

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

Г. Уровень обобщений

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

2. Методика «Изучение сформированности грамматического строя языка»

А. Проверка общего уровня языковой компетенции

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

Б. Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

3. Методика «Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов» по методике Коненковой И.Д.

А. Отраженное воспроизведение слов

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

Б. Отраженное воспроизведение фраз

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

4. Методика «Исследование связной речи»

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н

4

Мотивационная и эмоциональная готовность к школе

В

С

В

С

В

С

В

В

Н

Н

В

С

В

С

Н

В

В

Н

Н

Н


Приложение 6

Лист 1

Игра «Найди различия»

Материал: картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями:

Ход проведения: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.

Игра «Что за чем и почему?

Материал: сюжетные картинки:

Ход проведения: Посмотри внимательно на картинки и расскажи историю, восстановив поочередность событий.

Игра «Спрятанные картинки»

Материал: карточка с картинками, цветные карандаши

Ход игры: Посмотри на картинку, на ней изображены 4 предмета, силуэты, которых наложены друг на друга. Ваша задача правильно распознать их и закрасить с помощью цветных карандашей.

Приложение 6

Лист 2

Игра «Найди пару»

Материал: картинки:

Ход проведения: Посмотри на картинку и найди подходящие друг другу предметы

Игра «Наведи порядок»

Материал: картинки: белка, заяц, слон, лев, еж.

Ход проведения: Называют пять картинок в любом порядке, ребёнок должен разложить их в той же последовательности.

Игра «Рисуем по памяти узоры»

Цель: развитие зрительной памяти.

Материал: лист бумаги формат А4, цветные карандаши, образцы с любыми несложными узорами:

Ход проведения: На листе бумаги нарисован узор. Посмотрите внимательно на узор, вы должны его запомнить. Теперь я узор уберу, ваша задача нарисовать такой же узор по памяти.

Приложение 6

Лист 3

Игра «Домик»

Материал: тетрадный лист бумаги, простой карандаш

Ход проведения: Сегодня мы будем рисовать, а что, вы должны отгадать загадку: «Много соседей, рядом все живут. А никогда не видятся (окна)». А теперь возьмите лист и карандаш, я буду говорить, а вы согласно моей инструкции должны нарисовать.


Инструкция: отступи 7 клеток слева, 9 клеток сверху ставь точку и начинай рисовать.

←1 (влево), ↑1 (вверх), → 1 (вправо), 1↓ (вниз),

↑1 (вверх), → 1 (вправо), 1↓ (вниз), ←6 (влево),

→1 (вправо), ↑1 (вверх), → 1 (вправо), 4↓ (вниз),

↑1 (вверх), →1 (вправо), 1↓ (вниз), → 5 (вправо),

→1 (вправо). 1↓ (вниз). →1 (вправо). ↑4 (вверх).

Ответ: дом

А теперь посмотрите на свой рисунок и скажите, что получилось. Дорисуйте окно и дверь в домике. Раскрасьте крышу.

Игра «Водители»

Материал: карточки с изображением машин, фишки красного и синего цвета.

Ход проведения: Ведущий милиционер (воспитатель) показывает водителям (детям) карточки с изображением машин. Водители должны определить в какую сторону поедут машины. Дети должны показать красную фишку, если машина поворачивает направо, и синюю – если налево.

Примечание: «милиционер» не должен подсказывать «водителям». Они должны сохранять полную тишину.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Материал: мяч.

Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Например, педагог называет: Идет (человек, животное, поезд, пароход, дождь…). Бежит (ручей, время, животное, человек, дорога…). Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолет…). Плывет (рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…).

Приложение 6

Лист 4

Игра «Похожие слова»

Материал: мяч.

Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, произносит слова, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу.  Ребенок, возвращая мяч, называет схожие по смыслу слова – приятели. Например: приятель – друг – враг; грусть – радость – печаль; еда – очистки – пища; труд – завод – работа; танец – пляска – песня; бежать – мчаться – идти; думать – хотеть – размышлять; шагать – сидеть – ступать.

Игра «Горячий – холодный»

Материал: мяч, слова (жарко, ночь, умный, веселый, друг, добро, медленный и т.д.)

Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, произносит слово, а ребенок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Например: педагог говорит жарко и бросает мяч, ребенок отвечает холодно и возвращает мяч.


Игра «Четвертый лишний»

Материал: мяч.

Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зеленый, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Игра «Скажи правильно»

Материал: мяч, фразы: В саду росло много груш. Белка перепрыгивала с ветки на ветку. Саша, сказал маме, что не пойдет гулять и т.д.

Ход проведения: Я буду бросать мяч, и говорить фразы, твоя задача повторить фразу точь-в-точь и бросить мяч мне.

Игра «Один – много»

Материал: мяч

Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, предлагает ответить на вопрос:  один – дом, а если их много, то это – дома; стул, звезда, ухо, и т.д. а много чего?

Игра «Составь слово»

Материал: слоговые карточки

Ход проведения: Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберет больше слов. Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.

Приложение 6

Лист 5

Игра «Составь фразу»

Материал: перепутанные слова в предложениях: Дымок, идет, трубы, из. Любит, медвежонок, мед. Мальчик, стекло, мяч, разбил и т.д.

Ход проведения: Воспитатель предлагает перепутанные слова в предложениях расставить на свои места и сказать, что получилось

Игра «Собрать диалог»

Ход проведения: Воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определѐнный сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .

Игра «Птичка»

Материал: картинки с изображением деревьев, игрушка.

и т.д.