Файл: Единый государственный экзамен, 2023 г. История тренировочный вариант 1 от 19. 09. 2022 1 14.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 1 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
19 заданий. Часть 1 содержит 12 заданий, часть 2 содержит 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа
30 минут (210 минут. Ответы к заданиям 1–12 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1. Задания части 2 (13–21) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов
№ 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером. Желаем успеха Часть 1 Ответом к заданиям 1–12 является последовательность цифр или слово словосочетание. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами например НиколайВторой). Установите соответствие между событиями и годами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) Антиордынское восстание в Твери Б) Разгром печенегов под Киевом В) Второй Азовский поход, взятие Азова Г) Оборона Брестской крепости
1) 1036 г.
2) 1696 г.
3) 1941 г.
4) 1327 г.
5) 1943 г.
6) 945 г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Создание Коминтерна
2) Первый крестовый поход
3) Переяславская Рада Ответ
1
2
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
19 заданий. Часть 1 содержит 12 заданий, часть 2 содержит 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа
30 минут (210 минут. Ответы к заданиям 1–12 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1. Задания части 2 (13–21) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов
№ 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером. Желаем успеха Часть 1 Ответом к заданиям 1–12 является последовательность цифр или слово словосочетание. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами например НиколайВторой). Установите соответствие между событиями и годами к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) Антиордынское восстание в Твери Б) Разгром печенегов под Киевом В) Второй Азовский поход, взятие Азова Г) Оборона Брестской крепости
1) 1036 г.
2) 1696 г.
3) 1941 г.
4) 1327 г.
5) 1943 г.
6) 945 г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Создание Коминтерна
2) Первый крестовый поход
3) Переяславская Рада Ответ
1
2
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 2 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРОЦЕССЫ ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ А) Феодальная раздробленность Б) Распад СССР В) Отмена крепостного права Г) Правление Ивана Грозного
1) Принятие декрета о Земле
2) Ливонская война
3) Северная война
4) Изгнание князя Всеволода из Новгорода
5) Беловежское соглашение
6) Манифест Александра II Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Ответ А Б В Г Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие явление, процесс)
Ельня
_________________ (А)
1941 Б)
Антиордынское восстание е гг.
____________ (В) Отечественная война
__________ (Г)
Калка
___________________ (ДЕ) Пропущенные элементы
1) Сражение с половцами
2) Тверь
3) 1810 е гг.
4) Бородино
5) Первое столкновение с монголами
6) Великая Отечественная война
7) е гг.
8) е гг.
9) Курск Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В ГДЕ Установите соответствие между событиями и участниками этих событий к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ АД. И. Пожарский БИС. Конев В) МИ. Кутузов Г) Александр Невский
1) Сталинградская битва
2) Ледовое побоище
3) Освобождение Москвы
4) Куликовская битва
5) Пражская операция
6) Бородинская битва Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г
3
4
5
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРОЦЕССЫ ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ А) Феодальная раздробленность Б) Распад СССР В) Отмена крепостного права Г) Правление Ивана Грозного
1) Принятие декрета о Земле
2) Ливонская война
3) Северная война
4) Изгнание князя Всеволода из Новгорода
5) Беловежское соглашение
6) Манифест Александра II Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Ответ А Б В Г Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие явление, процесс)
Ельня
_________________ (А)
1941 Б)
Антиордынское восстание е гг.
____________ (В) Отечественная война
__________ (Г)
Калка
___________________ (ДЕ) Пропущенные элементы
1) Сражение с половцами
2) Тверь
3) 1810 е гг.
4) Бородино
5) Первое столкновение с монголами
6) Великая Отечественная война
7) е гг.
8) е гг.
9) Курск Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В ГДЕ Установите соответствие между событиями и участниками этих событий к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ АД. И. Пожарский БИС. Конев В) МИ. Кутузов Г) Александр Невский
1) Сталинградская битва
2) Ледовое побоище
3) Освобождение Москвы
4) Куликовская битва
5) Пражская операция
6) Бородинская битва Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г
3
4
5
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 3 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Прочтите отрывок из работы историка. Многие и многие наблюдатели в один голос свидетельствовали, что день
5 марта прошёл буднично и до обидного тихо. Причинами этой незаметности и обыденности великого события критики реформы называли книжный язык Манифеста беспрецедентные полицейские меры, принятые в стране недоверие народа к любому документу, исходившему от правительства трудные для понимания крестьян условия их освобождения. Всё это так, всенародных торжеств 5 марта действительно не наблюдалось, однако не было и полного равнодушия. Да его и не могло быть при снятии варварского клейма с 23 миллионов человек. Утром этого дня император возле манежа лично прочитал Манифест собравшейся здесь толпе. Народ слушал, но безмолвствовал. Зато, как вспоминает ПА. Кропоткин, на разводе офицеры окружили государя и восторженно кричали "ура. К середине дня начал осознавать происходившее и простой городской люд. ГА. Щербачев вспоминал "Было два часа, на Царицыном лугу было народное гуляние... Издали послышались крики "ура. Государь ехал с развода. Наконец, когда государь подъезжал к плацу, толпа заколыхалась, шапки полетели вверх, раздалось такое "ура, от которого, казалось, земля затряслась. Никакое перо не в состоянии описать тот восторг, с которым освобождённый народ встретил своего царя- освободителя. Было, конечно, и другое. Серьёзные беспорядки возникли в Спасском уезде Казанской и Чембарском Пензенской губерний. Здесь пришлось прибегать к вводу в сёла воинских частей, пускать вход оружие для разгона многотысячных толп, пытавшихся оспорить подлинность Манифеста или дать ему своё толкование. В результате этих событий десятки крестьян были убиты и ранены. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Описываемые в отрывке события происходили в 1881 г.
2) Император, о котором идёт речь в отрывке, получил прозвище Освободитель.
3) Оглашение манифеста, о котором идёт речь, нигде не вызвало серьёзных беспорядков.
4) В разработке реформы, начало которой положил упоминаемый в тексте манифест, принимал участие МИ. Сперанский.
5) Император, о котором идёт речь в отрывке, был убит членами подпольной революционной организации.
6) Реформа, начало которой было положено манифестом, упоминаемым в отрывке, изменяла социальное положение примерно 5% населения страны. Ответ _________________________. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ И ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) Собор Василия Блаженного Б) Война и мир
В)
Успенский собор во Владимире
Г)
«Воин-освободитель»
1) Построен в период правления Андрея
Боголюбского
2) Памятник посвящен событиям XIX в.
3) Автор – Е.В. Вучетич.
4) Памятник XVI века
5) Автор АН. Толстой
6) Автор М.О. Микешин Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г
7
6
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Прочтите отрывок из работы историка. Многие и многие наблюдатели в один голос свидетельствовали, что день
5 марта прошёл буднично и до обидного тихо. Причинами этой незаметности и обыденности великого события критики реформы называли книжный язык Манифеста беспрецедентные полицейские меры, принятые в стране недоверие народа к любому документу, исходившему от правительства трудные для понимания крестьян условия их освобождения. Всё это так, всенародных торжеств 5 марта действительно не наблюдалось, однако не было и полного равнодушия. Да его и не могло быть при снятии варварского клейма с 23 миллионов человек. Утром этого дня император возле манежа лично прочитал Манифест собравшейся здесь толпе. Народ слушал, но безмолвствовал. Зато, как вспоминает ПА. Кропоткин, на разводе офицеры окружили государя и восторженно кричали "ура. К середине дня начал осознавать происходившее и простой городской люд. ГА. Щербачев вспоминал "Было два часа, на Царицыном лугу было народное гуляние... Издали послышались крики "ура. Государь ехал с развода. Наконец, когда государь подъезжал к плацу, толпа заколыхалась, шапки полетели вверх, раздалось такое "ура, от которого, казалось, земля затряслась. Никакое перо не в состоянии описать тот восторг, с которым освобождённый народ встретил своего царя- освободителя. Было, конечно, и другое. Серьёзные беспорядки возникли в Спасском уезде Казанской и Чембарском Пензенской губерний. Здесь пришлось прибегать к вводу в сёла воинских частей, пускать вход оружие для разгона многотысячных толп, пытавшихся оспорить подлинность Манифеста или дать ему своё толкование. В результате этих событий десятки крестьян были убиты и ранены. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Описываемые в отрывке события происходили в 1881 г.
2) Император, о котором идёт речь в отрывке, получил прозвище Освободитель.
3) Оглашение манифеста, о котором идёт речь, нигде не вызвало серьёзных беспорядков.
4) В разработке реформы, начало которой положил упоминаемый в тексте манифест, принимал участие МИ. Сперанский.
5) Император, о котором идёт речь в отрывке, был убит членами подпольной революционной организации.
6) Реформа, начало которой было положено манифестом, упоминаемым в отрывке, изменяла социальное положение примерно 5% населения страны. Ответ _________________________. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ И ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) Собор Василия Блаженного Б) Война и мир
В)
Успенский собор во Владимире
Г)
«Воин-освободитель»
1) Построен в период правления Андрея
Боголюбского
2) Памятник посвящен событиям XIX в.
3) Автор – Е.В. Вучетич.
4) Памятник XVI века
5) Автор АН. Толстой
6) Автор М.О. Микешин Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ А Б В Г
7
6
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 4 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении Данный плакат посвящён событиям тысяча девятьсот __________________ года. Ответ запишите словом сочетанием слов. Ответ _________________________. Рассмотрите схему и выполните задания Заполните пропуск в предложении. Ответ запишите словом (сочетанием слов. События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот _________ году. Ответ _________________________. Укажите город, обозначенный цифрой «5». Ответ _________________________.
9
10
8
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении Данный плакат посвящён событиям тысяча девятьсот __________________ года. Ответ запишите словом сочетанием слов. Ответ _________________________. Рассмотрите схему и выполните задания Заполните пропуск в предложении. Ответ запишите словом (сочетанием слов. События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот _________ году. Ответ _________________________. Укажите город, обозначенный цифрой «5». Ответ _________________________.
9
10
8
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 5 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название советской республики, которое дважды пропущено в этом тексте. Взломав хорошо подготовленную немецкую оборону под Ленинградом, советские войска отбросили противника на 200-280 км на запад, полностью сняв тем самым блокаду второго по значимости города Советского Союза. я и я армии группы армий Север потерпели тяжелое поражение и были вынуждены отступить на оборонительную линию Пантера на границе советской Ответ _________________________. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Город, обозначенный цифрой «1» Новороссийск
2) На данной схеме советская армия вышла к границе СССР.
3) На схеме обозначены действия Красной Армии входе операции
Багратион.
4) Город, обозначенный цифрой «2» Минск
5) На схеме обозначена Сталинградская битва.
6) На схеме обозначены освобождение нескольких республик СССР Ответ _________________________. Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (13–21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. да затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из статьи политического деятеля Наша партия, как и всякая другая политическая партия, стремится к политическому господству для себя. Наша цель – диктатура революционного пролетариата. Полгода революции с необыкновенной яркостью, силой и внушительностью подтвердили правильность и неизбежность такого требования в интересах именно данной революции, ибо ни демократического мира, ни земли крестьянству, ни полной свободы вполне демократической республики) получить народу иначе нельзя Компромиссом называется в политике уступка некоторых требований, отказ отчасти своих требований в силу соглашения с другой партией. Обычное представление обывателей о большевиках, поддерживаемое клевещущей на большевиков печатью, состоит в том, что большевики ни на какие компромиссы несогласны, ни с кем, никогда. Теперь наступил такой крутой и такой оригинальный поворот русской революции, что мы можем как партия предложить добровольный компромисс, правда, не буржуазии, нашему прямому и главному классовому врагу, а нашим ближайшим противникам, главенствующим" мелкобуржуазно-демократическим партиям, эсерами меньшевикам. <…> Компромиссом является с нашей стороны наш возврат к доиюльскому требованию вся власть – Советам, ответственное перед Советами правительство из эсеров и меньшевиков. <…> Компромисс состоял бы в том, что большевики, не претендуя на участие в правительстве, отказались бы от выставления немедленно требования перехода власти к пролетариату и беднейшим крестьянам, от революционных методов борьбы за это требование. Условием, само собою разумеющимся и неновым для эсеров и меньшевиков, была бы полная свобода агитации и созыв Учредительного собрания без новых оттяжек или даже в более короткий срок. Меньшевики и эсеры как правительственный блок согласились бы предполагая компромисс осуществлённым) составить правительство, целиком и исключительно ответственное перед Советами, при передаче в руки Советов всей власти и на местах. В этом бы состояло "новое" условие. Никаких других условий большевики, я думаю, не поставили бы, полагаясь на то, что действительно полная свобода агитации и немедленное осуществление нового демократизма в составлении Советов (перевыборы их) ив функционировании их сами собою обеспечили бы мирное движение революции вперёд, мирное изживание партийной борьбы внутри Советов.
11
12
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название советской республики, которое дважды пропущено в этом тексте. Взломав хорошо подготовленную немецкую оборону под Ленинградом, советские войска отбросили противника на 200-280 км на запад, полностью сняв тем самым блокаду второго по значимости города Советского Союза. я и я армии группы армий Север потерпели тяжелое поражение и были вынуждены отступить на оборонительную линию Пантера на границе советской Ответ _________________________. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Город, обозначенный цифрой «1» Новороссийск
2) На данной схеме советская армия вышла к границе СССР.
3) На схеме обозначены действия Красной Армии входе операции
Багратион.
4) Город, обозначенный цифрой «2» Минск
5) На схеме обозначена Сталинградская битва.
6) На схеме обозначены освобождение нескольких республик СССР Ответ _________________________. Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (13–21) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. да затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из статьи политического деятеля Наша партия, как и всякая другая политическая партия, стремится к политическому господству для себя. Наша цель – диктатура революционного пролетариата. Полгода революции с необыкновенной яркостью, силой и внушительностью подтвердили правильность и неизбежность такого требования в интересах именно данной революции, ибо ни демократического мира, ни земли крестьянству, ни полной свободы вполне демократической республики) получить народу иначе нельзя Компромиссом называется в политике уступка некоторых требований, отказ отчасти своих требований в силу соглашения с другой партией. Обычное представление обывателей о большевиках, поддерживаемое клевещущей на большевиков печатью, состоит в том, что большевики ни на какие компромиссы несогласны, ни с кем, никогда. Теперь наступил такой крутой и такой оригинальный поворот русской революции, что мы можем как партия предложить добровольный компромисс, правда, не буржуазии, нашему прямому и главному классовому врагу, а нашим ближайшим противникам, главенствующим" мелкобуржуазно-демократическим партиям, эсерами меньшевикам. <…> Компромиссом является с нашей стороны наш возврат к доиюльскому требованию вся власть – Советам, ответственное перед Советами правительство из эсеров и меньшевиков. <…> Компромисс состоял бы в том, что большевики, не претендуя на участие в правительстве, отказались бы от выставления немедленно требования перехода власти к пролетариату и беднейшим крестьянам, от революционных методов борьбы за это требование. Условием, само собою разумеющимся и неновым для эсеров и меньшевиков, была бы полная свобода агитации и созыв Учредительного собрания без новых оттяжек или даже в более короткий срок. Меньшевики и эсеры как правительственный блок согласились бы предполагая компромисс осуществлённым) составить правительство, целиком и исключительно ответственное перед Советами, при передаче в руки Советов всей власти и на местах. В этом бы состояло "новое" условие. Никаких других условий большевики, я думаю, не поставили бы, полагаясь на то, что действительно полная свобода агитации и немедленное осуществление нового демократизма в составлении Советов (перевыборы их) ив функционировании их сами собою обеспечили бы мирное движение революции вперёд, мирное изживание партийной борьбы внутри Советов.
11
12
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 6 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Укажите год, когда была написана данная статья. Укажите название правительства, действовавшего в период, когда была написана данная статья. Укажите главу правительства на момент написания статьи. На каких условиях согласно приведённому фрагменту статьи большевики готовы были пойти на частичное изменение своей политики в рамках предложенного ими компромисса Укажите любые три условия. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16. Укажите, в чье правление были открыты музеи Московского Кремля. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период правления того, чьё имя указано в предыдущем вопросе В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры.
1)
2)
3)
4)
16
13
14
15
15
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Укажите год, когда была написана данная статья. Укажите название правительства, действовавшего в период, когда была написана данная статья. Укажите главу правительства на момент написания статьи. На каких условиях согласно приведённому фрагменту статьи большевики готовы были пойти на частичное изменение своей политики в рамках предложенного ими компромисса Укажите любые три условия. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16. Укажите, в чье правление были открыты музеи Московского Кремля. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период правления того, чьё имя указано в предыдущем вопросе В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры.
1)
2)
3)
4)
16
13
14
15
15
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 7 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Прочтите отрывки из воспоминаний современников. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) Итогом оборонительного сражения следует, намой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил поэтому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее
Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля. Б) Ставка с марта работала над планом стратегического наступления, задача которого состояла в том, чтобы разгромить основные силы группы армий "Юг" и "Центр, сокрушить вражескую оборону на фронте от Смоленска до Черного моря. Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля на основании данных разведки о том, что командование вермахта планирует провести наступление, было принято решение обескровить немецкие войска мощной обороной, а затем перейти в контрнаступление. Укажите название биты, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией входе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на причину изменения плана советской ставки. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. В 1380 году русские рати одержали победу над монголо-татарами на
Куликовом поле. Укажите три любых последствия данного события. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия губерния. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение, содержащий информацию о различиях в положении крестьянства в периоды правлений Павла I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде. Тезис ___________________________________________________________ Обоснование тезиса
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________ Вскоре после окончания Второй мировой войны изменилась международная обстановка. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что следствием изменения международной обстановки стала перемена отношения властей СССР и США к некоторым категориям граждан своих стран один аргумент для России и один для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Аргумент для СССР _____________________________________________ Аргумент для США _______________________________________________ Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
17
18
19
21
20
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Прочтите отрывки из воспоминаний современников. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) Итогом оборонительного сражения следует, намой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил поэтому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее
Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля. Б) Ставка с марта работала над планом стратегического наступления, задача которого состояла в том, чтобы разгромить основные силы группы армий "Юг" и "Центр, сокрушить вражескую оборону на фронте от Смоленска до Черного моря. Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля на основании данных разведки о том, что командование вермахта планирует провести наступление, было принято решение обескровить немецкие войска мощной обороной, а затем перейти в контрнаступление. Укажите название биты, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией входе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на причину изменения плана советской ставки. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. В 1380 году русские рати одержали победу над монголо-татарами на
Куликовом поле. Укажите три любых последствия данного события. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия губерния. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение, содержащий информацию о различиях в положении крестьянства в периоды правлений Павла I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде. Тезис ___________________________________________________________ Обоснование тезиса
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________ Вскоре после окончания Второй мировой войны изменилась международная обстановка. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что следствием изменения международной обстановки стала перемена отношения властей СССР и США к некоторым категориям граждан своих стран один аргумент для России и один для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Аргумент для СССР _____________________________________________ Аргумент для США _______________________________________________ Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
17
18
19
21
20
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 8 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 О проекте Пробный ЕГЭ каждую неделю Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта
«ЕГЭ баллов https://vk.com/ege100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей. Нашли ошибку в варианте?
Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательное исправим Для замечаний и пожеланий также доступны другие варианты для скачивания) СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА
ФИО: Фантаев Дмитрий Александрович Предмет История Стаж 21 год
Аккаунт ВК: КОРРЕКТОРЫ ВАРИАНТА Людмила Лозяная Марина Александрова https://vk.com/id424122406
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 О проекте Пробный ЕГЭ каждую неделю Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта
«ЕГЭ баллов https://vk.com/ege100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей. Нашли ошибку в варианте?
Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательное исправим Для замечаний и пожеланий также доступны другие варианты для скачивания) СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА
ФИО: Фантаев Дмитрий Александрович Предмет История Стаж 21 год
Аккаунт ВК: КОРРЕКТОРЫ ВАРИАНТА Людмила Лозяная Марина Александрова https://vk.com/id424122406
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 9 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Система оценивания экзаменационной работы по истории Часть 1 Правильное выполнение каждого из заданий 2, 8–11 оценивается
1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 7 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости оттого, были ли указаны все необходимые символы. Правильное выполнение каждого из заданий 6, 12 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует во всех других случаях выставляется
0 баллов. Правильное выполнение задания 4 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух-трёх позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости оттого, были ли указаны все необходимые символы. Номер задания Правильный ответ
1 4123 2
231 3
4562 4
624358 5
3562 6
25 7
4213 8 сорокпервого
9 сорокчетветого
10 Киев
11 Эстония
12 236 Часть 2 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Из статьи политического деятеля Наша партия, как и всякая другая политическая партия, стремится к политическому господству для себя. Наша цель – диктатура революционного пролетариата. Полгода революции с необыкновенной яркостью, силой и внушительностью подтвердили правильность и неизбежность такого требования в интересах именно данной революции, ибо ни демократического мира, ни земли крестьянству, ни полной свободы вполне демократической республики) получить народу иначе нельзя Компромиссом называется в политике уступка некоторых требований, отказ отчасти своих требований в силу соглашения с другой партией. Обычное представление обывателей о большевиках, поддерживаемое клевещущей на большевиков печатью, состоит в том, что большевики ни на какие компромиссы несогласны, ни с кем, никогда. Теперь наступил такой крутой и такой оригинальный поворот русской революции, что мы можем как партия предложить добровольный компромисс, правда, не буржуазии, нашему прямому и главному классовому врагу, а нашим ближайшим противникам, главенствующим" мелкобуржуазно-демократическим партиям, эсерами меньшевикам. <…> Компромиссом является с нашей стороны наш возврат к доиюльскому требованию вся власть – Советам, ответственное перед Советами правительство из эсеров и меньшевиков. <…> Компромисс состоял бы в том, что большевики, не претендуя на участие в правительстве, отказались бы от выставления немедленно
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Система оценивания экзаменационной работы по истории Часть 1 Правильное выполнение каждого из заданий 2, 8–11 оценивается
1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 7 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости оттого, были ли указаны все необходимые символы. Правильное выполнение каждого из заданий 6, 12 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует во всех других случаях выставляется
0 баллов. Правильное выполнение задания 4 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух-трёх позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости оттого, были ли указаны все необходимые символы. Номер задания Правильный ответ
1 4123 2
231 3
4562 4
624358 5
3562 6
25 7
4213 8 сорокпервого
9 сорокчетветого
10 Киев
11 Эстония
12 236 Часть 2 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Из статьи политического деятеля Наша партия, как и всякая другая политическая партия, стремится к политическому господству для себя. Наша цель – диктатура революционного пролетариата. Полгода революции с необыкновенной яркостью, силой и внушительностью подтвердили правильность и неизбежность такого требования в интересах именно данной революции, ибо ни демократического мира, ни земли крестьянству, ни полной свободы вполне демократической республики) получить народу иначе нельзя Компромиссом называется в политике уступка некоторых требований, отказ отчасти своих требований в силу соглашения с другой партией. Обычное представление обывателей о большевиках, поддерживаемое клевещущей на большевиков печатью, состоит в том, что большевики ни на какие компромиссы несогласны, ни с кем, никогда. Теперь наступил такой крутой и такой оригинальный поворот русской революции, что мы можем как партия предложить добровольный компромисс, правда, не буржуазии, нашему прямому и главному классовому врагу, а нашим ближайшим противникам, главенствующим" мелкобуржуазно-демократическим партиям, эсерами меньшевикам. <…> Компромиссом является с нашей стороны наш возврат к доиюльскому требованию вся власть – Советам, ответственное перед Советами правительство из эсеров и меньшевиков. <…> Компромисс состоял бы в том, что большевики, не претендуя на участие в правительстве, отказались бы от выставления немедленно
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 10 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 требования перехода власти к пролетариату и беднейшим крестьянам, от революционных методов борьбы за это требование. Условием, само собою разумеющимся и неновым для эсеров и меньшевиков, была бы полная свобода агитации и созыв Учредительного собрания без новых оттяжек или даже в более короткий срок. Меньшевики и эсеры как правительственный блок согласились бы предполагая компромисс осуществлённым) составить правительство, целиком и исключительно ответственное перед Советами, при передаче в руки Советов всей власти и на местах. В этом бы состояло "новое" условие. Никаких других условий большевики, я думаю, не поставили бы, полагаясь на то, что действительно полная свобода агитации и немедленное осуществление нового демократизма в составлении Советов (перевыборы их) ив функционировании их сами собою обеспечили бы мирное движение революции вперёд, мирное изживание партийной борьбы внутри Советов. Укажите год, когда была написана данная статья. Укажите название правительства, действовавшего в период, когда была написана данная статья. Укажите главу правительства на момент написания статьи. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) год – 1917,
2) правительство – временное
3) глава правительства – Керенский А. Ф. Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указаны год, правительство, глава правительства
2 Правильно указаны любые два элемента
1 Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2 На каких условиях согласно приведённому фрагменту статьи большевики готовы были пойти на частичное изменение своей политики в рамках предложенного ими компромисса Укажите любые три условия. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Могут быть указаны следующие условия
1) Полная свобода агитации
2) Созыв Учредительного собрания
3) Составить правительство целиком и полностью ответственное перед советами
4) Передача в руки Советов всей власти на местах Ответ может быть представлен как в форме цитат, таки в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при
оценивании переписанный целиком объемный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию. Правильно указаны три условия
2 Правильно указаны только два условия
1 Правильно указано только одно оусловие. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2 Укажите, в чье правление были открыты музеи Московского Кремля. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) Александр I
2) обоснование, например на марке указана дата издания 2006 год, если вычесть 200 лет получится 1806 год, приходится направление Александра I (1801 – 1825 гг.)
Элемент 1 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной
13
14
15
15
15
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 требования перехода власти к пролетариату и беднейшим крестьянам, от революционных методов борьбы за это требование. Условием, само собою разумеющимся и неновым для эсеров и меньшевиков, была бы полная свобода агитации и созыв Учредительного собрания без новых оттяжек или даже в более короткий срок. Меньшевики и эсеры как правительственный блок согласились бы предполагая компромисс осуществлённым) составить правительство, целиком и исключительно ответственное перед Советами, при передаче в руки Советов всей власти и на местах. В этом бы состояло "новое" условие. Никаких других условий большевики, я думаю, не поставили бы, полагаясь на то, что действительно полная свобода агитации и немедленное осуществление нового демократизма в составлении Советов (перевыборы их) ив функционировании их сами собою обеспечили бы мирное движение революции вперёд, мирное изживание партийной борьбы внутри Советов. Укажите год, когда была написана данная статья. Укажите название правительства, действовавшего в период, когда была написана данная статья. Укажите главу правительства на момент написания статьи. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) год – 1917,
2) правительство – временное
3) глава правительства – Керенский А. Ф. Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указаны год, правительство, глава правительства
2 Правильно указаны любые два элемента
1 Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2 На каких условиях согласно приведённому фрагменту статьи большевики готовы были пойти на частичное изменение своей политики в рамках предложенного ими компромисса Укажите любые три условия. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Могут быть указаны следующие условия
1) Полная свобода агитации
2) Созыв Учредительного собрания
3) Составить правительство целиком и полностью ответственное перед советами
4) Передача в руки Советов всей власти на местах Ответ может быть представлен как в форме цитат, таки в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при
оценивании переписанный целиком объемный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию. Правильно указаны три условия
2 Правильно указаны только два условия
1 Правильно указано только одно оусловие. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
2 Укажите, в чье правление были открыты музеи Московского Кремля. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) Александр I
2) обоснование, например на марке указана дата издания 2006 год, если вычесть 200 лет получится 1806 год, приходится направление Александра I (1801 – 1825 гг.)
Элемент 1 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной
13
14
15
15
15
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 11 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Правильно указано название войны, дано верное обоснование
2 Правильно указано только название войны
1 Название войны указано неправильно / не указано независимо от наличия обоснования
0 Максимальный балл
2 Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период правления того, чьё имя указано в предыдущем вопросе В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры.
1)
2)
3)
4) Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) цифра, обозначающая памятник архитектуры, –3;
2) архитектор – А. Воронихин. Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указана цифра, архитектор
2 Правильно указана только цифра
1 Цифра указана неправильно / не указана независимо от указания архитектора
0 Максимальный балл
2 Прочтите отрывки из воспоминаний современников. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) Итогом оборонительного сражения следует, намой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил поэтому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее
Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля. Б) Ставка с марта работала над планом стратегического наступления, задача которого состояла в том, чтобы разгромить основные силы группы армий "Юг" и "Центр, сокрушить вражескую оборону на фронте от Смоленска до Черного моря. Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля на основании данных разведки о том, что командование вермахта планирует провести наступление, было принято решение обескровить немецкие войска мощной обороной, а затем перейти в контрнаступление. Укажите название биты, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией входе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на причину изменения плана советской ставки. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) название битвы – Курская
2) кодовое название операции, например
Полководец Румянцев»;
16
17
16
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Правильно указано название войны, дано верное обоснование
2 Правильно указано только название войны
1 Название войны указано неправильно / не указано независимо от наличия обоснования
0 Максимальный балл
2 Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период правления того, чьё имя указано в предыдущем вопросе В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры.
1)
2)
3)
4) Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) цифра, обозначающая памятник архитектуры, –3;
2) архитектор – А. Воронихин. Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно указана цифра, архитектор
2 Правильно указана только цифра
1 Цифра указана неправильно / не указана независимо от указания архитектора
0 Максимальный балл
2 Прочтите отрывки из воспоминаний современников. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) Итогом оборонительного сражения следует, намой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил поэтому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее
Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля. Б) Ставка с марта работала над планом стратегического наступления, задача которого состояла в том, чтобы разгромить основные силы группы армий "Юг" и "Центр, сокрушить вражескую оборону на фронте от Смоленска до Черного моря. Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля на основании данных разведки о том, что командование вермахта планирует провести наступление, было принято решение обескровить немецкие войска мощной обороной, а затем перейти в контрнаступление. Укажите название биты, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией входе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на причину изменения плана советской ставки. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) название битвы – Курская
2) кодовое название операции, например
Полководец Румянцев»;
16
17
16
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 12 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 19
«Кутузов»; Может быть указано название другой операции)
3) суждение, например
пленные немецкие разведчики считали, что дом обороняет батальон
на защитников дома равнялась, как встрою, вся дивизия, он м слагались песни и легенды
дом обороняли бойцы, каждый из которых стоил целого отделения, а то и взвода противника. Каждый из элементов 1 и 2 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной. Элемент ответа 3 может быть представлен как в форме цитат, таки в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании элемента 3 ответа переписанный целиком
объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию Правильно указаны название битвы, кодовое название операции, приведено суждение
3 Правильно указаны только два элемента
2 Правильно указан только один элемент
1 Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 В 1380 году русские рати одержали победу над монголо-татарами на
Куликовом поле. Укажите три любых последствия данного события. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Могут быть указаны следующие последствия
1) Битва показала, что победа над монголами возможна - надо только, забыв про распри, действовать дружно, сообща.
2) Русские князья стали без согласия хана назначать наследников престола.
3) Возрос авторитет Москвы.
4) Подъем национального самосознания.
5) Существенно снизился размер дани. Могут быть названы другие последствия. Если в ответе наряду с требуемым количеством элементов приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, являющиеся ошибочными, то при оценивании действует следующее правило
– если среди дополнительных элементов ошибочными являются два или более, то за ответ выставляется 0 баллов
– если среди дополнительных элементов ошибочным является один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям Правильно названы три последствия
3 Правильно названы только два последствия
2 Правильно названо только одно последствие
1 Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия губерния. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) смысл понятия, например основная административная единица в Российской империи XVIII – нача. XX века.
(Смысл понятия может быть приведён виной, близкой по смыслу формулировке)
2) факт, например
первые 8 губерний ввел Петр Великий
при Екатерине II губернии были поделены на уезды Может быть приведён другой факт) Элемент 2 ответа (факт) может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я)), приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие
2
18
19
18
19
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 19
«Кутузов»; Может быть указано название другой операции)
3) суждение, например
пленные немецкие разведчики считали, что дом обороняет батальон
на защитников дома равнялась, как встрою, вся дивизия, он м слагались песни и легенды
дом обороняли бойцы, каждый из которых стоил целого отделения, а то и взвода противника. Каждый из элементов 1 и 2 ответа может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной. Элемент ответа 3 может быть представлен как в форме цитат, таки в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании элемента 3 ответа переписанный целиком
объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию Правильно указаны название битвы, кодовое название операции, приведено суждение
3 Правильно указаны только два элемента
2 Правильно указан только один элемент
1 Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 В 1380 году русские рати одержали победу над монголо-татарами на
Куликовом поле. Укажите три любых последствия данного события. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Могут быть указаны следующие последствия
1) Битва показала, что победа над монголами возможна - надо только, забыв про распри, действовать дружно, сообща.
2) Русские князья стали без согласия хана назначать наследников престола.
3) Возрос авторитет Москвы.
4) Подъем национального самосознания.
5) Существенно снизился размер дани. Могут быть названы другие последствия. Если в ответе наряду с требуемым количеством элементов приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, являющиеся ошибочными, то при оценивании действует следующее правило
– если среди дополнительных элементов ошибочными являются два или более, то за ответ выставляется 0 баллов
– если среди дополнительных элементов ошибочным является один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям Правильно названы три последствия
3 Правильно названы только два последствия
2 Правильно названо только одно последствие
1 Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия губерния. Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) смысл понятия, например основная административная единица в Российской империи XVIII – нача. XX века.
(Смысл понятия может быть приведён виной, близкой по смыслу формулировке)
2) факт, например
первые 8 губерний ввел Петр Великий
при Екатерине II губернии были поделены на уезды Может быть приведён другой факт) Элемент 2 ответа (факт) может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я)), приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие
2
18
19
18
19
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 13 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я)), но исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён / содержится в приведённом определении понятия. ИЛИ Смысл понятия нераскрыт раскрыт неправильно приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие
1 Смысл понятия нераскрыт раскрыт неправильно исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания
0 Максимальный балл
2 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение, содержащий информацию о различиях в положении крестьянства в периоды правлений Павла I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде. Тезис ___________________________________________________________ Обоснование тезиса
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________ Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) тезис, например в период правления Павла I положение крестьян улучшилось по сравнению с правлением Екатерины II
(Может быть сформулирован другой тезис)
2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса в период правления Павла I барщина была ограничена тремя днями, в период правления Екатерины II такое ограничение отсутствовало в период Екатерины II крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков, Павел I снял такой запрет, была введена практика челобитных. Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например было одержано несколько побед Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов)
3 Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа
2 Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа. ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа различие в том, что сравниваемые объекты разные) / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов, позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов. ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов, позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис
1
20
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я)), но исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён / содержится в приведённом определении понятия. ИЛИ Смысл понятия нераскрыт раскрыт неправильно приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие
1 Смысл понятия нераскрыт раскрыт неправильно исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания
0 Максимальный балл
2 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение, содержащий информацию о различиях в положении крестьянства в периоды правлений Павла I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде. Тезис ___________________________________________________________ Обоснование тезиса
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________ Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы
1) тезис, например в период правления Павла I положение крестьян улучшилось по сравнению с правлением Екатерины II
(Может быть сформулирован другой тезис)
2) обоснования, например (для приведённого выше тезиса в период правления Павла I барщина была ограничена тремя днями, в период правления Екатерины II такое ограничение отсутствовало в период Екатерины II крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков, Павел I снял такой запрет, была введена практика челобитных. Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования. При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например было одержано несколько побед Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов)
3 Правильно сформулирован тезис, приведено только одно исторически корректное обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов. ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено два обоснования (каждое содержит два исторических факта, по одному для каждого из сравниваемых объектов обоснование(-я) содержит(-ат) неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа
2 Правильно сформулирован тезис, приведено только одно обоснование, содержащее два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов обоснование содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа. ИЛИ Тезис сформулирован неверно или не сформулирован (в том числе вместо тезиса приведено суждение типа различие в том, что сравниваемые объекты разные) / тезис как результат сравнения подменён рассуждениями общего характера, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов, позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов. ИЛИ Правильно сформулирован тезис, приведено не менее одного исторически корректного суждения, содержащего два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов, позволяющих сравнить отдельные аспекты указанных в задании объектов ни одно из приведённых суждений не обосновывает тезис
1
20
Единый государственный экзамен, 2023 г. ИСТОРИЯ Тренировочный вариант №1 от 19.09.2022 14 / 14
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Все иные ситуации, несоответствующие правилам выставления
3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 Вскоре после окончания Второй мировой войны изменилась международная обстановка. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что следствием изменения международной обстановки стала перемена отношения властей СССР и США к некоторым категориям граждан своих стран один аргумент для России и один для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать аргументы
1) для СССР, например в условиях начала холодной войны в СССР была организована борьба с космополитизмом, направленная против скептических и прозападных тенденций советской интеллигенции, которые рассматривались как сторонники запада и носителями его идей.
2) для США, в условиях начала « холодной войны в США была инициирована антикоммунистическая кампания, так как коммунисты считались сторонниками СССР. Сенатор Джозеф Маккарти заявил, что коммунисты проникли вовсе звенья государственного аппарата, в том числе в правительство США. Проверкам на благонадёжность подверглись около 18 млн. человек. Многие из них безо всяких на то оснований репрессированы. Приведены по одному аргументу для России и США
3
Приведён только один аргумент для России. ИЛИ Приведён только один аргумент для США
2 Аргументы) не сформулированы приведено не менее двух фактов, которые могут быть использованы для аргументации
1 Аргументы) не сформулированы приведено один факт, который может быть использован для аргументации. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018
№ 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…> В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
1. Существенным считается расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами за выполнение любого из заданий 13–21, которое составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания 13–21, которые были оценены со столь существенным расхождением.
2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 13–21 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.
21
© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ БАЛЛОВ Составитель Дмитрий Фантаев Обсуждение заданий Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
№ 2209 Все иные ситуации, несоответствующие правилам выставления
3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 Вскоре после окончания Второй мировой войны изменилась международная обстановка. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что следствием изменения международной обстановки стала перемена отношения властей СССР и США к некоторым категориям граждан своих стран один аргумент для России и один для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Содержание верного ответа и указания по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы Правильный ответ должен содержать аргументы
1) для СССР, например в условиях начала холодной войны в СССР была организована борьба с космополитизмом, направленная против скептических и прозападных тенденций советской интеллигенции, которые рассматривались как сторонники запада и носителями его идей.
2) для США, в условиях начала « холодной войны в США была инициирована антикоммунистическая кампания, так как коммунисты считались сторонниками СССР. Сенатор Джозеф Маккарти заявил, что коммунисты проникли вовсе звенья государственного аппарата, в том числе в правительство США. Проверкам на благонадёжность подверглись около 18 млн. человек. Многие из них безо всяких на то оснований репрессированы. Приведены по одному аргументу для России и США
3
Приведён только один аргумент для России. ИЛИ Приведён только один аргумент для США
2 Аргументы) не сформулированы приведено не менее двух фактов, которые могут быть использованы для аргументации
1 Аргументы) не сформулированы приведено один факт, который может быть использован для аргументации. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, несоответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
0 Максимальный балл
3 В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018
№ 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…> В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
1. Существенным считается расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами за выполнение любого из заданий 13–21, которое составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания 13–21, которые были оценены со столь существенным расхождением.
2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 13–21 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.
21