Файл: Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Современное состояние и тенденции развития бюджетной системы РФ

За последние 20 лет произошли значительные структурные изменения в бюджетной системе России. Можно условно разделить на 3 основных этапа эволюцию бюджетной системы.

К первому этапу относится период с начала 2000 – х годов, когда бюджетная политика формировалась с опорой на опыт и уроки финансового кризиса 1998 года. Главным приоритетом было гарантирование финансовой, ценовой и макроэкономической безопасности, создание лучших условий для развития бизнеса. В эти годы были основаны главные механизмы защиты экономики страны и бюджетной системы Российской Федерации от изменений в мировой экономике.

В 2000 – 2002 годах была проведена налоговая реформа, упростившая ведение бизнеса. Это было достигнуто с помощью изменения структуры налогов и механизмов налогообложения. Также были заложены основы механизма «стерилизации» конъюнктурных нефтяных доходов. В результате всех этих мероприятий бюджетная система РФ была качественно улучшена. Произошло оздоровление государственных финансов, сокращение доли теневой экономики, выросла собираемость главных налогов. Данная налогово-бюджетная реформа нашла своё продолжение до 2005 года. Повысилась прогрессивность налогообложения нефтегазового сектора, были сведены к минимуму отрицательные последствия от растущих изменений цен на энергоресурсы.

Проведённые в 2000 – х годах преобразования бюджетно-налоговой системы страны сыграли значительную роль в ускорении скорости роста экономики. За период с 2000 по 2006 год валовый внутренний продукт государства увеличился почти на 60 процентов. Также значительно увеличилась величина подушевого валового внутреннего продукта по паритету покупательской способности до 95 процентов. Выросла доля Российской Федерации в мировой экономике от 0,6 процента до 3,8 процентов [14,15 ,16].

Ко второму этапу относятся 2006-2007 года. В этот период бюджетная система также пережила большие изменения. Основная часть конъюнктурный доходов стала направляться на финансирование расходов бюджета. В итоге роль бюджетной политики в минимизации негативного влияния внешней волатильности на внутреннюю экономическую ситуацию снижалась.35 Тот запас прочности, который был накоплен в предшествующие годы, дал возможность обеспечения бюджетной системы России устойчивостью во время мирового финансового кризиса 2008 – 2009 годов. В 2009 году нефтегазовые доходы были сокращены больше чем на 3 процента валового внутреннего продукта.


Во второй половине 2014 года резко изменились внешние условия. Цены на нефть уменьшились в два раза, и были введены финансовые санкции. Становилось невозможным спасение экономики страны за счёт увеличения расходов. Нужны были серьёзные изменения в бюджетной политике страны, которые помогли бы преодолеть негативные последствия внешних потрясений, а также помогли бы добиться устойчивых темпов роста экономики России. Для достижения этих целей была разработана государственная экономическая и бюджетная политика 2015 – 2017 годов, общая направленность которой носила нейтральный характер. Таким образом, в период с 2014 по 2016 годы нефтегазовый дефицит значительно сократился. Страну снова спас Резервный фонд. В 2016 году процессы по адаптации завершались, соотношение цен возвращалось к уровню 2005 года и стало соответствовать новому уровню цен на нефть.

Следующий этап в эволюции бюджетной системы страны начался в 2020 году. Его целью является расширение потенциала сбалансированного развития страна. Можно выделить следующие задачи и направления, характеризующие новый этап:

- Обеспечение устойчивый макроэкономических условий;

- Обеспечение стабильных налоговых и неналоговых параметров;

- Создание справедливой конкурентной среды с целью роста инвестиций;

- Создание условий для раскрытия и развития потенциала каждого гражданина страны.

Современное состояние и развитие бюджетной системы РФ определяется проводимой в стране бюджетной политикой, разработка которой находится под влиянием экономической стагнации и демографических изменений, снижения налоговых поступлений и роста зависимости бюджета от поступлений за экспорт энергоносителей. В наибольшей степени негативное влияние на бюджетную систему проявилось в 2014 г., когда цены на нефть резко упали. В настоящее время доходы от энергоносителей начали восстанавливаться, но резервы Минфина значительно сократились и лишь медленно пополняются.

Результаты 2019 года, согласно официальной статистике, в целом соответствуют прогнозам. Экономический рост замедлился до 1,3% (2,3% на конец 2018 года). Потребительская инфляция составила 4,5%, что было связано с увеличением НДС в начале года и смягчением денежно-кредитной политики во второй половине года. Динамика инвестиций в основной капитал (+ 0,7%) и реальных располагаемых доходов населения (+ 0,8%) стагнирует. В 2019 году внешнеторговый оборот сократился на 3,1% по сравнению с предыдущим годом, а его снижение было обусловлено снижением экспорта товаров на 7,7% [23].


Доходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2019 году росли быстрее темпов инфляции и темпов экономического роста и составили 39110,3 млрд рублей. С учетом потребительской инфляции выручка выросла на 5,9% (Таблица 1).

Таблица 1. Динамика доходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2019 г. [14,15 ,16]

2018, млрд руб.

2019, млрд руб.

Темп роста 2019 г. к 2018 г. (в ценах 2018 г.), %

Доходы - итого

36916,9

39110,3

105,9

Налоговые доходы

23602,0

25320,9

107,3

Социальные взносы

7195,1

7884,5

109,6

Неналоговые и прочие доходы

6119,9

5904,9

96,5

Налоговые поступления варьировались неравномерно (рис. 4). Наибольший прирост наблюдался в тех доходах, доля которых в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета невелика - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (+ 10,4%), и налоги на совокупный доход ( + 9,7%). Номинальный доход по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, увеличился на 16%, что связано с повышением ставки.

Подоходный налог, подоходный налог с физических лиц (НДФЛ) и налоги на товары (работы, услуги), продаваемые в Российской Федерации, также увеличились, опередив потребительскую инфляцию. Их доля в налоговых поступлениях превысила 55% в 2019 году, что обеспечило основной вклад в рост доходов [15].

Доходы от налогов, сборов и регулярных платежей за использование природных ресурсов незначительно увеличились в номинальном выражении, но остались ниже уровня инфляции. В реальном выражении эти доходы снизились на 3,1%.

Рост налоговых поступлений, в основном поступающих в бюджеты субфедерального уровня, при одновременном снижении доходов от нефти и газа привел к увеличению доли доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в общий доход с 29,1% в 2018 году до 34,7% в 2019 году.

Рисунок 4. Налоговые доходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018-2019 гг. [14,15 ,16]

В 2019 году расходы консолидированного бюджета продолжали расти. Их номинальный объем вырос почти на 3 трлн рублей: с 33 880,7 млрд рублей. в 2018 году 9995,3 млрд руб. в 2019 году с учетом потребительской инфляции расходы увеличились на 4,5% (таблица 2).


Таблица 2. Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2019 г. [14,15 ,16]

Млрд руб.

Удельный вес, %

Теми роста 2019 г. к 2018 г. (в ценах 2018 г.), %

Расходы - всего

36995,3

100,0

104,5

Общегосударственные вопросы

2335,1

6,3

104,8

Национальная оборона

2998,9

8,1

101,5

Национальная безопасность и право­охранительная деятельность

2233,6

6,0

101,3

Национальная экономика

5170,3

14,0

111,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

1574,9

4,3

113,8

Охрана окружающей среды

250,3

0,7

161,6

Образование

4050,7

10,9

105,7

Культура, кинематография

587,9

1,6

106,5

3дравоохранение

3789,7

10,2

109,4

Социальная политика

12637.1

34,2

100,8

Физическая культура и спорт

375,4

1,0

108,4

Средства массовой информации

156,1

0,4

109,4

Обслуживание государственного и му­ниципального долга

835,4

2,3

87,3

Справочно: Профицит

2115,0

-

66,7

В 2019 году основной вклад в увеличение финансирования внесли расходы национальной экономики, здравоохранения, образования и ЖКХ. Их доля в расходах составила почти 40% в 2019 году. В то же время они обеспечили 80% прироста общей суммы расходов в реальном выражении (3,6 процентных пункта из 4,5).

Эти расходы увеличивались с прошлого года в рамках реализации национальных проектов и государственных программ, направленных на стимулирование экономического роста в стране. Ввиду ухудшения ситуации в мире и нестабильности внешней политики бюджетные расходы в России становятся важным элементом стимулирования совокупного спроса.


В 2019 году расходы бюджетной системы росли, опережая потребительскую инфляцию по всем направлениям, за исключением затрат на обслуживание государственного и муниципального долга (таблица 2).

Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов привело к профициту в размере 2 115,0 млрд. рублей, что составляет почти 2,0% ВВП. В то же время профицит сократился на треть по сравнению с 2018 годом.

В 2020 году кардинальных изменений в налоговом законодательстве не ожидается. В основном, уточняются существующие нормы, совершенствуются формы отчетности, корректируется процедура декларирования. Тем не менее, есть несколько положений, которые могут повлиять на деловую активность в стране.

Прежде всего, это относится к подоходному налогу. С 1 января 2020 года правила применения инвестиционного вычета изменились. В частности, инвестиционный вычет теперь может применяться к основным средствам, которые относятся к 8-10 амортизационным группам (за исключением зданий, сооружений, передающих устройств). В то же время расширяются возможности его использования. Налогоплательщики имеют право включать в него до 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры. Создание этих объектов должно предусматриваться условиями соглашения о комплексном освоении территории для строительства типового жилья, заключаемого с налогоплательщиком в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (п. 5 Статья 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

Процедура возмещения НДС при реорганизации организации, а также при переходе от общего режима налогообложения к уплате единого налога на вмененный доход (UTII) и единого налога в рамках упрощенной системы налогообложения (ГНС), имеет было уточнено. Порядок взыскания НДС теперь зафиксирован в п. 3.1. ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ). [15]

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2019 года № 1719 пилотный проект по созданию механизма, не облагаемого налогом, был расширен и расширен. С 1 января 2020 года магазин беспошлинной торговли может быть открыт в трех других субъектах Российской Федерации: Ленинградской области, Приморском крае и Хабаровском крае. Кроме того, был снят ряд ограничений, которые ранее были наложены на налогоплательщиков, имеющих право участвовать в этом проекте.