Файл: Формирование читательской грамотности младших школьников при обучении чтению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.
2.4 Игровая технология
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:
-
«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения,
класс отгадывает.
Кто кого первый позвал в гости? Лиса
Что сварила Лиса? Кашу
Что приготовил Журавль? окрошку
Из какой посуды ела Лиса в гостях у Журавля? Из кувшина
Из какой посуды ел Журавль у Лисы? Из тарелки
Из-за чего поругались Лиса и Журавль? Из-за того, что не угодили друг другу
Это сказка или рассказ? сказка
Сколько дней происходили данные события в произведении? 2 дня
Как Лиса назвала Журавля на обеде? голубчик
-
Оценка уровня сформированности читательской грамотности
Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:
1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты
- умение эффективно использовать различные источники; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).
Своё выступление хочется закончить хорошими словами Сухомлинского.
Анкета для читателя.
Хороший ли я читатель?
Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______
2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______
3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______
4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______
5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______
6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______
7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______
10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____
11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______
12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
Подсчёт результатов:
Да – 1 балл;
Нет – 0 баллов;
Иногда – 0,5 балла.
Анализ результатов:
12 баллов – очень хороший читатель;
6 баллов – средний уровень;
Менее 6 – надо улучшать умения читать.
Анкета для читателя.
Хороший ли я читатель?
Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______
2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______
3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______
4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______
5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______
6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______
7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______
10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____
11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______
12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______
Подсчёт результатов:
Да – 1 балл;
Нет – 0 баллов;
Иногда – 0,5 балла.
Анализ результатов:
12 баллов – очень хороший читатель;
6 баллов – средний уровень;
Менее 6 – надо улучшать умения читать.
Лиса и журавль
Подружились лиса с журавлем. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, журавль! Приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!
Идет журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик, сама стряпала!
Журавль тук-тук носом по тарелке. Стучал, стучал, ничего не попадает. А лиса лижет да лижет кашу. Так всю кашу сама и скушала.
А как съела лиса кашу, и говорит:
— Не обессудь, гость дорогой. Больше потчевать нечем.
— Спасибо, лисонька, и на этом. Приходи же теперь ты ко мне.
На другой день приходит лиса к журавлю. А журавль наготовил окрошки, положил ее в высокий кувшин с узким горлышком.
Поставил кувшин на стол и говорит:
— Кушай, лисонька! Право больше потчевать нечем.
Лиса вертится около кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет-то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А журавль стоит на высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.
— Ну, не обессудь, лисонька, больше угощать нечем, — говорит.
Пошла лиса домой не солоно хлебавши.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.