Файл: Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На различных этапах развития государства бюджетная система даёт возможность осуществлять исполнение и регулирование социальных и экономических процессов в интересах всех членов общества.

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении сотен лет существования стран именно финансовые ресурсы, которые мобилизуются в бюджетную систему, гарантируют всем органам власти государства и территорий выполнение своих функций и обязательств перед гражданами. Бюджетную систему можно сравнить с зеркалом страны, отражающим его социальное, политическое и экономическое положение.

Бюджетная система Российской Федерации играет крайне важную роль в деятельности государства. Бюджетная политика оказывает огромное влияние на развитие и улучшение экономики государства, а также на продвижение научно – технического прогресса. Как известно, бюджетная система представляет собой весьма сложный процесс планирования, прогнозирования, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.

С целью обеспечения выхода из системного экономического кризиса и гарантирования стабильного развития Российской Федерации, необходимо преобразовывать в лучшую сторону бюджетную политику, следовательно, и бюджетную систему страны. Таким образом можно добиться повышения эффективности бюджетного механизма страны, экономного использования бюджетных средств, снижения уровня коррупции.

Также актуальность и обоснованность темы данной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из самых важных инструментов регулирования экономики государством. Взаимосвязью уровней бюджетной системы определяется единство государства с федеративным устройством.

Основной целью работы является изучение бюджетной системы России, анализ тенденций её развития, определение проблем и перспектив её развития, а также разработка рекомендаций по совершенствованию развития бюджетной системы.

Для того, чтобы достичь поставленные цели, нужно выполнить следующие задачи:

1. Изучить такие теоретические основы бюджетной системы, как понятие, структура, принципы;

2. Определить структуру и принципы построения бюджетной системы;

3. Провести анализ особенностей развития бюджетной системы России;

4. Предложить пути совершенствования развития бюджетной системы РФ.


Объектом данной работы является бюджетная система Российской Федерации. Предметом являются те экономические отношения, которые возникают между государственными органами и другими субъектами экономики по поводу организации и функционирования бюджетной системы страны.

Теоретическую основу работы составили труды учёных, экономистов и специалистов, которые занимаются изучением проблем в области бюджетной системы и бюджетных отношений. К ним относятся Родионова В. М., Маркина Е. В., Солянникова С. П. и другие.

В качестве теорико – методологической основы работы послужила нормативно – правовая база в области бюджетной системы Российской Федерации. В работе были использованы такие электронные источники сети Интернет, как официальный сайт Министерства Российской Федерации, Счётной палаты РФ, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы РФ и другие.

В работе были применены такие общие методы исследования, как сопоставительный, системный и экономический анализ.

ГЛАВА 1. Экономическое содержание бюджетной системы государства, ее структура

1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы

В финансовой системе государства бюджет занимает центральное место и обеспечивает выполнение ключевых государственных задач и функций. Бюджетирование-важнейшая финансовая система, отражающая ее основные качественные характеристики и обеспечивающая необходимую (подчиненную) систему денежных отношений для формирования и использования бюджетных средств.

В широком смысле под бюджетом понимается абстрактное выражение происходящих в государстве социальных и экономических процессов.

Понятие бюджета является дискуссионным, оно изменялось с течением времени и было и остается предметом изучения представителей различных наук.

Согласно истории финансов, бюджет не на всех стадиях его развития был присущ государству. В государстве очень долгое время не было бюджета вообще. В станах Европы и нашей стране существовала система доходов и расходов. Бюджет сформировался позднее. Формирование теории бюджета берет свое начало в Англии и во Франции, позднее данная теория получила свое развитие в остальных цивилизованных странах. Ученые 19 - 20 вв. рассматривали бюджет в первую очередь как план государственных доходов и расходов, одновременно представляющий собой акт законодательной власти [5, c. 96].


В современных экономических работах по вопросам бюджетного права представлены следующие определения бюджета.

Л. А. Дробозина рассматривает бюджет как ведущее звено финансовой системы и акцентирует внимание на особой роли бюджета в качестве ключевой финансовой категории. По ее мнению, государственный бюджет есть финансовый план, имеющий силу закона [6, c. 88].

В. М. Родионова рассматривает бюджет с точки зрения формирования и использования бюджетного фонда страны. По мнению В. М. Родионовой, бюджет представляет собой многогранное явление, отражающее денежные отношения страны, распределительные отношения, и являющееся при этом самостоятельной экономической категорией.

Л. Н. Павлова и А. М. Бабич под бюджетом понимают централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, отмечая при этом, что данный план имеет статус закона [6, c. 88].

М. В. Романовский при определении бюджета акцентирует внимание на характере бюджетных отношений, выраженном в его денежной природе.

Как видно из представленных определений, большинство экономистов подходят к рассмотрению бюджета с материальной, экономической и правовой точек зрения (рис. 1).

Рисунок 1. Ключевые аспекты понятия «бюджет» [8, c. 72]

Рассмотрение бюджета с материальной точки зрения предполагает его представление в качестве централизованного денежного фонда государственного образования, предназначенного для достижения целей, выполнения задач и функций органов власти или местного самоуправления. Исследуя материальный аспект бюджета ряд ученых акцентирует внимание на представлении бюджета в качестве сметы финансовых потребностей государства и требуемых финансовых ресурсов, которыми могут быть покрыты данные потребности. В соответствии с данным определением бюджета как сметы доходов и расходов, важную роль играют сроки, на которые составляется данная сводная таблица, обычно используется годовой срок.

С материальной точки зрения цель бюджета заключается в сравнении доходов и расходов бюджета, классификации и распределении расходов по их важности и срочности, в определении степени воздействия бюджета на экономику государства, а также в реализации эффективного бюджетного контроля.

С экономической точки зрения бюджет представляет собой перераспределение части национального дохода (частично национального богатства) между государством и обществом и бюджетных ресурсов, предназначенных для сбора средств на национальную экономику, социальную сферу, национальную оборону и государственное управление, образование.


Бюджет можно рассматривать как социальную составляющую, которая, в свою очередь, определяет социальные отношения государства и общества [3, c. 10].

Одним из ключевых институтов государства в современных условиях выступает бюджетная система. Широкий подход к понятию бюджетной системы позволяет рассматривать ее как совокупность элементов, категорий, составляющих предмет бюджетного права. В соответствии с традиционным (узким) подходом под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов различных уровней. Бюджетная система государства представляет собой совокупность бюджетов, действующих на территории государства, соответственно бюджетная система унитарного государства представлена государственными и местными бюджетами, а бюджетная система федеративного государства представлена федеративным (центральным) бюджетом, бюджетами членов федерации или административно-территориальных образований и местными бюджетами. Организация бюджетной системы страны и те принципы, в соответствии с которыми осуществляется ее построение представляют собой в совокупности бюджетное устройство государства [2, c. 453].

Таким образом, под бюджетом понимается основной финансовый план государства, представляющий собой центральное звено финансовой системы страны. Ключевое предназначение бюджета заключается в создании таких условий, в которых происходит эффективное развитие экономики, решаются цели и задачи, поставленные перед государством, реализуется эффективная социальная политика.

1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации

В Российской Федерации в структуре бюджетной системы выделяют три базовых уровня: федеральный уровень, региональный уровень и муниципальный уровень. Базовые уровни и подуровни бюджетной системы Российской Федерации представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура бюджетной системы РФ [6, c. 165]

Федеральный бюджет является главным звеном бюджетной системы, которое представляет собой основной финансовый план страны, ежегодно принимаемый Федеральным Собранием как высшим законодательным органом государственной власти. Федеральный бюджет выступает основным средством перераспределения национального дохода и ВВП.


Бюджеты субъектов Федерации выступают как обособленная часть бюджетной системы Российской Федерации. Они предназначены для финансирования функций отнесенных к полномочиям субъектов и являются гарантом региональной независимости, обособленности и самостоятельности субъектов, входящих в состав Российской Федерации.

Местные бюджеты являются средством финансового обеспечения местного самоуправления и не относятся к государственным органам власти, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ.

Понятие консолидированного бюджета совершенно обособленное понятие в структуре бюджетного устройства страны. Консолидированный бюджет – это свод бюджетной системы страны на территории без учета межбюджетных трансфертов между бюджетами. Консолидированный бюджет страны и субъектов Российской Федерации не утверждается в законодательном порядке, он составляется в виде прогноза при разработке проекта федерального бюджета и является лишь информационной базой, на основе которой осуществляются корректировки бюджетно-финансовой политики, и уточняются размеры межбюджетных трансфертов и пропорции бюджетов разных уровней [10, c. 20].

В каждом государстве бюджетная система основана на определённых принципах, зависящих от конституционного разграничения полномочий между уровнями власти и так далее. Принципы бюджетной системы России регламентированы Бюджетным кодексом Российской Федерации (рис. 3).

Рисунок 3. Современные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации [12, c. 180]

Таким образом, в основу современной бюджетной системы Российской Федерации положены 13 ключевых принципов бюджетного устройства, в соответствии с которыми установлена и закреплена система бюджетных взаимоотношений между субъектами федерации и центром. Данные принципы являются основной формирования финансовой базы в соответствии с которой функционируют органы государственной власти того или иного уровня.

Глава 2. Анализ тенденций развития и путей совершенствования бюджетной системы РФ на современном этапе