Файл: Борьба с пожаром на судах по расширенной программе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 492

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Параметрами пожара являются:

- продолжительность пожараτп мин - с момента возникновения до

ликвидации, условно τп= 600 с, τп= 300 с;

- площадь пожара, Fп – площадь проекции зоны горения на горизон-

тальную или вертикальную плоскость;

- температура пожара, tпº С, среднеобъёмная температура газовой среды помещения: твёрдые материалы – 1200÷1250ºС, ГЖ и ЛВЖ –

1250÷1350ºС, горючие газы – 1350-1500ºС.

Пожар в судовых помещениях можно разделить на четыре этапа:

а) воспламенение – начало горения;

б) период развития – с начала возгорания до охвата большей

части помещения огнём (температура в помещении достигает более 480ºС). Этот период продолжается 15-20 мин;

в) период активного горения – длится с охватом большей части помещения пожаром до сгорания 70 % горючих веществ и до достижения максимальной температуры в помещении. Продолжительность зависит от количества горючих материалов и интенсивности притока кислорода.

г) период затухания – длится с начала понижения температуры в помещении до полного выгорания материалов.

Распространение огня

Огонь может распространяться путём:

  1. теплопроводимости;

  2. излучением;

  3. тепловыми потоками;

  4. конвективными течениями.

Выделение тепла при пожаре зависит от площади и скорости горения. Средняя линейная скорость горения составляет в машинных отделениях (МО), машино-котельных (МКО)Ю котельных (КО), электростанции (ЭС) - 8÷10 м/мин, жилых и служебных помещениях – от 0,5÷1,2 м/мин.

Быстрое распространение огня по судну вызвано большой насыщенностью судовых помещений горючими веществами, интенсивным нагревом изоляции и отделочных материалов, закреплённых по металлическим конструкциям.

На ускорение судовых пожаров значительное влияние оказывают так же возможные вторичные замыкания (КЗ) судовых трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топлива, способствуя распространению новых очагов горения.

В закрытых помещениях пожар распространяется медленнее, чем в открытых.

При разгерметизации горящих отсеков (открытии дверей, лю-

ков, горловин, иллюминаторов возникают конвективные потоки раскалённых газов, внутрь поступает воздух, что интенсифицирует процесс горения. Внутри замкнутого объёма горящего помещения температура неодинакова. Её наибольшее значение наблюдается в зоне горения, достигая в жилых и служебных помещениях 800-900ºС, а в топливных цистернах – 1100-1300ºС. Дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные. Это затрудняет поиск зоны пожара и действия по борьбе с ним.


Поэтому судовые пожары характеризуются следующими особенностями:

- быстрым распространением огня в смежные помещения по судну,

угрозой взрывов;

- интенсивным заполнением аварийных и смежных помещений дымом

и токсичными газами;

- ограниченным подходом к очагу пожара;

- возможное снижение остойчивости при тушении пожара водой;

- в море экипажу судна при тушении пожара рассчитывать можно

лишь на свои силы и средства, которые ограничены.

Всё это требует при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания, мужества.

Основные причины пожаров и взрывов на судах:

- нарушение правил взрыво- пожароопасности;

- эксплуатационные повреждения.

Наиболее опасными по статистике следующие нарушения правил со стороны членов экипажей судов:

- нарушение организации и проведения сварочных работ (до 30 %);

- курение и другое небрежное отношение с открытым огнём (до 20 %);

- небрежность в использовании электронагревательных приборов (до

10 %);

- нарушение правил эксплуатации электрооборудования;

- протечки топлива, масел, применение бензина и других ЛВЖ;

- взрывы паров топлива (авиатоплива).

Источники воспламенения (зажигания) горючих материалов :

- открытый огонь (курение, паяльная лампа, факел в котле, выброс пламени из топки котла, газо- и электросварка). Температура пламени достаточно высока (тление сигареты - 500ºС, спички – 750-800ºС, бензозажигалка – 1200-1300ºС, сварка – 1500-3000ºС);

- раскалённые продукты горения при работе котлов, дизелей, газовых турбин. Температура выходящих газов составляет 600-1100ºС.\;

- искры при неполном сгорании в котлах и дизелях. Их температура 600-900ºС;

- экзотермические реакции (пыль, жиры; фосфор, щелочные металлы,

негашёная известь; окислители, перекиси, ацетилен, селитра и др.);

- короткие замыкания, перегрузка кабелей и аппаратов, электрические искры;

- статическое электричество при приёме топлива, его перекачке, при выходе сжатых газов из баллонов, при распылении красок и др.;

- искры от ударов твёрдых тел (вентиляторы, инструмент и др.) поджигают смеси паров бензина, ацетилена, водорода с воздухом;

- разогрев тел от трения (подшипники валов турбин, агрегатов и др.).

Взрывы и загорания ГСМ происходят в МО, КО, КМО, при утечке топлив и масел. При воспламенении паров ГСМ пожар носит объёмный и быстротечный характер.



Любая горючая жидкость с температурой вспышки выше 60ºС может стать легко воспламеняющейся при её нагревании. Наибольшую опасность представляют собой лёгкие виды топлив (бензины, авиатопливо, керосин). Наиболее высокой испаряемостью обладает бензин. Например, из канистры вместимостью 10 л за сутки через открытую пробку испаряется 1,5 кг бензина, а из бочки ёмкостью 200 л – 6 кг. Взрывоопасная смесь в этой бочке возникает уже при испарении первых 10-15 г бензина.

Пожары в энергетических отсеках происходят при нарушении режимов работы, правил эксплуатации, а также при аварии и поломке паротурбинных, газотурбинных, дизельных, компрессорных и других установок и обслуживающих их систем. Эти причины порождают образование пожаро- и взрывоопасных смесей ГСМ с воздухом, которые воспламеняются при появлении источников тепла.

Пожары электрооборудования являются следствием нарушения изоляции токоведущих частей (КЗ), перегрузки и перенапряжения сети, механических повреждений и воздействия агрессивной (в т.ч. морской воды) окружающей среды.

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Классификация пожаров


Судовые пожары классифицируются по внешним признакам горения, масштабу и природе горящего материала.

По внешним признакам пожары разделяются на:

- наружные и внутренние;

- открытые и скрытые;

- поверхностные и объёмные.

В отдельных случаях пожары на судах могут быть комбинированными.

По масштабу и последствиям пожары подразделяются на:

- на загорание. Ликвидируется силами дежурно-вахтенной службы; ущерб практически отсутствует;

- на малые пожары. При этом после тушения пожара судно в состоянии выполнять поставленную задачу;

- на большие пожары, которые тушатся с использованием стационарных систем или с помощью других судов, сил и средств спасателей. После ликвидации пожара судно нуждается в восстановительном ремонте.

По природе горящего материала:

КЛАСС А: горение твёрдых материалов, обычно органического происхождения. При котором воспламенение обычно имеет место одновременно с образованием горячей золы.

КЛАСС В: горение жидкостей или плавящихся твёрдых материалов.

КЛАСС С: горение газов.

КЛАСС D: горение металлов.

Основные факторы пожара (ОФП)

Те параметры пожара, воздействие которых приводит к травме, отравлению или гибели людей, к материальному ущербу техники и считаются опасными факторами пожара.

Основные поражающие факторы:

- высокая температура (ºС) – теплота, пламя;

- токсичные газы, дымы;

- избыточное давление воздуха;

- поступление внутрь корпуса забортной воды.

Под воздействием именно этих поражающих факторов происходит развитие аварийной ситуации, её распространение и усугубле-

ние, вплоть до гибели судна.

ОФП внутренних пожаров (в помещениях) являются выделяющиеся в очаге теплота и дым. При этом в герметичном объёме происходит повышение давления. При наружных пожарах (на палубах, надстройках, пирсах и акватории) наибольшее поражающее воздействие на судно оказывает пламя, тепловое излучение пламени и поток искр, которые являются причиной образования новых очагов пожара.

Наиболее опасным фактором пожара следует считать взрыв,

который довольно часто является следствием пожара в результате воздействия на сосуды под давлением и другое взрывоопасное оборудование.

Пламя – при непосредственном воздействии его на человека возможно получение общего или местного ожогов и поражения дыхательных путей. Дыхательные аппараты предотвращают поражение органов дыхания, но они не защищают тело от высокой температуры.


Теплота – при пожаре температура очень быстро поднимается выше 90ºС, в помещениях достигает более 400ºС. Температура выше 50ºС опасна для человека даже в защитной одежде и ИП. Теплота, выделяющаяся при пожаре является причиной травм и даже гибели. Воздействие горячего воздуха приводит к обезвоживанию организма, тепловому истощению, ожогам, поражению дыхательных путей. Повышает сердцебиение, может развиться гипертония, т.е. сильное нервное возбуждение, которое приводит к поражению нервных центров. Нижней границей для зоны теплового воздействия пожара является температура 60ºС, которая находится на значительном удалении от очага пожара. Предельно безопасное время пребывания человека при физической нагрузке с температурой 70ºС составляет 7 мин.

Газы – при пожаре возникает большое количество различных, в зависимости от горящего материала, но наиболее опасными являются: окись (оксид) углерода СО, продукт неполного сгорания и двуокись (диоксид) углерода СО2, продукт полного сгорания. При вдыхании смеси воздуха с СО эритроциты крови захватывают окись углерода и уже не могут переносить кислород, в результате чего, организм испытывает кислородное голодание. 2-3 вдоха воздуха с 1,3 %-ым содержанием СО приводит к потере сознания, а если человек дышит таким воздухом несколько минут – он погибает. Избыточная концентрация СО2 в воздухе уменьшает поступление кислорода в лёгкие, начинается учащённое дыхание, человек задыхается. Пребывание людей в помещениях с концентрацией СО2 3-5 % резко ухудшает мышление, а при 6-10 % они теряют сознание.

При горении пластмасс, изоляции кабелей образуется синильная кислота HCN. Пребывание свыше 5 мин в атмосфере, содержащий 1 % этой кислоты, опасно для жизни.

После заполнения помещения дымом и огнегасителями в его

объёме происходит понижение концентрации кислорода, что также

является ОФП. Снижение концентрации О2 до 15 % приводит к нарушению мышечной деятельности, до 10-14 % - к обморокам, при снижении менее 10 % - происходит потеря сознания. Таким образом, при пожаре образуются различные токсичные газы и их комбинированное воздействие очень опасно для жизни человека.

Дым – это видимый фактор пожара, ухудшает видимость в районе пожара и над ним, раздражает глаза, нос, горло, лёгкие. Дым состоит из углерода и других несгоревших частиц