Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Адаптация ребенка к школе: понятие, сущность, виды, уровни).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе
1.1. Адаптация ребенка к школе: понятия, сущность, виды, уровни
1.2. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
2. Психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
3.1. Методические рекомендации педагогу/воспитателю и родителям по адаптации ребенка к школе
3. Борисова Н.Ф. Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию [Электронный ресурс] / Н.Ф. Борисова, Г.С. Айрумян, А.Н. Колесникова // Молодой ученый. 2014. №17. URL: https://moluch.ru/ (дата обращения: 15.06.2018).
8. Иванова Л.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.В. Иванова, Н.В. Пермякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 12 (декабрь). URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. (дата обращения: 15.06.2018).
21. Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С.Ткачева. М.: ЮРАЙТ, 2014. 200 с.
материала необходима помощь педагога (воспитателя), общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть сверстников [3, с. 13–17; 8, с. 141–143].
Следует отметить, что влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе имеют следующую нисходящую последовательность:
– неадекватные методы воспитания в семье,
– мотивационная неготовность к обучению в школе,
– неудовлетворенность в общении с взрослыми,
– не правильное осознание своего положения в группе сверстников,
– низкий уровень образования родителей,
– конфликтная ситуация в семье, неполная семья,
– отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения к детям педагога (воспитателя) [1, с. 178–180].
Таким образом, адаптация ребенка к школе – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптацию ребенка к школе облегчает посещение его детского школьного учреждения. Следует отметить, что готовность ребенка к школе рассматривается как многоуровневое и многофакторное явления. Выделяют следующие виды адаптации: физиологическая, психологическая, социальная, академическая и личностная. Она сопряжена с определенными трудностями.
1. Батюда М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюда, Т.Н. Князева. М.: Логос, 2016. 306 с.
3. Борисова Н.Ф. Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию [Электронный ресурс] / Н.Ф. Борисова, Г.С. Айрумян, А.Н. Колесникова // Молодой ученый. 2014. №17. URL: https://moluch.ru/ (дата обращения: 15.06.2018).
8. Иванова Л.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.В. Иванова, Н.В. Пермякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 12 (декабрь). URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. (дата обращения: 15.06.2018).
1.2. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе это один из самых важных и трудных периодов в жизни детей, так как они должны адаптироваться к новым микросоциальным условиям. В этот период ребенок может оказаться в эмоционально-стрессовой ситуации, что связано с изменением привычного стереотипа поведения, условиями жизни и деятельности ребенка. Кроме этого увеличивается психоэмоциональная нагрузка [2, с. 70–74].
Поэтому к основным проблемам адаптации ребенка к школе относят: дисциплину, развитие ответственности, речевое и эмоциональное общение, агрессивность [7, с. 221–223; 9, с. 682–686].
– Дисциплина. Главная трудность, которая ждет ребенка в школе – это требования определенной дисциплины. Они в какой-то степени лишаются свободы действий, которая у них была в детском саду. Так как необходимо сидеть на одном месте, не разговаривать с соседом по парте, с учителем можно заговорить только с его разрешения, когда молчат другие. Кроме этого увеличивается продолжительность урока.
Поэтому целесообразно в учебный процесс включать занятия, которые способствуют одновременно поработать и поиграть с ребенком, но в тоже время это уже не подвижная игра, а интеллектуальная, которая приучает ребенка к определенной дисциплине, выдержке, вырабатывает умение спокойно сидеть на месте.
– Развитие ответственности. Ответственность и дисциплина взаимосвязаны и являются наиболее важными факторами, от которых
2. Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. 2014. № 3. С. 70-74.
7. Жилина Л.Я. Некоторые аспекты подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.Я. Жилина, В.Ю. Самсонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 8. URL: http://e-koncept.ru/2015/65055.htm (дата обращения: 15.06.2018).
9. Коваль А.Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Т.В. Наумова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. URL: http://applied-research.ru (дата обращения: 13.06.2018).
зависит успешная адаптация ребенка к школе.
Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, потому что она определяет не только адаптацию ребенка к школе, но и последующую адаптацию индивида в жизни [7, с. 223–225]. Безусловно, начиная заниматься с ребенком, развивая у него личную ответственность, можно заложить основу зрелой личности. Выделяют два вида ответственности:
1. Принятие ответственности на себя. Индивид считает, что только от него зависят его победы и неудачи, и их причины ищет в себе.
2. Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. Индивид считает, что его успехи и поражения зависят от других людей или от случая, обстоятельств, их причины ищет не в себе самом [15, с. 156–158].
Чтобы развить ответственность необходимо постепенно внушать ребенку, что в его жизни практически все зависит только от него, таким образом, он обретет уверенность в себе. Кроме этого ребенку необходимо предоставлять свободу в принятии решений, обращая внимание на ответственность за свои поступки.
– Речевое и эмоциональное общение. Чтобы установить адекватное отношение с педагогом (воспитателем) и со сверстниками ребенок должен уметь данное общение правильно организовывать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать вопрос» и др.). Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости [20, с. 86–88].
Для успешного решения этих проблем необходимо постоянно создавать ребенку ситуации успеха на уроке, в общении со сверстниками, а руководство деятельностью детей следует осуществлять, широко
7. Жилина Л.Я. Некоторые аспекты подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.Я. Жилина, В.Ю. Самсонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т.8. URL: http://e-koncept.ru/2015/65055.htm (дата обращения: 15.06.2018).
15. Склярова Т.В. Возрастная психология / Т.В. Склярова. СПБ.: ПСТГУ, 2017. 224 с.
20. Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С.Ткачева. М.: ЮРАЙТ, 2014. 200 с.
используя методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.
– Агрессивность является одним из мощных фактов, отрицательно влияющих на адаптацию ребенка к школе, может создать и внутри личностные трения, и проблемы с успеваемостью [6, с. 40–48].
Агрессивный ребенок может попасть в группу «изолированных» детей. С ними никто не хочет вступать в контакт, общаться, что негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.
К основным причинам появления агрессии относят:
– копирование поведения родителей;
– научение агрессии в процессе непосредственного приобретения негативного опыта (участие, а не пассивное наблюдение). Это наблюдается, если ребенок самостоятельно включается в агрессивное взаимодействие – с родителями (законными представителями), братьями, сестрами, родственниками, соседями, компанией во дворе;
– чрезмерное увлечение компьютером, телевидением, компьютерными играми, которые несут в себе разного вида агрессию [21, с. 91–93].
Таки образом, в основе вышеперечисленных проблем лежит сложное взаимодействие социальных и индивидуальных факторов, неблагоприятных для всестороннего развития ребенка. Л.М. Божович выделила следующие основные факторы риска, которые способны при конкретных условиях стать причиной нарушения адаптации ребенка к школе: школьные и семейные.
К школьным факторам относят:
– несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированные на возрастные нормы, [2, с. 70–74],
2. Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. 2014. № 3. С. 70-74.
6. Долгова В.И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, Р.В. Овчарова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. URL: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 13.06.2018).
21. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. М.: ЮРАЙТ, 2017. 575 с.
психофизиологические особенности физически и психически ослабленных детей,
– несоответствие вышеперечисленным особенностям темпа учебной работы в разнородной группе (классе),
– экстенсивный характер учебных нагрузок,
– доминирование отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве, «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами [2, с. 70–74].
К семейным факторам относят:
– повышенный уровень респектации родителей (законных представителей) в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим, возникающая психотравмирующая ситуация в семье.
По мнению Л.С. Выготского, переход из дошкольного детства в школьную действительность, когда изменяется социальная ситуация развития, является кризисным, переломным моментом в жизни ребенка [1, с. 184–186].
По мнению Л.И. Божович момент обретения ребенком статуса ученика и несформированность «внутренней позиции школьника» могут выступать одним из механизмов дезадаптации, которая является самой распространенной проблемой.
Школьная дезадаптация включает «совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии социального, психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, а в некоторых случаях невозможным [11, с. 56–57].
С данным понятием связывают образование неадекватных механизмов
1. Батюда М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюда, Т.Н. Князева. М.: Логос, 2016. 306 с.
2. Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. 2014. № 3. С. 70-74.
11. Пакевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Совместная деятельность, развивающие занятия. ФГОС. / Т.Д. Пашкевич. Волгоград: Учитель, 2015. 123 с.
адаптации ребенка к школе (затруднения в учебе, нарушение поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания, повышение уровня тревожности, искажения в личностном развитии).
Ребенок в школе проведет значительную часть своей жизни. И если в течение этого продолжительного периода он постоянно будет испытывать дискомфорт, фрустрацию, неприятие со стороны окружающих и т.д., а со стороны специалистов не будут оказываться меры по психологической диагностике, профилактике и коррекции, можно говорить о возможном нарушении социализации и деформации ценностных и референтных ориентаций ребенка в более поздние периоды онтогенеза и, как следствие, возникновении различных видов девиантного, делинквентного, аддитивного поведения [2, с. 70–74; 11, с. 56–57].
Стоит отметить, характеристики, свидетельствующие о дезадаптации в поведении:
1. Нарушения общения со сверстниками и взрослыми: агрессивность, замкнутость и избегание контактов, недоверчивость и подозрительность, чрезмерная исполнительность и конформность, негативистическая демонстративность, конфликтность и обидчивость.
2. Занижены социальные нормы поведения ребенка в школе, расторможенность влечений.
3. Гиперактивность, неугомонность.
4. Депрессивность, астенизация, уход от деятельности [13, с. 503–505].
5. Эмоциональная незрелость, психофизический инфантилизм.
6. Невротические проявления (плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления и др.)
На сегодняшний день существенно изменилась социальная ситуация
2. Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. 2014. № 3. С. 70-74.
11. Пакевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Совместная деятельность, развивающие занятия. ФГОС. / Т.Д. Пашкевич. Волгоград: Учитель, 2015. 123 с.
13. Потапова Г.Я. Что такое готовность ребенка к школе? [Электронный ресурс] / Г.Я. Потапова, А.Г. Сорока // Молодой ученый. 2016. №24. URL: https://moluch.ru/archive/128/35481/ (дата обращения: 13.06.2018).
развития ребенка. Прежде всего, это связано с процессами, которые произошли в социуме. Его устои расшатаны, изменились ценностные ориентиры, усугубились негативные процессы в семьях, ухудшилась экологическая обстановка окружающей среды. Все это породило социальную дезадаптацию детей, что выразилось в росте беспризорности, социальной педагогической запущенности, увеличения числа агрессивных детей с девиантным поведением. К уже вышеперечисленным причинам школьной дезадаптации стоит добавить психические (широкий спектр нервно-психических расстройств) и соматические (уровень общей заболеваемости) факторы [6, с. 40–43].