Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 7
По отношению к федеральному бюджету основным вектором бюджетной политики в 2014–2018 годах была политика консолидации бюджета, которая привела к сокращению расходов бюджета в постоянных ценах и в течение многих лет в текущих ценах. Результаты этой политики, с учетом ожидаемого исполнения федерального бюджета на расходы в 2018 году и плана ОНБП на 2019-2021 годы, представлены на рис. 5.
Рисунок 5. Динамика расходов федерального бюджета в 2011-2021 гг. в ценах 2011 г. (2011 г.=100%)[14,15 ,16]
В постоянных ценах ожидаемый объем расходов в 2018 году будет на 16% ниже, чем в 2014 году, и на 6% ниже, чем в 2011 году. Согласно проекту ОНБП, в 2019-2021 годах. Расходы федерального бюджета в постоянных ценах начнут увеличиваться, но к 2021 году они достигнут только уровня 2011 года.
В ближайшие годы и в будущем до 2050 года сокращение населения трудоспособного возраста окажет негативное влияние на экономический рост в России. В период до 2030 года это сокращение составит 5 миллионов человек. В июне 2018 года была объявлена реформа, начинающаяся в 2019 году, предусматривающая поэтапное повышение пенсионного возраста и индексацию пенсий для нынешних пенсионеров. В ОНБП на 2019-2021 гг. Бюджетные последствия такого решения (в отличие, например, от налоговых изменений) описаны очень кратко. Следует отметить, что реформы в пенсионном секторе увеличивают потребность в затратах для смягчения социальных последствий принимаемых решений, включая здравоохранение и образование (программы переподготовки).
Недостаточно быстрый рост расходов федерального бюджета и бюджетной системы в проекте ОНБП сопровождается сохранением существующей структуры расходов с преобладанием расходов на управление, энергопотребление и социальную политику и недостаточное финансирование расходов на человеческий капитал.
Особенностью федерального бюджета на 2019–2021 годы является выделение в структуре расходов отдельной статьи расходов на финансовую поддержку по реализации Указа № 204 от 7 мая 2018 года, в том числе по национальным проектам. Структура этих расходов в проекте ОНБП пока не уточняется. Их общий объем довольно значительный и составляет 1,1-1,2% ВВП в год, однако, поскольку предполагается, что эти ресурсы будут выделены на 12 национальных проектов, их может быть недостаточно для достижения всех целей, изложенных в Указе № 204. Это особенно актуально для социальных приоритетов.
В дополнение к предлагаемому нами смягчению бюджетного правила источником дополнительного финансирования этих расходов могло бы стать увеличение внутренних заимствований, например, путем выпуска специальных ОФЗ для населения в целях развития образования и здравоохранения. Опросы населения по ВШЭ (среди почти всех групп населения) показали высокую (и растущую) готовность граждан к софинансированию образования и здравоохранения. Если в 2011 году только каждый десятый гражданин соглашался выплачивать дополнительно 2% своего дохода на таких условиях, то весной 2018 года - каждую секунду (51%). Источник в виде специального национального займа для этой цели может принести до 0,5% ВВП. В то же время следует отметить, что увеличение чистого объема внутренних заимствований примерно на 0,5% ВВП в год уже предусмотрено проектом ОНБП с целью финансирования Фонда развития, созданного в 2019 году, однако он предусматривает в первую очередь привлечение ресурсов для реализации инфраструктурных проектов и конкретно не направлен на привлечение средств населения.
2.2 Пути совершенствования бюджетной системы РФ
Российская Федерация в настоящее время находится на новом этапе своего развития, именуемым мировым экономическим сообществом – сформировавшейся рыночной структурой. Происходит постепенная реструктуризация экономики, а также отмечается финансовая стабильность в экономике страны. Данный этап развития начался преимущественно с середины 2014 года.
Толчок к такой перестройке дали внешние факторы и условия. В частности, экономические шоки в рыночной экономике способствовали тому, что произошли существенные изменения в структуре национальной экономики, что выразилось в снижении цен на приобретаемое сырье. Понадобился так называемый адаптационный период при существующих неблагоприятных факторах и условиях.
Самым важным отрицательным последствием на российскую экономику, на наш взгляд, явилось снижение зависимости от реализации углеводородов, что поспособствовало уменьшению доли нефтегазовых доходов в экономике и увеличению ненефтегазового сектора.
Важнейшим условием для дальнейшего развития является разработанная государственная политика, опирающаяся на рост основных макроэкономических показателей, а также политика инновационного развития предприятий на долгосрочную перспективу, повышение инвестиционной составляющей для реализации названных программ. В конечном итоге это создаст условия для формирования потенциала развития региона и основы для формирования сбалансированности бюджета.
Следует отметить тот факт, что в направлении достижения сбалансированности бюджетной системы за последнее время было реализовано ряд мер, среди которых можно отметить следующие: законодательно сформирована и закреплена новая конструкция "бюджетных правил", целью которой является достижение стабильности развития экономики и прогнозирования финансовых условий, создание условий для повышения инвестиционной активности и повышения темпов роста валового внутреннего продукта; сформирована необходимая нормативная база для процесса реализации бюджетного планирования, осуществляемая в форме различных бюджетных прогнозов на долгосрочный период времени.
Данные нормативы определяют приоритеты реализуемой политики, показатели и индикаторы финансового обеспечения. После прохождения адаптационного периода появились новые задачи в экономике, требующие первоочередного решения. Так, например, одной из главных задач становится обеспечение эффективности и сбалансированности развития экономики страны и увеличение ее потенциала в условиях сложной обстановки.
Считаем, что именно достижение сбалансированности развития экономики и бюджетной системы обеспечит базовые условия для экономического роста, качественного уровня жизни населения, решит вопросы благосостояния граждан, а также будет способствовать решению важных стратегических задач страны.
Сбалансированность между достижением устойчивости бюджетной системы и социально-экономическим развитием требует от бюджетной политики реконструкции, так называемых бюджетных правил.
Обязательным условием снижения финансовых рисков, связанных с реализацией бюджетной политики является соблюдение и выполнение установленных ограничений на бюджетные параметры и показатели. Отклонения от данных параметров влечет за собой неоправданные риски и потери.
Следует отметить, что предстоит дальнейшая работа по достижению сбалансированности бюджета и бюджетной системы. Работа в данном направлении включает проведение следующих мер: считаем, что использование новых «бюджетных правил» позволит многим регионам смягчить влияние и снизить зависимость от цен на мировых рынках.
Это поможет поднять уровень их независимости, обеспечить условия для внутреннего развития, а также в конечном итоге приведет к пополнению доходной части бюджета; приведет к пополнению доходной части бюджета; кроме того, внедрение более современной системы оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с предъявлением к ним требований различной степени жесткости в зависимости от отнесения к конкретной группе риска. Также увеличит потенциальные возможности развития региона.
Считаем, что политика ранжирования позволит разграничить регионы по соответствующим группам и видам риска, а это позволит в свою очередь отслеживать и наблюдать ухудшение ситуации в регионах, своевременно проводить работу по ликвидации узких мест в их работе и применять к таким регионам соответствующую политику, включающую в себя: разработка политики гарантий и займов, а также ее согласование с Министерством финансов Российской Федерации; формирование отчетности о состоянии и развитии долговой политики в Министерство финансов Российской Федерации; использование системы займов с целью покрытия долга (может применяться для регионов с невысоким уровнем долговой устойчивости); разработка и реализация программы и плана восстановления платежеспособности. Данные программы направлены на профилактику и коррекцию решения долговых проблем для регионов с низким уровнем долговой устойчивости; обеспечение нормативного регулирования вопросов и процедур, касающихся политики формирования бюджетов, их прогноза, а также проведения работ по профилактике возможных потерь и рисков. В условиях нестабильности развития рыночной экономики особую актуальность приобретает долгосрочное планирование 73 бюджетной политики государства, с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды на ее функционирование и развитие, помогая тем самым государству и субъектам рыночной экономики формировать свое поведение и свои собственные цели и задачи управления этой политикой. Основной задачей при формировании бюджетного прогноза должна быть оценка вероятности возникновения событий и тенденций развития бюджетной системы страны в краткосрочной и долгосрочной перспективе, позволяющая своевременно провести корректировку важнейших ее параметров и их отклонения от существующих нормативных показателей в области формирования налоговой, финансовой, бюджетной составляющей и посредством этого достичь выполнения основных стратегических целей и задач развития страны. Подчеркнем важность бюджетного прогноза, как инструмента планирования бюджетной политики. По нашему мнению, бюджетный прогноз должен быть нацелен на решение следующих основных задач: осуществление прогнозирования базовых макроэкономических показателей и индикаторов развития бюджетной, финансовой, налоговой политики; снижение уровня финансовых и бюджетных рисков и потерь бюджетной системы путем контроля за ее состоянием и принятием соответствующих мер профилактического характера; анализ и оценка состояния определенных параметров финансового планирования и обеспечения бюджетной системы Российской Федерации, направлений ее развития, включая показатели оценки и реализацию отдельных финансовых программ развития регионов.
В основу прогнозирования, по нашему мнению, должен быть положен принцип долгосрочного планирования, позволяющего определить ключевые экономические показатели развития на долгосрочный период времени.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о наметившихся изменениях в смещении приоритетов бюджетной политики в сторону стимулирования стратегически важных для российской экономики расходов.
Образование и функционирование развития бюджета страны предполагает прежде направление финансовых средств на решение важнейших стратегических задач в области формирования национальной политики страны, обороны, развития социальной политики, направленной на поддержание населения. В свою очередь это создаст потенциал для развития страны в целом.
Однако, ключевым посылом бюджетной стратегии остается накопление резервов при повышении налоговой нагрузки на экономику и расширении государственных заимствований. Стабилизация государственных финансов и устойчивость федерального бюджета к сохраняющимся внешним рискам обеспечивается избыточным, на наш взгляд, аккумулированием ресурсов как из хозяйственной сферы, так и с финансового рынка. Не отрицая необходимости поддержания сбалансированного по источникам федерального бюджета с относительно низким дефицитом, а при благоприятной рыночной конъюнктуре – и профицитом и одновременное поддержание значительного профицита доходов и избыточных резервов при финансировании более трети расходов бюджета за счет государственных займов в условиях нестабильных финансовых рынков ограничивает возможности ускоренного роста российской экономики темпами не ниже 4-х процентов в год.
В этой связи предлагаем следующее.
1. В качестве безусловного целевого ориентира бюджетной политики необходимо установить темпы роста ВВП на ежегодном уровне не ниже 4-4,5 процентов как единственного и необходимого условия повышения благосостояния граждан, роста доходов населения и организаций, а, следовательно, и доходов самой бюджетной системы, прежде всего, ненефтегазовых. Меры по повышению ненефтегазовых доходов федерального бюджета посредством ежегодного ужесточения налоговых и квазифискальных механизмов для последующего увеличения финансирования расходов бюджета не могут быть признаны в качестве стимулов экономического роста.
2. Необходимо законодательно обеспечить использование средств Фонда национального благосостояния в части превышения его объёма, установленного бюджетным правилом минимального значения в 7% к ВВП для замещения части государственных займов при финансировании приоритетных национальных проектов.
3. С целью обеспечения доступности и финансовой прозрачности бюджета страны можно рекомендовать минимизацию, а в отдельных случаях и сокращение закрытых статей расходной части бюджета, не связанных с обеспечением экономической безопасности страны в целом. Сокращение таких статей можно провести как обоснование через пояснительную записку к основному проекту бюджета страны.
4. Обеспечение равных возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в стимулировании экономического роста в России и устойчивом удержании его на высоком уровне необходимо завершить практику централизации ключевых источников налоговых доходов в федеральном бюджете, зависящих от уровня предпринимательской и покупательной активности бизнеса и населения. В частности, предлагается вернуть субъектам Российской 64 Федерации право зачислять в доходы бюджетов налог на прибыль организаций по ставке 18%, а также передать дополнительное право на зачисление доходов от налога на добавленную стоимость по ставке 2%, направив, таким образом, дополнительные поступления от этого налога по месту его администрирования. Это позволит коренным образом улучшить ситуацию с финансовым положением большинства субъектов Российской Федерации, снизить уровень их дотационности и как следствие − объективно уменьшить объем направляемых им межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В настоящее время в российской экономике назрела острая необходимость поиска путей увеличения доходной части бюджета. Поэтому в данных условиях можно направить все усилия со стороны государства на увеличение отдельных статей бюджета и диверсификации конкретных источников бюджета.
Прежде всего, увеличение доходной части бюджета возможно за счет увеличения поступлений от газа и нефти. По нашему мнению, основными путями в реализации данного направления могут служить следующие:
– пересмотр и реорганизация всей системы налогообложения;
– модернизация системы менеджмента и управления неналоговыми доходами.
По нашему мнению, в настоящее время необходимо создать такую налоговую систему, которая бы рассматривала не только интересы государства, но и интересы общества, в частности каждого отдельного гражданина. Кроме того, в ней были также затронуты интересы развития малого и среднего бизнеса, как дополнительного источника пополнения доходной части бюджета страны.
В период возникновения социально-экономического кризиса и повышения доходной базы от реализации имущества государство сталкивается с проблемой поиска покупателя и назначения оптимальной цены.