ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 490
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
щитом и поверхностью, на которой лежит пострадавший, на щите должны быть предусмотрены полозья.
Доски используются в основном для эвакуации пострадавших в сидячем положении. Их длина обычно 81—84 см, ширина 46 см. Как и на щитах, на досках имеются выступы, чтобы за них можно было ухватиться руками, и прорези для заводки ремней. Часть доски, подкладываемой под голову, имеет длину 30, а ширину 20 см. Кромки имеют зазубрины, чтобы крепления, которые используются для фиксации головы пострадавшего, не соскальзывали при его транспортировке.
Поверхность щитов должна быть гладкой, покрытой лаком
или воском, чтобы они хорошо скользили под пострадавшим.
Носилки с разъемным каркасом
За последние годы появилось несколько типов носилок, которые особенно удобны для подъема и транспортировки больных и пострадавших и обеспечивают им максимальный покой. Прочны, надежны, просты в обращении и обеспечивают надежную поддержку тела
пострадавшего носилки с разъемным каркасом. Эти носилки имеют разъем вдоль оси. Половины носилок подкладываются под пострадавшего с обеих сторон, соединяются и замыкаются. Чтобы не защемить пострадавшего или его одежду, спасатель осторожно приподнимает пострадавшего за одежду при соединении половин носилок. Когда пострадавший закреплен ремнями, его можно поднимать.
Недостатком применения этих носилок является трудность доступа к пострадавшему с обеих сторон. Кроме того, их нельзя подвести под пострадавшего, как щит для фиксации позвоночника. Однако преимущества указанных носилок значительно превышают их недостатки, поэтому их необходимо иметь в составе судового спасательного оборудования.
Носилки с D-образными кольцами, или армейские носилки
На каждом судне должно быть предусмотрено несколько таких носилок для использования при авариях, повлекших за собой многочисленные жертвы. Эти носилки очень удобны в случаях, когда пострадавших эвакуируют посредством спуска на тросах или по трапам. Спасатели должны хорошо знать способы крепления тросов к носилкам и спуска носилок.
Импровизированные носилки
Нередко спасатели сталкиваются с необходимостью изобрести какие-либо импровизированные носилки, когда необходимо обеспечить транспортировку зна
чительного количества пострадавших при аварии, а настоящих носилок нет. Хорошие носилки можно сделать из одеяла и двух труб или реек. Чтобы сделать такие носилки, прежде всего надо расправить одеяло на палубе. На короткую сторону одеяла на расстоянии примерно одной трети от края кладут одну рейку. Затем складывают одеяло вдоль рейки. На расстоянии 46 см от первой рейки кладут вторую рейку вдоль первой складки. За второй рейкой должно остаться около 15 см первой складки, этот участок будет за-
гнут на рейку, когда будет сделана вторая складка. После этого одеяло загибают на обе рейки, и операция подготовки носилок за-
вершается. Хотя одеяло кажется свободным, вес пострадавшего зафиксирует его. Когда пострадавший будет уложен на койку или доставлен в медицинское учреждение, рейки легко вынимаются из одеяла.
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
Черепанов Юрий Николаевич
БОРЬБА С ПОЖАРОМ
НА СУДАХ
Ответственный за выпуск: Мунарева Е.К.
Компьютерный набор: Мунарева Е.К.
Подписано в печать с оригинал-макета
Бумага офсетная № 1. Формат 60х84 1/16.
Печать трафаретная – Riso
Усл. печ. л. , тираж экз., заказ №
Цена договорная.
ФГОУ ВПО Новосибирская государственная
академия водного транспорта (ФГОУ ВПО НГАВТ),
630099, Новосибирск, ул. Щетинкина, 33.
Отпечатано в издательстве ФГОУ ВПО НГАВТ
Доски используются в основном для эвакуации пострадавших в сидячем положении. Их длина обычно 81—84 см, ширина 46 см. Как и на щитах, на досках имеются выступы, чтобы за них можно было ухватиться руками, и прорези для заводки ремней. Часть доски, подкладываемой под голову, имеет длину 30, а ширину 20 см. Кромки имеют зазубрины, чтобы крепления, которые используются для фиксации головы пострадавшего, не соскальзывали при его транспортировке.
Поверхность щитов должна быть гладкой, покрытой лаком
или воском, чтобы они хорошо скользили под пострадавшим.
Носилки с разъемным каркасом
За последние годы появилось несколько типов носилок, которые особенно удобны для подъема и транспортировки больных и пострадавших и обеспечивают им максимальный покой. Прочны, надежны, просты в обращении и обеспечивают надежную поддержку тела
пострадавшего носилки с разъемным каркасом. Эти носилки имеют разъем вдоль оси. Половины носилок подкладываются под пострадавшего с обеих сторон, соединяются и замыкаются. Чтобы не защемить пострадавшего или его одежду, спасатель осторожно приподнимает пострадавшего за одежду при соединении половин носилок. Когда пострадавший закреплен ремнями, его можно поднимать.
Недостатком применения этих носилок является трудность доступа к пострадавшему с обеих сторон. Кроме того, их нельзя подвести под пострадавшего, как щит для фиксации позвоночника. Однако преимущества указанных носилок значительно превышают их недостатки, поэтому их необходимо иметь в составе судового спасательного оборудования.
Носилки с D-образными кольцами, или армейские носилки
На каждом судне должно быть предусмотрено несколько таких носилок для использования при авариях, повлекших за собой многочисленные жертвы. Эти носилки очень удобны в случаях, когда пострадавших эвакуируют посредством спуска на тросах или по трапам. Спасатели должны хорошо знать способы крепления тросов к носилкам и спуска носилок.
Импровизированные носилки
Нередко спасатели сталкиваются с необходимостью изобрести какие-либо импровизированные носилки, когда необходимо обеспечить транспортировку зна
чительного количества пострадавших при аварии, а настоящих носилок нет. Хорошие носилки можно сделать из одеяла и двух труб или реек. Чтобы сделать такие носилки, прежде всего надо расправить одеяло на палубе. На короткую сторону одеяла на расстоянии примерно одной трети от края кладут одну рейку. Затем складывают одеяло вдоль рейки. На расстоянии 46 см от первой рейки кладут вторую рейку вдоль первой складки. За второй рейкой должно остаться около 15 см первой складки, этот участок будет за-
гнут на рейку, когда будет сделана вторая складка. После этого одеяло загибают на обе рейки, и операция подготовки носилок за-
вершается. Хотя одеяло кажется свободным, вес пострадавшего зафиксирует его. Когда пострадавший будет уложен на койку или доставлен в медицинское учреждение, рейки легко вынимаются из одеяла.
Литература
-
М.Г. Ставитский. Пожарная безопасность на судах. - Л. : Судостроение. – 1985. -
Управление борьбой с пожаром на судне. – Одесса : ЦПАП. – 1997. -
Спасание на море. –М. : Справочник Транспорт. – 1991. -
Щуров. Борьба с пожаром на судах. – Элмор. – 2001.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. | 3 | |||
1 | ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ ДЕЙСТВИЯМ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………………………………………………….. | 3 | ||
2 | ОСНОВЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ……………………………………………… | 4 | ||
| 2.1 | Теория пожара………………………………………. | 5 | |
| | 2.1.1 | Условия для возникновения пожаров…………… | 5 |
| | 2.1.2 | Свойства воспламенения материалов……………. | 6 |
| | 2.1.3 | Пожароопасность судовых материалов и веществ | 7 |
| | 2.1.4 | Опасность пожара и распространение огня…… | 8 |
| 2.2 | Классификация пожаров………………………………… | 11 | |
| 2.3 | Классификация видов огнетушащих средств, их свойства……………………………………………………….. | 14 | |
| | 2.3.1 | Огнетушащие средства разбавления…………….. | 17 |
| | 2.3.2 | Огнетушащие средства изоляции……………… | 18 |
| | 2.3.3 | Средства химического торможения…………… | 21 |
| 2.4 | Расчёты тушения пожаров………………………………. | 25 | |
| 2.5 | Предотвращение пожаров……………………………….. | 29 | |
| | 2.5.1 | Конструктивное обеспечение взрыво- и пожаробезопасности на судах………………………........ | 29 |
| | 2.5.2 | Конструктивная (пассивная) противопожарная защита судна……………………………………… | 33 |
| | 2.5.3 | Активная противопожарная защита судна……… | 34 |
| 2.6 | Принципы предотвращения пожаров………………… | 35 | |
| | 2.6.1 | Применение огнетушащих средств…………… | 36 |
| 2.7 | Меры по обеспечению безопасности судна……………. | 38 | |
3 | ПЕРЕНОСНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ БОРЬБЫ С ПОЖАРАМИ НА СУДАХ…. | 41 | ||
| 3.1 | Общие положения……………………………………… | 41 | |
| 3.2 | Классификация огнетушителей…………………………. | 43 | |
| | 3.2.1 | Устройство и технические характеристики огнетушителей…………………………………….. | 43 |
| | 3.2.2 | Пенные огнетушители……………………………. | 45 |
| | 3.2.3 | Воздушно-пенные огнетушители……………… | 47 |
| | 3.2.4 | ОВПМ-8……………………………………………. | 48 |
| | 3.2.5 | ОВПМ-30…………………………………………. | 49 |
| | 3.2.6 | ОВПМ-5 и ОВПМ-10………………………… | 50 |
| | 3.2.7 | Углекислотные огнетушители………………… | 51 |
| | 3.2.8 | Порошковые огнетушители……………………. | 53 |
| | 3.2.9 | Переносные генераторы……………………….. | 56 |
| | 3.2.10 | Генератор УППС-100…………………………… | 56 |
| | 3.2.11 | Генератор УППС-200……………………………. | 58 |
4 | СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ДЫМА И ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР………….. | 59 | ||
| 4.1 | Аппарат спасательный АСВ-2……………………………… | 59 | |
| 4.2 | Аппараты АИР-317, АП-96………………………………… | 82 | |
5 | ТАКТИКА ТУШЕНИЯ СУДОВЫХ ПОЖАРОВ…………………………….. | 87 | ||
| 5.1 | Порядок действий при возникновении пожара…………… | 87 | |
| 5.2 | Руководство тушением пожара…………………………….. | 87 | |
| 5.3 | Тактика тушения пожара…………………………………… | 88 | |
| 5.4 | Локализация…………………………………………………. | 89 | |
| 5.5 | Разведка пожара…………………………………………….. | 90 | |
| 5.6 | Выбор способов тушения пожара…………………………. | 93 | |
| 5.7 | Основные приёмы тушения пожара на судах……………. | 95 | |
6 | ТУШЕНИЕ СУДОВЫХ ПОЖАРОВ…………………………………………… | 105 | ||
| 6.1 | Огнетушащие вещества…………………………………. | 105 | |
| | 6.1.1 | Вода ……………………………………………… | 105 |
| | 6.1.2 | Кристаллическая углекислота…………………. | 105 |
| 6.2 | Обнаружение и первоочередные действия…………….. | 107 | |
| 6.3 | Борьба с пожарами на баржах…………………………. | 108 | |
7 | ДЕЙСТВИЯ СПАСАТЕЛЕЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА ГОРЯЩИХ СУДАХ………………………………………………………………………….. | 113 | ||
| 7.1 | Разведка пожара…………………………………………. | 114 | |
| | 7.1.1 | Задачи разведки пожара……………………… | 114 |
| | 7.1.2 | Порядок разведки………………………………. | 116 |
| 7.2 | Методы тушения пожара на горящем судне……………. | 119 | |
| 7.3 | Тушение пожаров в жилых и служебных помещениях…. | 121 | |
| 7.4 | Тушение пожаров в машинных помещениях……………. | 123 | |
| 7.5 | Тушение пожаров в грузовых помещениях……………… | 124 | |
| 7.6 | Тушение топлива…………………………………………. | 126 | |
| 7.7 | Тушение судовых пожаров в море и порту………………. | 129 | |
8 | МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА……………………………………………. | 132 | ||
| 8.1 | Оказание первой помощи…………………………............... | 132 | |
| 8.2 | Аварийная эвакуация……………………………………….. | 135 | |
Литература…………………………………………………………... | 146 | |||
СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………. | 147 |
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
Черепанов Юрий Николаевич
БОРЬБА С ПОЖАРОМ
НА СУДАХ
Ответственный за выпуск: Мунарева Е.К.
Компьютерный набор: Мунарева Е.К.
Подписано в печать с оригинал-макета
Бумага офсетная № 1. Формат 60х84 1/16.
Печать трафаретная – Riso
Усл. печ. л. , тираж экз., заказ №
Цена договорная.
ФГОУ ВПО Новосибирская государственная
академия водного транспорта (ФГОУ ВПО НГАВТ),
630099, Новосибирск, ул. Щетинкина, 33.
Отпечатано в издательстве ФГОУ ВПО НГАВТ