Файл: Национальный социальнопедагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


нспк



Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация


«Национальный социально-педагогический

колледж»

ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
ПРОЦЕССЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА


Цель занятия: приобретение знаний о роли физической культуры в обеспечении здоровья обучающихся, формирование умений применять полученные знания.

Здоровье - это один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Понятие «культура» определяется как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека, который познаёт культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, а также сам создаёт новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

Физическая культура — это органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Занятия физической культурой способны оказать воздействие на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются человеком в процессе его жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. В общем своем содержании, физическая культура ориентирована на удовлетворение социальных потребностей людей в общении, игре и активных развлечениях, оптимизируя состояние здоровья каждого из занимающихся.

В наиболее обобщенном формате физическая культура реализуется в трёх основных направлениях. Во-первых, она определяет способность человека к саморазвитию, а также отражает направленность личности «на себя», что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — это основа самодеятельного и инициативного самовыражения будущего специалиста. Это основа для проявления его творческих способностей в использовании средств физической культуры, которые могут быть направлены специалистом на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она может послужить базисом для самопроявления творческого потенциала личности, направленного на развитие межличностных отношений, возникающих в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности конкретного человека. В итоге, осуществление системных занятий физической культурой способствует обогащению личности, пространство её субъективных проявлений становится более многогранным и содержательным.


Частью физической культуры является спорт, где человек стремится расширить границы своих возможностей. Это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, действенное средство воспитания и самовоспитания человека.

Физические упражнения улучшают течение компенсаторно-приспособительных реакций организма при старении, способствуют продлению жизни и повышению активности человека. Выбор средств физического воспитания и регулирование физических нагрузок происходит в соответствии с принципом оздоровительной направленности. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

Условием здорового образа жизни является физическое самовоспитание и самосовершенствование.

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приёмов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, физического совершенствования и образования. Физическое воспитание не даст долговременных положительных результатов, если оно не активизирует стремление обучающегося к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в процессе осуществления физических занятий. Для самовоспитания нужна воля.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры, а также притязание на признание в коллективе.

Способность обучающегося отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет большое значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует и содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, а также постоянному осуществлению здорового образа жизни.

Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация



«Национальный социально-педагогический


нспк
колледж»

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Цель занятия: приобретение знаний об основах процесса организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, формирование умений применять полученные знания.

В настоящее время установлено, что оптимальная двигательная активность воздействует стимулирующим образом на функции центральной нервной системы и психическую деятельность человека.

Планирование самостоятельных занятий физической культурой обучающимися должно осуществляться при проведении системных консультаций преподавателей и должно быть направлено на достижение единой цели — сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности. Самостоятельные занятия физическими упражнениями могут иметь различную целевую направленность. Выделяют следующие основные направления использования средств физической культуры:

  1. гигиеническое;

  2. рекреативное (рекреация - отдых, восстановление сил после работы);

  3. общеподготовительное;

  4. спортивное;

  5. профессионально-прикладное;

  6. лечебное.

Одно из наиболее актуальных направлений гигиеническое. Основная цель занятий в гигиеническом направлении — оптимизировать состояние организма, снизить негативные последствия учебной нагрузки, увеличить уровень ежедневной двигательной активности. Такие занятия ежедневно включаются в рамки повседневного быта. Здесь используются различные формы физической культуры, не связанные с

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ большими нагрузками: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия в обеденный перерыв и в после рабочее время.


В рамках рекреативного направления предусматривается использование средств физической культуры в упрощенной форме и в определенный временной период: после окончания рабочего дня, в выходные дни, в период каникул. Это направление в последнее время приобретает все большую популярность. В данном случае физические упражнения используются для активного отдыха, получения удовольствия, развлечения и общения. Часто такие занятия проводятся от случая к случаю, этот факт важно учитывать при дозировании нагрузки и выборе того или иного вида физических упражнений для занятий.

Общеподготовительное направление — это занятия физическими упражнениями, проводимые с целью развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков человека. В отличие от рекреационного направления, когда занятия проводятся от случая к случаю и с облегченными формами нагрузки, для развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков следует заниматься систематически. Здесь немаловажен правильный подбор упражнений и строгое соблюдение методики их применения. Физические нагрузки, в данном случае, должны носить развивающий характер, так как элементарные, упрощенные нагрузки не вызовут необходимых ответных приспособительных реакций в организме.

Спортивное направление имеет целью повышение спортивного мастерства и, как итог, достижение высоких спортивных результатов. Основная форма занятий — это постоянная и системная спортивная тренировка, строящаяся на присущих ей принципах.

В рамках профессионально-прикладного направления предусматривается использование средств физической культуры для подготовки специалиста к конкретной профессиональной деятельности, т.е. воспитание профессионально важных психофизических качеств и формирование необходимых двигательных умений и навыков, способствующих успеху в профессии.

Лечебное направление заключается в использовании средств физической культуры для восстановления здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм, а также для коррекции телосложения (отклонения в осанке, плоскостопие, лишняя масса тела и др.).

В каждом направлении используются определенные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Основные из них:

  • утренняя гигиеническая гимнастика;

  • упражнения в течение учебного (рабочего) дня;

  • тренировочные занятия различными видами физических упражнений или видами спорта в свободное время.


Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) — это гигиеническая процедура, имеющая тонизирующий эффект. УГГ должна выполнять функцию врабатывания в учебный (трудовой) день, т.е. способствовать пробуждению и переходу к бодрому состоянию. Если такой переход сделан плавно, заряд бодрости на целый день обеспечен. В комплекс УГГ следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Наибольший оздоровительный эффект дает сочетание УТГ с самомассажем и закаливанием

организма. При проведении зарядки целесообразно учитывать самочувствие по утрам и индивидуальные биологические ритмы. Зарядка человека, легко и рано просыпающегося, хорошо чувствующего себя по утрам, может быть более интенсивной и длительной, чем у того, кто чувствует себя в утреннее время разбитым и вялым. С осторожностью такому человеку следует по утрам использовать и закаливающие процедуры. Даже тренированным людям не следует проводить зарядку с целью развития выносливости или силы. Для этих целей подойдут тренировочные занятия в свободное время. Самомассаж для повышения тонуса должен быть непродолжительным, поверхностным, выполняться в быстром темпе, с применением ударных (поколачивание, похлопывание) и вибрационных приемов (потряхивание). В качестве закаливающих процедур чаще всего используются действия солнечных лучей, холодного воздуха и холодной воды (обтирания, обливания, купания). Закаливающие процедуры можно использовать по отдельности или в комплексе друг с другом.

Упражнения в течение учебного (трудового) дня

Они включаются в физкультурные паузы, физкультурные минутки и физкультурные занятия в конце учебного (трудового) дня. С помощью правильно подобранных упражнений можно оптимизировать состояние организма, обеспечить предупреждение наступающего утомления, способствовать поддержанию высокой работоспособности и профилактике заболеваний. Физические нагрузки в данном случае не носят развивающего характера и по своей величине являются умеренными, не вызывающими утомления; продолжительность занятий кратковременна и не превышает 10-15 минут. Занятия после учебы или работы могут иметь большую продолжительность. Например, для поддержания умственной работоспособности, снятия излишнего психоэмоционального напряжения помогут физкультурные минутки, которые проводятся на рабочем или учебном месте в течение 2-3 минут. Выполнение упражнений не должно быть связано с неприятными ощущениями и трудностями; темп выполнения упражнений должен быть спокойным; количество повторений 4 - 10 раз.

Виды упражнений, рекомендованных обучающимся для включения в физкультурную минутку:

  • упражнения, препятствующие утомлению зрения;

упражнения, направленные на улучшение кровоснабжения головного мозга;

  • упражнения, выполняемые при «усталости спины»;

  • для профилактики отечности ног;

  • упражнения для расслабления.

Для восстановления работоспособности подойдут упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание) выполняемые с умеренной интенсивностью.

Тренировочные занятия физическими упражнениями в свободное время

Проблема укрепления здоровья и повышения физической и умственной работоспособности не может быть решена кратковременными мероприятиями типа гигиенической или производственной гимнастики. Человеку необходимы более продолжительные систематические занятия в свободное от работы или учебы время. Только такие занятия значительно повышают уровень тренированности организма. Самостоятельные тренировочные занятия физическими упражнениями можно проводить индивидуально или в группе. Особые требования к процессу организации занятий физической культурой оформляются для женской аудитории.

Особенности самостоятельных занятий для женщин

Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки. В отличие от мужского, у женского организма менее прочное строение костей и ниже уровень общего развития мускулатуры тела, а также более широкий тазовый пояс и мощнее мускулатура тазового дна. Для здоровья женщины большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов. Особенно важно развитие мышц тазового дна.

Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании и методике проведения самостоятельных занятий. Подбор физических упражнений, их характер и интенсивность проведения должны соответствовать физической подготовленности, возрасту и индивидуальным возможностям обучающихся девушек. Необходимо исключать случаи форсирования тренировок для того, чтобы быстро достичь высоких результатов. Разминку следует проводить более тщательно и более продолжительно, чем при занятиях мужчин. Рекомендуется остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, например, при занятиях прыжками и в упражнениях с отягощением. Полезны упражнения в положении сидя и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с подниманием ног и таза до положения «березка», различного рода приседания.

Даже для физически подготовленных девушек рекомендуется исключить упражнения, вызывающие повышение внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полости и малого таза. К таким упражнениям относятся прыжки в глубину, поднимание больших тяжестей и другие упражнения, сопровождающиеся задержкой дыхания. При выполнении упражнений на силу и быстроту движений следует постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях, проводимых для мужской аудитории. Функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей и мужчин, поэтому нагрузка на выносливость для девушек и женщин должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени.

Женщинам при занятиях физическими упражнениями и спортом следует особенно внимательно осуществлять самоконтроль. Необходимо наблюдать за влиянием занятий на течение овариально-менструального цикла и характер его изменения. Во всех случаях неблагоприятных отклонений необходимо обращаться к врачу.

Методические принципы организации

самостоятельных тренировочных занятий

  1. Принцип сознательности и активности предполагает понимание целей и задач занятий, учет объема и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок, умение анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий.

  2. Принцип систематичности требует рационального чередования физических нагрузок и отдыха. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (более 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности.

  3. Принцип доступности и индивидуализации при определении содержания тренировочных занятий. Необходимо соблюдать следующие правила: постепенное движение от простого — к сложному и от легкого — к трудному.

Рекомендуется осуществлять учет индивидуальных особенностей, занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие и тип высшей нервной деятельности и т.п.

  1. Принцип динамичности и постепенности определяет необходимость поступательного повышения требований к занимающимся, а значит постепенное применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объему интенсивности. Переход к более высоким тренировочным нагрузкам должен проходить постепенно с учетом функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся.

Все вышеперечисленные принципы находятся в тесной взаимосвязи. Это различные стороны единого и целостного повышения функциональных возможностей занимающихся.