Файл: Договора и их виды, как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами ( на примере ООО « Агроторг»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Коммерческие договора и их виды как форма организации коммерческой деятельности

2.1. Классификация коммерческих договоров

Первый (и, строго говоря, последний) опыт построения системы торговых договоров (в рамках более широкого понятия о системе торговых действий) на материалах русскою законодательства восходит к магистер­ской диссертации Г. Ф. Шершеневича 1888 г. В соответствии со сформулированным им общим понятием торгового действия будущий именитый русский коммерциалист выстроил следующую их систему:

1. Торговля товарная, включающая в себя

- покупку товара с целью дальнейшего сбыта и

- поставку:

2. Денежная и фондовая торговля, в том числе покупка и продажа валюты, ценных бумаг, благородных металлов в слитках, вексельные сделки, кредитование, прием вкладов и иные банковские операции;

3. Торговля трудом, в том числе действия по

- обработке вещей:

- перевозке;

- посредничеству комиссионеров, экспедиторов, маклеров, агентов, справочных контор;

- представлению публичных зрелищ;

4. Страхование;

5. Иные действия, признаваемые торговыми “по приращению", т.е. потому, что они имеют целью содействие ведению торговли как промысла»[16].

Конечно, получившаяся система не имела единого логического основания (критерия) построения, но зато была бесспорно оригинальной и само­стоятельной, кроме того, она осталась по сути единственной системой тор­говых действий (в том числе сделок), основанной на материалах русского законодательства. Последующие отечественные коммерциалисты ограничивались лишь тем, что в большей или меньшей степени уточняли и под­правляли «систему Шершеневича».

С учетом происшедших за более чем столетие изменений в коммерческом праве предложенные рубрикации выглядят устаревшими; к сожале­нию, из-за отсутствия всеобъемлющей современной кодификации особенной части российского коммерческого права построение альтернативной системы торговых договоров в настоящее время оказывается затрудни тельным. Впрочем, некоторую помощь в этом отношении могут оказать материалы книг IV-X DCFR. Кроме того, предложенная система не может быть принята и из-за изменений, внесенных нами и общее понимание (парадигму) коммерческого права и его предмета. Тем не менее основа этой системы торговая купля-продажа товаров никуда не делась и, по-видимому, деться не может.


В качестве основного признака договора торговой купли-продажи и группы связанных с нею торговых договоров (поставка, мена и др.) пре­жде предлагалось выделять торговую цель: покупка товаров должна была производиться с целью их продажи, а предметом продажи служить то, что было для этого куплено.

«...Основною сделкой в [российском] торговом обороте представляется покупка с целью продажи.... / ... Главным признаком, придающим покупке торговое свойство, является цель: покупка должна произойти в намерении дальнейшего сбыта. Покупка товара для личного употребления лишает сделку торгового характера п прекращает ее в общегражданскую... /... Цель является связующим звеном между приобретением и отчуждением; между двумя этими действиями должна существовать причинная связь: товар приобретается потому, что имеется в виду его отчуждение; товар отчуждается потому, что с этою целью был приобретен.... Цель должна существовать в момент приоб­ретения, доказательство ее наличности лежит на обязанности той стороны, которая утверждает торговое / свойство известной сделки... Доказательство это не так легко, цель, намерение могут долго не обнаруживаться, необходимы известные внешние признаки, способные свидетельствовать о внутреннем пси­хическом настроении субъекта. Этим признаком нередко служит количество купленного товара, исключающее предположение о личном употреблении... Задача распознания цели известной сделки н доказательство ее налично­сти, столь трудная при единичном действии, значительно упрощается, когда сделка совершается многократно, в виде промыта случай, наиболее частый на практике. Здесь обстановка совершенной сделки служит лучшим доказательством существования или отсутствия спекулятивной цели так описывал существо торговой купли-продажи Г. Ф. Шершеневич.

С учетом видоизменения общего понятия коммерческого (торгового) права коммерческими (торговыми) договорами должны признаваться пре­жде всего такие, которые оформляют отношения по возмездной реализа­ции товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Данную группу договоров можно условно назвать реализационными договорами. Они образуют ядро торгового оборота. Следует сказать, что прежняя торговая цель покупка ради продажи (продажа того, что специально для этой цели куплено) из торговых договоров в современном их понимании не ушла окончательно и бесповоротно. Напротив, она в них укрепилась настолько, что позволила себе допустить известный (порою — весьма продолжитель­ный) промежуток времени между актами покупки и продажи, а также — производство в течение этого времени определенных пертурбаций с товарами, включая не только обработку, но и переработку и даже производительное потребление. Положим, тремя различными покупателями закупается уголь: первым для сжигания в печи ТЭЦ, вторым для коксования, и только третьим для дальнейшей перепродажи. Согласно принятой нами парадигме коммерческого права каждым из договоров, оформляющих эти акты продажи, будет считаться коммерческим (торговым), поскольку во всех трех случаях купленный уголь будет перепродан. Разница только в том, что лишь в третьем (последнем) случае он будет перепродан непосредственно (как уголь), а в двух других попадет к покупателям «в составе» произведенных с его помощью товаров (соответственно, электрической анергии и стали).


Помимо общей торговой (коммерческой) — цели важной особенно­стью договоров на реализацию товара для предпринимательских п хозяй­ственных нужд является (как уже отмечалось) их особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но не «рядовые» граждане (физи­ческие лица). Заключение коммерческих сделок специализированными субъектами во имя достижения ими особых коммерческих (не связанных с обеспечением своего собственного, личного потребления) целей, а также некоторые другие особенности как коммерческих сделок, так и торговли (коммерции) в целом делают не просто возможной, но и весьма желательной систематизацию норм о реализационных торго­вых договорах в специальном акте — Торговом кодексе[17].

К числу реализационных относятся договоры оптовой купли-про­дажи, поставки товаров, государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, а также заключаемый на его основании н в его развитие договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, контрактации сельскохозяйственной продукции, а также договоры мены и внешнеторго­вого бартера товаров, связанные с предпринимательской деятельностью. Сюда же следует отнести и такие договоры, предусмотренные ст. 807 и 822 ГК РФ[18]. как вещевой заем и товарный кредит. Нормы о двух послед­них договорах включены в главу о займе и кредите, хотя первый из них фак­тически предусматривает совершение двух встречных актов продажи, раз­деленных во времени и предполагающих взаимное прекращение встречных обязательств, по уплате покупной цены, а второй продажу партии товара с условием оплаты его стоимости в будущем. Наконец, к числу реализаци­онных могут быть отнесены некоторые договоры, заключаемые на товарных биржах, при условии, что они предполагают поставку реального товара, в том числе товарные опционы, поставочные форварды, фьючерсные контракты и товарные свопы. По всей видимости, должны быть выделены в самостоятельную группу договоры о реализации товаров, представляющих собой цифровой контент (продукт)[19], а также договоры об оказании услуг, сопутствующих товарам и цифровым продуктам.

Вторую самостоятельную группу составляют посреднические договоры. В сфере торговли содержанием таких договоров становится совершение обязанным лицом действий по поводу товара в интересах иного (управомоченного) лица участника торгового оборота. Если данный товар принад­лежит лицу, управомоченному требовать оказания услуг в отношении этого товара то перед нами классические посреднические договоры, в основе которых лежат нормы ГК о договорах на возмездное оказание услуг, в том числе договоры коммерческой комиссии, в том числе внешнеторго­вой комиссии (консигнации), торгового агентирования и коммер­ческого поручения (представительства), которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распространение в России. Но если речь идет о действиях в отношении такого товара, который при­надлежит лицу, обязанному к оказанию связанных с ним услуг, в то время как интерес управомоченного ограничивается лишь продвижением этого товара на рынке, то мы получаем договоры весьма своеобразные, на пер­вый взгляд подпадающие под признаки не только посреднических, но и реализационных, такие как дистрибьюторский и дилерский договоры, а также договоры франчайзинга (по ГК РФ коммерческой концессии), об исключительной и о комиссионной продаже това­ров. Природа интереса в продвижении на рынке чужого товара может быть различной; чаще всего этот интерес объясняется тем, что прежде соответ­ствующий товар принадлежал заинтересованному лицу (был им произведен либо перепродан), или же тем, что данный товар фигурирует на рынке под его маркой (ярлыком, обозначением, брендом)[20].


Третью группу составляют договоры, содействующие торговле. Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение. Таковы договоры перевозки (и вообще транспорти­ровки) товара (груза) различными видами транспорта и вспомогательные к нему договоры, обусловленные спецификой различных видов транспорта (об эксплуатации подъездных путей, об аренде подвижного состава, подаче и уборке вагонов, оказании услуг локомотивной тяги и др.), транспорт­ной экспедиции, хранения (в том числе хранения на товарном складе), переработки и обработки товара для целей торговли; договоры в сфере кредитования и расчетов (договоры займа и кредита, банковского вклада, банковского счета, о предоставлении независимой гарантии и др.)1, страхования товаров и коммерческих рисков, в сфере обращения информации, на проведение маркетинговых исследований, на созда­ние рекламной продукции, на распространение рекламы и ряд других.

Все договоры рассматриваемого типа так иди иначе связаны либо с ока­занием услуг, либо с производством (выполнением) работ. Основной отличительный признак — договоры на выполнение работ, как правило, имеют результатом создание определенного материального или идеального про­дукта. Созданный продукт может быть предметом последующих продаж.

Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора. Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование н т.п.) является желаемым благом н создает исполнение договора. Требования к договорам на работы и услуги весьма различны.

Наконец, имеется и четвертая группа коммерческих договоров организационные. В данную группу, в частности, входят договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению или сбыту товаров; органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров; договоры органов власти и местного самоуправления с коммерческими орга­низациями, но вопросам производства и торговли и др.

Таким образом, при классификации договоров мы можем выделить те, которые оформляют и образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это, прежде всего, реализационные и посреднические дого­воры. Они целиком относятся к сфере коммерческого права, поскольку предназначены для обслуживания именно торгового оборота. Что каса­ется договоров, содействующих торговле, то они наряду с коммерческой могут использоваться и в иной предпринимательской деятельности, и даже в отношениях с участием граждан. Торговое законодательство регулирует лишь те особенности таких договоров, которые связаны с их применением в области товарного обращения.


2.2. Договор поставки как одна из форм организации коммерческой деятельности (на примере ООО «Агроторг»)

Торговая сеть ООО "Агроторг Пятёрочка" является крупной розничной сетью г. Казани. Его доля на рынке продуктовых торговых сетей на сегодняшний день составляет около 50 %.

Магазин ООО "Агроторг Пятёрочка" расположен в районе города Казани по адресу ул. Чехова д.4. Магазин занимает здание бывшего универмага. Здание располагается в непосредственной близости от остановочных пунктов общественного транспорта, что обеспечивает высокую проходимость. Имеется парковка для автомобилей.

Учредительными документами ООО "Агроторг Пятёрочка" являются учредительный договор, подписанный учредителями, и утвержденный ими устав. В уставе отмечен размер начального капитала, указываются вид и сфера деятельности сети, установлена форма управления торговой сетью, указываются адреса и названия магазинов.

Согласно Уставу, магазин обозначен в качестве филиала ООО "Агроторг Пятёрочка" а, следовательно, осуществляет часть функций общества и наделен имуществом, создавшим его юридическим лицом. Поэтому магазин действует не на основании Устава, а на основании положений, утвержденных ООО "Агроторг Пятёрочка ". Руководитель магазина ООО "Агроторг Пятёрочка" назначен генеральным директором поэтому он осуществляет свою деятельность на основании его доверенности. Полное название магазина (в соответствии с учредительными документами): Магазин ООО "Агроторг Пятёрочка" Месторасположение (в соответствии с учредительными документами).

По виду торгового предприятия магазин ООО "Агроторг Пятёрочка" является стационарным, так как расположен в специально оборудованном помещении, предназначенном для продажи товаров и оказания услуг покупателям.

Специализация магазина вызвана сложностью ассортимента отдельных товарных групп, а также необходимостью особых помещений и оборудования для некоторых товаров, поэтому данное торговое предприятие следует отнести к смешанному магазину, предназначенному как для торговли продовольственными, так и непродовольственными товарами.

Хозяйственные связи в магазине ООО "Агроторг Пятёрочка" по договору поставки подразделяются на прямые и сложные. При прямых связях договор заключается непосредственно между изготовителем товара и его потребителем. При сложных связях между производителем и потребителем возникает посредник, например, оптовые торговые предприятия, организации материально-технического обеспечения. Появляется такая сложная связь: изготовитель-поставщик заключает договор с покупателем-посредником, который в качестве поставщика оформляет договор поставки с покупателем-потребителем.