ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная
образовательная организация
«Национальный социально-педагогический
нспк
колледж»
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО И
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРУДА
Цель занятия: приобретение знаний о
психофизиологических основах учебного и производственного труда, формирование умений применять полученные знания.
Элементами умственного труда принято считать обучение, самообучение, проектирование, открытие и изобретение, то есть такие виды деятельности, которые планомерно осуществляются с целью получения того или иного общественно значимого информационного или интеллектуального результата (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация, изучение или написание художественного литературного, живописного, театрального или музыкального произведения и т. д.). По итогам проведения многочисленных научных исследований установлено, что постоянно осуществляемая человеком умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Если принять средний вес человека за 70 кг, а вес головного мозга 1,5 - 2 кг (2 - 3 % от веса тела), то потребление кислорода мозговой тканью достигает около 20 % кислорода от общего объема его потребления всем организмом, находящимся в состоянии физического покоя и равновесия, т.е. значительно больше, чем другие ткани тела. Расчеты показывают, что мозг человека поглощает 40 - 50 кислорода в минуту. Однако, как бы ни было велико потребление кислорода мозгом, оно может быть незаметным в общем энергетическом балансе организма. Возбуждение центральной нервной системы приводит к увеличению образования аммиака, а её угнетение вызывает уменьшение его содержания в мозговой ткани. Суточный расход энергии при умственной работе составляет 2500 - 3000 ккал.
Первичным и обязательным источником энергии для мозга является окислительный обмен глюкозы, активность которого зависит от функциональной деятельности мозга. В состоянии сна организмом накапливаются богатые энергией фосфорные соединения, а при усиленной умственной работе они расщепляются, что проявляется в усиленном образовании молочной кислоты. Суточный расход энергии при умственной работе составляет 2500 - 3000 ккал.
Существуют объективные и субъективные факторы образовательного процесса, отражающиеся на психофизиологическом состоянии обучающихся. К числу объективных факторов относят среду жизнедеятельности и учебного труда слушателей, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку и отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость и другие составляющие.
Учебное время, затрачиваемое обучающимися на образовательные мероприятия, в среднем составляет 52 - 58 часов в неделю (включая самоподготовку). Это означает, что ежедневная учебная нагрузка равна 8-9 часов. Следовательно, рабочий день обучающихся является достаточно продолжительным. Значительная часть обучающихся (около 57 %), не умея планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой и по выходным дням.
Критический и сложный для студентов экзаменационный период — это один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период к интеллектуально-эмоциональному потенциалу обучающихся предъявляются повышенные требования.
Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм обучающихся, при определенных условиях способствует появлению сердечнососудистых, нервных и психических заболеваний.
Рассмотрение психофизиологических характеристик учебно-трудовой деятельности обучающихся необходимо для познания тех ее особенностей, учет и понимание которых необходимы для рационального внедрения средств физической культуры в учебный процесс и отдых.
Важно понимать, что при осуществлении умственной деятельности функции сердечно-сосудистой системы изменяются незначительно. Происходит увеличение кровенаполнения сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренностей, т. е. сосудистые реакции обратны тем, которые бывают при мышечной работе. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, например, такими как нервно-психическое напряжение. Это все то, что обозначается как неприятности и волнения, гнев и нетерпение, а значит это все условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали такие «отрицательные эмоции»; дополнительно это может быть напряженная работа в условиях дефицита времени. Все эти факторы неизменно сказываются на циркуляторном аппарате кровообращения. При длительной и достаточно напряженной умственной деятельности наступает утомление, при котором уровень деятельности внешних органов чувств или значительно повышается, или до крайности ослабляется; снижается сила памяти, следствием чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго было усвоено.
Умственная деятельность отличается еще одной существенной особенностью. Даже после ее завершения, мысли о выполняемых интеллектуальных действиях не покидают человека, «рабочая доминанта» полностью не угасает, что вызывает более длительное и глубокое утомление.
Утомление — это объективное состояние организма, а усталость — субъективное чувство индивидуума. Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой и неудачах в ней.
Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания или усилением интереса к творческой и эффективной деятельности. В возбужденном состоянии можно не замечать утомления. Так, несмотря на то, что экзамены у обучающихся проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько высоким, что временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать обучающегося, а значительная неудача способна привести к депрессии.
Функциональное утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда. Следует учесть также, что умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий; возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия. Повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, оказывает длительное неблагоприятное последействие.
Утомление — это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений. Оно возникает, как правило, в результате напряженной или длительной умственной деятельности и является обратимым процессом. Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения развития истощения в организме. Начало утомления является сигналом к прекращению работы и физиологическому восстановлению.
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизиологические особенности. Например, перцепции памяти, внимания, физиологические особенности, например, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем, психологические качества индивида. Кроме того, работоспособность конкретного человека в каждый отдельно взятый момент определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их различном сочетании.
Эти факторы можно разделить на три основные группы:
-
факторы физиологического характера, например, состояние здоровья, пол, питание, сон, общая нагрузка, отдых и др-; -
факторы физического характера, воздействующие на организм через органы чувств — это степень и характер освещения помещения, температура воздуха, шум и др.; -
факторы психического характера — самочувствие, настроение, мотивация.
Следовательно, крайне важно системно проанализировать индивидуальный умственный резерв и уровень воздействия различных факторов на организм обучающегося и далее грамотно осуществить проектирование персональной системы проведения занятий физической культурой.