ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Педагогики и психологии
(наименование факультета)
Направление/специальность подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
(код и наименование направления /специальности подготовки)
Профиль/специализация: Психология и педагогика начального образования
(наименование профиля/специализации)
Форма обучения: заочная
(очная, очно-заочная, заочная)
УТВЕРЖДАЮ |
Декан факультета ____________________ |
|
Шатравкина А.В. Подпись (ФИО) |
«____» ___________________ 2022 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ
Ознакомительная практика
__ семестр
(семестр)
обучающегося группы .
(Шифр и № группы) (ФИО обучающегося)
Место прохождения практики:
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», кафедра Педагогики |
(наименование структурного подразделения Организации)
Срок прохождения практики: с «___» _________ 202_ г. по « __ » _________ 202_ г.
Содержание индивидуального задания на практику:
№ п/п | Виды работ |
1. | Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. |
2. | Выполнение определенных практических кейсов-задач, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам учебной практики (Ознакомительная практика). |
2.1. | Кейс-задача № 1 1. Выделите предпосылки и периоды создания системы внешкольного образования. Предпосылками для этого стали: — в социально-политическом плане: отмена крепостного права, в результате чего на рынке труда появилось большое количество рабочей силы, нуждающейся в подготовке к работе на производстве; — в социокультурном плане: кризис образования, возникший на «стыке» демократизации общества и консерватизма государственной системы образования. Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. По мнению исследователей, этими периодами являются временные отрезки: конец XIX– начало XX века, 20-30-е годы XX века, 40-80-е годы XX века и период с 1992 года по настоящее время. 2. Что лежало в основе системы внешкольного воспитания? В 60-е годы получает наглядное подтверждение принцип единства воспитательных воздействий на детей, в свое время разработанный А. С. Макаренко, в практическом взаимодействии внешкольного учреждения и школы в воспитании актива. К 1970-м годам происходит закрепление концепции и формы работы внешкольного учреждения. По мнению экспертов, внешкольное учреждение представляло собой коллектив детей и взрослых объединенный общностью цели, а также синтезом формальных и неформальных отношений между школьниками и педагогами. В системе образования главными принципами внешкольной работы считались: – массовость и общедоступность занятий на основе объединения детей по интересам; – развитие инициативы у школьников и их самостоятельности; – общественная польза от занятий; – многообразие форм внешкольной работы; – внимание возрастным и индивидуальным особенностям ребенка или подростка. Школа должна была воспитывать не только образованных, но и всестороннее развитых граждан с твердыми идейно-нравственными убеждениями. Одно из новшеств того времени состояло в том, что помимо привычных кружков, стали создаваться детские политические клубы и клубы интернациональной дружбы (КИД). Благодаря слаженной работе, в 1960–1970-е годы по стране массово стали открываться школьные музеи, среди которых преобладали музеи боевой славы. Продолжается расширение сети специализированных внешкольных детских учреждений с разнопрофильной тематикой, предпринимаются активные шаги по массовому открытию спортивных секций и популяризации физкультуры, широко задействуются при работе с детьми учреждения Министерства культуры. Важным шагом в педагогической работе всех внешкольных учреждений является изучение детской литературы и рассылка специального руководства по детскому чтению. Значительную культурную и физкультурно-оздоровительную работу среди детей и подростков стали проводить парки культуры и отдыха. Все большую роль в воспитательном процессе играют профсоюзы. К примеру, только в системе Министерства путей сообщения в 1975 году функционировало более 500 внешкольных учреждений. Другие ведомства не отстают, особой популярностью пользуются кружки и лагеря Министерства речного и морского флота. Возрастает ответственность предприятий и учреждений за организацию материально-технического обеспечения детско-юношеской деятельности. Увеличивается финансирование внешкольных учреждений из государственного бюджета. Сеть внешкольных детских учреждений тесно связана со школой и семьей ученика. Появляются современные формы работы с детьми, которые формируют творческое отношение к получению знаний. Широкое распространение получают технические клубы и кружки, в которых проходят занятия по радиоэлектронике, автоматике, телемеханике и др. Несмотря на четко сформированную структуру внешкольной работы, отсутствует косность общей системы. В частности, претерпевают некоторые изменения методы работы с детьми: продолжается проведение педагогических экспериментов и опытов. Стремление к педагогически структурированной организации досуга детей способствует возникновению множества клубов по интересам. Цикличность процесса образования детей отслеживается и в летних формах работы: массовые мероприятия, смотры-конкурсы, клубы, профильные лагеря и т. д. В целом, в 1970–1980 гг. был достигнут пик наивысшего развития внешкольных учреждений. Именно тогда определились приоритетные направления внешкольного досуга, и сложилась отечественная система работы с детьми, единственная в своем роде – разграничивающая и четко формирующая определенные задачи, и содержание воспитательной работы. Весь воспитательный процесс при этом обязательно опирается на индивидуальные особенности и учитывает возраст ребенка. Все это позволило сформировать уникальный комплекс по воспитанию и внешкольному образованию детей и молодежи. Внешкольные учреждения становятся одними из главных воспитательных инструментов, методическая роль в распространении педагогических знаний зачастую выходит на первый план, уделяется внимание индивидуальной работе с детьми из неблагополучных семей. Усиливается роль внешкольных центров в координации всей воспитательной работы. При всех многочисленных достоинствах работы несомненным минусом являлся толстый слой бюрократизма, который временами сводил на нет положительный эффект от мероприятий. Стали выявляться и другие слабые места системы, в частности, стало ясно, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности. Для решения новых проблем требовался творческий поиск путей и новых средств модернизации всей структуры внешкольного образования при соответствующем документационном обеспечении нового правового статуса. Все эти проблемы резко обострились в условиях реформирования экономики страны. Следующий период (1989–1990), характеризует острый кризис, который переживают практически все детские внешкольные организации. В обществе возникает понимание востребованности дополнительного образования и расширения профессиональной компетенции педагогов. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс активной работы по перестройке системы внешкольного воспитания. 3. Чем вызвана необходимость преобразования системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования? Изменения в обществе в 1990-е гг., распад СССР привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии деятельности системы образования, в том числе и внешкольных учреждений, отразились такие факты, как: смена ценностных ориентиров, отказ от установленных прежде ограничений в сфере образовательной деятельности, сокращение финансирования системы образования. В это время переосмысливаются традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания и внешкольной работы. Реорганизация современной системы образования РФ, начавшаяся в 1992 г., предопределила процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы, перехода ее в новое качественное состояние. С одной стороны детские внешкольные учреждения и организации переживают вместе со всей страной острый финансовый кризис. Можно говорить и об определенном кризисе воспитательной системы, связанном не в последнюю очередь с распадом пионерской и комсомольской организаций. Однако деполитизация и демократизация общества способствовала активному развитию новых форм и методов работы. Начинаются поиски путей обновления деятельности внешкольных учреждений. Обновления, основанного на принципах гуманизации, демократизации, деполитизации внешкольной работы, усилении парадигмы взаимодействия, как основы организации деятельности во внешкольных учреждениях. В течение 1991-1992 годов возникло объединение «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций». На протяжении 1990-х годов появились скаутские и другие детские организации. Руководители детского движения разрабатывают новые программы внешкольной деятельности детей и подростков. По-новому осмысливаются традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной работы. В быстро меняющемся постсоветском обществе возникли потребность во введении нового направления образования - дополнительного. Смена термина «внешкольная работа» на понятие «дополнительное образование» в Законе РФ "Об образовании" 1992 года принципиально меняет статус и функции учреждений дополнительного образования. Дополнительное образование становится полноценной, самостоятельной единицей в интегрированном воспитательно-образовательном процессе. Вместе с другими институтами социального воспитания учреждения дополнительного образования представляют собой целостную и разноуровневую воспитательно-образовательную систему, для которой, как определяют исследователи, характерны: - динамичность воспитательного и образовательного процессов как социального явления, выступающего естественной основой развития личности ребенка, его самореализации; - стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному саморазвитию; - расширение социального опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностных ориентации, самостоятельное оценивание им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения; - преемственность содержания различных видов деятельности с учетом развития личности и развития всего многообразия форм её жизнедеятельности. Повышение статуса дополнительного образование и пристальное внимание специалистов к этой области педагогической деятельности в начале 90-х годов связывают со следующими обстоятельствами: -Во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего, как на специалиста уступает взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития. -Во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации. -В-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом у детей и у родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого-удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Так, например, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова обосновывают следующие соответствующие идеи: -свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; -ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; -возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; -единство обучения, воспитания и развития; -практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования мотивации развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Система дополнительного образования - это не предлагаемая ребенку готовая социально-культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности социально-культурная среда. Деятельность учреждений дополнительного образования детей, ставших преемником системы внешкольных учреждений, с одной стороны, сочетает в себе лучший исторический опыт и традиции внешкольного воспитания, а с другой стороны, является областью инновационной образовательной деятельности, способствующей раскрытию образовательных потребностей детей и творческой самореализации ребенка. Одной из сущностных характеристик системы дополнительного образования детей является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Развивая дополнительное образование, образовательные учреждения разных типов взаимодействуют с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер, становясь, таким образом, открытой системой и субъектом образовательной политики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В настоящее время перед системой дополнительного образования стоят следующие задачи: сохранение и развитие системы дополнительного образования на основе обновления содержания, форм, технологий, программно-методического обеспечения; разработка и реализация научно-методических материалов, обеспечивающих социокультурное развитие ребенка; повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования. Согласно прогнозам Федеральной целевой программы развития образования 2021 - 2024 широкое распространение получат новые формы дошкольного образования, например, система стимулирования альтернативы традиционным детским садам, дефицит которых приобрел всероссийский характер. Речь идет, например, о развитии частных семейных мини-садиков, когда неработающая мама, имея соответствующее образование и достаточную жилплощадь, проверенную санэпидемстанцией, в придачу к своим детям сможет принимать на дневное содержание еще нескольких детей и получать доплату от государства. Такие формы достаточно давно используются в субъектах РФ. Семейные группы хорошо развиты, например, в Татарстане, где семьи берут под присмотр чужих детей, занимаются с ними, проходят, в частности, предшкольную программу. Что касается традиционных детских садов, то в них будут создаваться группы подготовки к школе для «домашних» детей, т.е. таких, которые воспитываются дома. Основная задача - развитие и распространение моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования для всех нуждающихся и полный охват дошкольным образованием всех детей старшего дошкольного возраста. Обобщая сказанное в первой главе можно сформулировать следующие выводы: - Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика общественного воспитания, внешкольного образования, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России; - Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования, вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей. - На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. 4. В чем основные отличия системы дополнительного образования детей от системы общего образования? Дополнительное образование - в условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам». - использование авторских учебных программ. - реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога. Основным отличием дополнительного образования от общего является свободный выбор ребенком вида занятий и отсутствие обязательных программ. 5. Каковы предмет, цели и задачи дополнительного образования детей? В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическое научно-техническое спортивно-техническое эколого-биологическое физкультурно-оздоровительное туристско-краеведческое военно-патриотическое социально-педагогическое культурологическое экономико-правовое. Цели и задачи развития дополнительного образования детей. Целями развития дополнительного образования детей являются: создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; повышение доступности качественных программ дополнительного образования для каждого ребенка. |
2.2. | Кейс-задача № 2 Задание 1. Представить характеристику - организационно-правовой формы учреждения МАДОУ «Детский сад № 13 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г. Казани Задание 2. Представить характеристику - сферы деятельности учреждения; МБДОУ создаёт условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Задание 3. Представить характеристику услуг, работ учреждения; Цели: воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей. Задачи: а) реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования. б) охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; в) обеспечение художественно-эстетического, познавательно-речевого, социально-личностного и физического развития детей; г) воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; д) развитие у детей потребности художественно-эстетической деятельности, совершенствование развития художественных способностей; е) сохранение самоценности периода дошкольного детства, обеспечение благополучия ребёнка, его комфортного пребывания в Детском саду; ж) обеспечение успешности ребёнка при переходе к начальному школьному обучению; з) взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; и) оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Задание 4. Представить характеристику - деятельности учреждения; Режим работы ДОУ и длительность пребывания в нем детей определяется Уставом, исходя из потребностей семей, возможностей бюджетного финансирования, и является следующим: а) пятидневная рабочая неделя; б) длительность работы – 12 часов; в) режим работы персонала по утвержденному заведующим графику; г) режим работы групп с 7 часов 00 минут до 19 часов 00 минут. Задание 5. Представить характеристику - организационной структуры учреждения В МБДОУ детский сад №17 «Аленький цветочек» создана четко продуманная и гибкая структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения, направленная на разумное использование самоценного периода дошкольного детства для подготовки ребенка к обучению в школе и самостоятельной жизни. Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция, стимулирование) обоснованы любыми изменениями содержания работы ДОУ и направлены на достижение оптимального результата. Свойства организационной структуры МБДОУ детский сад №17 «Аленький цветочек» – целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязи и взаимодействие компонентов, открытость, связь с социумом. Заведующая наделяет руководителей третьего уровня линейными полномочиями, т.е. теми, которые передаются от начальника непосредственно подчинённому и другим подчинённым. Каждый линейный руководитель имеет в своём подчинении определённые категории сотрудников. Число лиц, подчинённых данному руководителю, представляет собой сферу контроля - один из важных аспектов организационной структуры учреждения. В четвёртый уровень входят следующие работники: воспитатели, воспитатель по физической культуре, музыкальные руководители, младший обслуживающий персонал. В МБДОУ детский сад №17 «Аленький цветочек» взаимодействие возникает на основе разделения полномочий, функций, взаимных обязательств между структурными подразделениями, уровнями управления, работниками в процессе совместной деятельности. В рамках управления персоналом организации правомерно говорить о взаимодействии особого рода, поскольку, с одной стороны, деятельность всех участников процесса регламентирована с точки зрения ролевого амплуа (руководитель – подчинённый), а с другой стороны, нацелена на установление партнёрских отношений, сотрудничество, диалог. |
Кейс-задача № 4
Задание 1. Каковы основные этапы технологии социально-педагогической поддержки в учреждении?
– по степени участия взрослого (непосредственная и опосредованная);
– по времени оказания (опережающая, оперативная, поддержкапоследствие);
– по длительности (единовременная, пролонгированная, дискретная). Исходя из сфер педагогической поддержки, логично было бы классификацию видов расширить за счет содержания деятельности ребенка, например, коммуникативная поддержка, поддержка его творческой, исследовательской деятельности и т.п.
Задание 2. Какие формы повышения квалификации педагогов дошкольного образования, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
Повышение квалификации педагогических работников и руководителей ОУ осуществляется через различные формы: аттестацию; курсовую переподготовку на базе учебных заведений, реализующих программы дополнительного профессионального образования; дистанционное обучение; заочное обучение в средних и высших учебных заведениях; самообразование; участие в методических мероприятиях на уровне ОУ (методических объединениях, творческих группах, семинарах, консультациях, лекциях, конференциях и др.).
Задание 3. Составить психолого-педагогическую характеристику личности одного воспитанника группы
Общие сведения о ребенке:
Ф.И. ребенка-Амбросимова Елена
Дата рождения: 10.09.2018 г.
Сведения о состоянии здоровья.
2 группа здоровья. Основная физическая группа. Гармоничное развитие.
Общие сведения о семье.
Мама – (Амбросимова Анна Анатольевна, домохозяйка)
Папа – (Амбросимов Виталий Евгеньевич, индивидуальный предприниматель)
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относиться к родителям и старшей сестре с большой любовью. Жилищные и материальные условия удовлетворительные. Ребенок всегда опрятен, аккуратен.
Особенности познавательной деятельности.
Проявляет интерес к познавательной деятельности. Уровень познавательного развития соответствует возрасту. На занятиях проявляет активность. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.
Особенности внимания. Внимание у воспитанника устойчиво и произвольно, легко привлекается, может сосредоточиться. Концентрация, переключаемость и устойчивость внимания соответствует возрастной норме. Может заниматься в течение 25-30 минут как совместно со взрослым, так и самостоятельно.
Особенности мышления. Наглядно-образное мышление соответствует возрасту.
Особенности речи. Речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы, имеются трудности в произношении звуков.
Эмоционально-волевая сфера. Эмоционально-волевая сфера сформирована в соответствии с возрастом. (Имя) общительный и доброжелательный ребенок. В общении со взрослыми и с детьми трудностей не испытывает.
Интеллектуальное развитие. Отношение к занятиям положительное. На занятиях активен, очень редко требуется индивидуальная помощь взрослого. Умеет пользоваться дополнительными источниками информации. Не уверен в себе, даже при правильно выполненном задании.
Имеются нарушения зрительного восприятия: испытывает трудности в написании графических диктантах.
Уровень усвоения программы по познавательному развитию средний.
Хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках. Имеет представление о плоскостных (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапеция и т.д.) и объемных (цилиндр, шар, куб) геометрических фигурах и называет их, классифицирует геометрические фигуры по признакам. Может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Сопоставляет между собой по величине большое количество предметов. Владеет счетом в пределах 10. Сравнивает предметы и устанавливает их сходство и различие. Ориентируется в понятиях «выше – ниже», «уже – шире», «длиннее – короче». Хорошо знает части суток и дней недели.
Возникают трудности в пространственной ориентировке, путает право-лево.
Проявляет познавательный интерес к окружающему миру, устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в живом и растительном мире имеет представление о явлениях природы, их сезонных и суточных изменениях (лето-зима, весна-осень, день-ночь, утро-вечер), связывает их с изменениями в жизни людей, животных, растений. Называет времена года, знает названия и порядок месяцев.
Уровень усвоения программы по изобразительной деятельности – средний. Мелкая моторика развита в пределах возрастной нормы. Проявляет интерес к продуктивной деятельности, на занятиях пользуется кистью, карандашами, фломастерами, держит их правильно, нажим слабый. Умеет развивать сюжет в рисунке. При выполнении работ по аппликации ориентируется на листе бумаги, самостоятельно вырезает предметы, лепке или рисованию сравнивает свою работу с образцом. В случае возникновения затруднений охотно принимает помощь взрослого.