Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Адаптация ребенка к школе: понятие, сущность, виды, уровни).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе
1.1. Адаптация ребенка к школе: понятия, сущность, виды, уровни
1.2. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
2. Психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
3.1. Методические рекомендации педагогу/воспитателю и родителям по адаптации ребенка к школе
1.3. Проверка уровня понимания текста
А) Выделяет действующих лиц: – Про кого мы читали?
Б) Понимает факты, события: – Галка захотела пить? Что для этого сделала галка? Почему она стала бросать камушки в кувшин?
В) Мотивирует адекватную оценку поступкам персонажей: Галка осталась довольна своим поступком? Почему?
Интерпретация. Высокий уровень – выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описанные в тексте, мотивирует адекватную оценку поступкам персонажей.
Средний уровень – выделяет действующих лиц, понимает факты, события, описание в тексте, при формировании главной мысли и оценке поступков персонажей требуется небольшая помощь в виде уточняющих вопросов.
Низкий уровень – действующих лиц выделяет с помощью в виде подсказки, фактическое содержание понимает, отмечаются искажения смысла, оценка поступкам героев дается с помощью вопросов, подсказок.
Приложение 4
Исследование мотивационной и эмоционально-волевой готовности
Методика «Мотивационная и эмоциональная готовность к школе»
Материал: Семь карточек с изображением школьников в различных ситуациях и одна карточка с изображение эмоций:
1
2 3 4
567 8
Инструкция: Посмотри перед тобой картинки с изображением школьников. Скоро ты пойдешь в школу. Ты хотел (ла) бы чтобы этот день наступил как можно скорее. Почему? Что тебя больше всего привлекает? Какие чувства у тебя это вызывает?
Интерпретация:
Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе, высказывает желание и стремление стать школьником, вызывает чувство радости.
Средний уровень – ребенок нейтрально относится к школе, сильного желание стать школьником не выражает, наблюдается преобладание познавательного мотива: «Хочу пойти в школу, чтобы учиться».
Низкий уровень – ребенок не проявляет желание идти в школу, не проявляет стремление стать школьником, у него нет и познавательного мотива: «Не хочу учиться».
Приложение 5
Результаты психолого-педагогического исследования уровня адаптации ребенка к школе до эксперимента
№ п/п |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
1 |
Познавательная сфера 1. Развитие внимания: модифицированная методика Пьерона-Рузера (концентрация и устойчивость внимания) |
|||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
2. Развитие мышления: 2.1. Методика «Последовательные картинки» (умение устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
2.2. Методика «Нелепицы» (развитие наглядно-образного мышления) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
2.3. Модифицированная методика «Исключение четвертого лишнего», Н.Л. Белопольской (развитие логического мышления) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
3. Развитие памяти: 3.1. Методика «Зачеркни названные картинки» (развитие слуховой памяти) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
3.2. Методика «Исследование зрительной памяти», автор Д. Векслер (сформированность зрительной памяти) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
2 |
Графомоторные навыки Графический диктант (сформированность мелкой моторики, координацию движений рук) |
|||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
3 |
Речевая деятельность 1. Методика «Лексическое развитие речи» А. Глагольный словарь |
|||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
Б. Подбор синонимов |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
В. Подбор антонимов |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
Г. Уровень обобщений |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
2. Методика «Изучение сформированности грамматического строя языка» А. Проверка общего уровня языковой компетенции |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
Б. Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
3. Методика «Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов» по методике Коненковой И.Д. А. Отраженное воспроизведение слов |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
Б. Отраженное воспроизведение фраз |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
4. Методика «Исследование связной речи» |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
|
4 |
Мотивационная и эмоциональная готовность к школе |
|||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
Н |
Н |
В |
С |
В |
С |
Н |
В |
В |
Н |
Н |
Н |
Приложение 6
Лист 1
Игра «Найди различия»
Материал: картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями:
Ход проведения: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.
Игра «Что за чем и почему?
Материал: сюжетные картинки:
Ход проведения: Посмотри внимательно на картинки и расскажи историю, восстановив поочередность событий.
Игра «Спрятанные картинки»
Материал: карточка с картинками, цветные карандаши
Ход игры: Посмотри на картинку, на ней изображены 4 предмета, силуэты, которых наложены друг на друга. Ваша задача правильно распознать их и закрасить с помощью цветных карандашей.
Приложение 6
Лист 2
Игра «Найди пару»
Материал: картинки:
Ход проведения: Посмотри на картинку и найди подходящие друг другу предметы
Игра «Наведи порядок»
Материал: картинки: белка, заяц, слон, лев, еж.
Ход проведения: Называют пять картинок в любом порядке, ребёнок должен разложить их в той же последовательности.
Игра «Рисуем по памяти узоры»
Цель: развитие зрительной памяти.
Материал: лист бумаги формат А4, цветные карандаши, образцы с любыми несложными узорами:
Ход проведения: На листе бумаги нарисован узор. Посмотрите внимательно на узор, вы должны его запомнить. Теперь я узор уберу, ваша задача нарисовать такой же узор по памяти.
Приложение 6
Лист 3
Игра «Домик»
Материал: тетрадный лист бумаги, простой карандаш
Ход проведения: Сегодня мы будем рисовать, а что, вы должны отгадать загадку: «Много соседей, рядом все живут. А никогда не видятся (окна)». А теперь возьмите лист и карандаш, я буду говорить, а вы согласно моей инструкции должны нарисовать.
Инструкция: отступи 7 клеток слева, 9 клеток сверху ставь точку и начинай рисовать.
←1 (влево), ↑1 (вверх), → 1 (вправо), 1↓ (вниз),
↑1 (вверх), → 1 (вправо), 1↓ (вниз), ←6 (влево),
→1 (вправо), ↑1 (вверх), → 1 (вправо), 4↓ (вниз),
↑1 (вверх), →1 (вправо), 1↓ (вниз), → 5 (вправо),
→1 (вправо). 1↓ (вниз). →1 (вправо). ↑4 (вверх).
Ответ: дом
А теперь посмотрите на свой рисунок и скажите, что получилось. Дорисуйте окно и дверь в домике. Раскрасьте крышу.
Игра «Водители»
Материал: карточки с изображением машин, фишки красного и синего цвета.
Ход проведения: Ведущий милиционер (воспитатель) показывает водителям (детям) карточки с изображением машин. Водители должны определить в какую сторону поедут машины. Дети должны показать красную фишку, если машина поворачивает направо, и синюю – если налево.
Примечание: «милиционер» не должен подсказывать «водителям». Они должны сохранять полную тишину.
Игра «Кто может совершать эти действия?»
Материал: мяч.
Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Например, педагог называет: Идет (человек, животное, поезд, пароход, дождь…). Бежит (ручей, время, животное, человек, дорога…). Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолет…). Плывет (рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…).
Приложение 6
Лист 4
Игра «Похожие слова»
Материал: мяч.
Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, произносит слова, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу. Ребенок, возвращая мяч, называет схожие по смыслу слова – приятели. Например: приятель – друг – враг; грусть – радость – печаль; еда – очистки – пища; труд – завод – работа; танец – пляска – песня; бежать – мчаться – идти; думать – хотеть – размышлять; шагать – сидеть – ступать.
Игра «Горячий – холодный»
Материал: мяч, слова (жарко, ночь, умный, веселый, друг, добро, медленный и т.д.)
Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, произносит слово, а ребенок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Например: педагог говорит жарко и бросает мяч, ребенок отвечает холодно и возвращает мяч.
Игра «Четвертый лишний»
Материал: мяч.
Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зеленый, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
Игра «Скажи правильно»
Материал: мяч, фразы: В саду росло много груш. Белка перепрыгивала с ветки на ветку. Саша, сказал маме, что не пойдет гулять и т.д.
Ход проведения: Я буду бросать мяч, и говорить фразы, твоя задача повторить фразу точь-в-точь и бросить мяч мне.
Игра «Один – много»
Материал: мяч
Ход проведения: педагог, бросая мяч ребенку, предлагает ответить на вопрос: один – дом, а если их много, то это – дома; стул, звезда, ухо, и т.д. а много чего?
Игра «Составь слово»
Материал: слоговые карточки
Ход проведения: Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберет больше слов. Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.
Приложение 6
Лист 5
Игра «Составь фразу»
Материал: перепутанные слова в предложениях: Дымок, идет, трубы, из. Любит, медвежонок, мед. Мальчик, стекло, мяч, разбил и т.д.
Ход проведения: Воспитатель предлагает перепутанные слова в предложениях расставить на свои места и сказать, что получилось
Игра «Собрать диалог»
Ход проведения: Воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определѐнный сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .
Игра «Птичка»
Материал: картинки с изображением деревьев, игрушка.
и т.д.