Файл: «Организация закупочной работы коммерческой организации» (Сущность закупочной деятельности на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 959
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации закупочной работы предприятия
1.1 Сущность закупочной деятельности на предприятии
1.2 Основные формы и методы закупок
Глава 2. Организация закупочной деятельности предприятия ООО «ВкусВилл»
2.1 Характеристика предприятия ООО «ВкусВилл»
2.3 Оценка эффективности закупочной деятельности предприятия
На данный момент в компании ООО «ВкусВилл» придерживается стратегии самоуправления. Сегодня в компании работает 3375 линейных сотрудников, на которых приходится 248 представителей руководящего звена.
Еще одной отличительной чертой организации ООО «ВкусВилл» является система обещаний. Её главная задача - запуск общения между подразделениями. Большое количество внутренних разногласий удаётся решить, инициировав коммуникацию.
Преимуществом данного подхода является добавление сотрудникам осознанности и эффективности, поскольку цель их деятельности становится им понятна. При этом, соблюдается тонкая грань между обещанием и поручением: поручение — это обязательство, данное другому, а обещание - обязательство, осознанно взятое на себя. Но, чтобы обещание было обещанием, по сути, в момент, когда его берет на себя исполнитель, у него должна быть возможность запросить и все необходимые для его выполнения права, и ресурсы.
И если, ему не готовы их дать, то обещание должен взять на себя тот, кто владеет ими.
На рисунке 1 представлена схема взаимодействия и коммуникаций, между всеми сотрудниками и потребителями.
Схема взаимодействия в ООО «ВкусВилл».
Рисунок 1
Кроме системы обещаний, в компании с 2016 года действует система
договоренностей. Иными словами, это те же обещания, только у них теперь
появляется «заказчик» — конкретный сотрудник или несколько, которые будут оценивать результат.
В результате выстроилась некая иерархия: все отделы разделились на главные, поддерживающие и обеспечивающие.
В таблице 1 указаны технико-экономические показатели организации на 2019 год.
№п\п |
Наименование характеристики (показателя) |
Значение показателя на 20.12.2019 |
|
1 |
Годовой оборот |
34 млрд рублей |
|
2 |
Численность сотрудников |
3375 человек |
|
3 |
Количество магазинов |
900 магазинов |
Таблица 1
2.2 Анализ закупочной деятельности на предприятии
Учитывая кратно выросший масштаб сети, находить нужных производителей «ВкусВилл» стало проще. Сейчас напрямую с ретейлером работают более 400 поставщиков. Сеть продаёт продукцию поставщиков по модели private label - то есть под собственной торговой маркой.
Сайт «ВкусВилла» выглядит как настоящий медиапортал: компания активно рассказывает о нововведениях в магазинах, транслирует еженедельные «разборы полётов», которые организовывает менеджмент, и отвечает на претензии покупателей. Это обеспечивает уникальный для рынка подход к коммуникации, к обратной связи.
На сайте также выходят материалы о производителях, поставляющих продукты во «ВкусВилл».
” ВкусВилл” достаточно жесток с точки зрения ценовой закупочной политики. Одним из принципов этой сети является низкая цена закупок. Сотрудничая с небольшими производствами, «ВкусВилл» получает возможность действовать с позиции силы. Компания-производитель с небольшим объемом производства часто готова отдать готовую продукцию дешевле для того, чтобы избежать кассовых разрывов. Кроме того, если наступила дата платежа или возврата кредита он будет продавать дешевле, чем крупный производитель, у которого существуют договора с крупными федеральными сетями.
Несмотря на жесткость подхода сети «ВкусВилл», небольшим производителям выгодно поставлять товары, потому что такое сотрудничество гарантирует реализацию. В противном случае - если производитель пытается продавать свои товары через мелких ретейлеров или самостоятельно - высок риск списаний в связи с отсутствием спроса. К тому же несколько игроков рынка с уверенностью говорят о добросовестности и пунктуальности «ВкусВилла» в расчетах с контрагентами.
Поэтому поставщики «ВкусВилла» мирятся в том числе и с тем, что сеть работает по модели private label. Это тоже позволяет «ВкусВиллу» снижать закупочную цену. В случае private label наценка всегда значительно выше, чем когда сеть работает с крупным брендом. При этом наценка «ВкусВилла» для потребителей в среднем ниже, чем в магазинах элитных сетей «Азбука вкуса» и «Гиперглобус», в ассортименте которых тоже встречается натуральная продукция. Средняя наценка сети - в районе 35%-40 - примерно на треть ниже, чем в «Азбуке вкуса». [16]
Для небольших производителей поставки во «ВкусВилл» являются неким знаком качества, который помогает в переговорах с другими сетями. Действующие поставщики «ВкусВилл» в основном не считают возможным критиковать ретейлера. По их словам, менеджмент сети нервно реагирует на поведение производителей в публичном пространстве: «ВкусВилл» как сеть построен исключительно на маркетинге. Одно из ключевых преимуществ, которые транслирует менеджмент торговой сети - хорошая забота о своих производителях, коллаборация и совместный труд, чтобы потребители получили самый дешевый и качественный продукт. Поэтому производитель, если будет как-то публично возмущаться, перестанет быть поставщиком “ВкусВилла”.
Многие продукты сети поставляют сразу несколько поставщиков, чтобы не сталкиваться с рисками, если поставщик решит закрыть бизнес или прекратить сотрудничество. Менеджмент «ВкусВилла» заинтересован в том, чтобы и бизнес их поставщиков не был завязан только на одной сети, - поэтому от производителей не требуют эксклюзивных договоров на определенную рецептуру.
Компания «ВкусВилл» предъявляет следующие требования производителям продуктов питания:
- производитель должен понимать концепцию торговой сети «ВкусВилл» и обязан придерживаться ее при разработке и производстве продуктов под торговой маркой «ВкусВилл»;
- поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в сертификатах качества или других документах, определяющих качество товара;
- товар, поставляемый в торговую сеть, должен иметь маркировку и содержать информацию в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также сопровождаться документами, предусмотренными законодательством РФ для реализации товара, в том числе, подтверждающими качество товара;
- «ВкусВилл» имеет право провести своими силами или с привлечением третьих лиц всесторонний аудит производственных и складских мощностей поставщика;
- поставщик гарантирует доставку товара на специализированном транспорте, который на протяжении всего пути поддерживает нужный температурный режим;
- упаковка товара должна обеспечивать сохранность продукта во время транспортировки соответствующим видом транспорта (воздушным, морским, автомобильным, железнодорожным), при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
- поставщик несет ответственность за достоверность информации, содержащейся на этикетке, касающейся предприятия-изготовителя товара (поставляемой продукции), наименование товара, обозначение нормативного документа на товар, массы нетто, срока годности и условий хранения, пищевой и энергетической ценности, состава и других сведений, которые должен сообщать Поставщик, в соответствии ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» или ГОСТ Р 51074 «Информация для потребителя»;
- поставщик гарантирует бесперебойные поставки товара в соответствии с заказами торговой сети «ВкусВилл»;
- поставщик гарантирует высокое качество и безопасность выпускаемой продукции;
- поставщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и имеет необходимый пакет разрешающих документов. [14]
2.3 Оценка эффективности закупочной деятельности предприятия
Поскольку любой продукт в магазинах «ВкусВилл» - выпускается под собственной торговой маркой несколькими производителями, то раньше возникала проблема: какому из них отдать больший объем заказа. Зачастую в рознице этот вопрос решается в пользу того, кто платит больше бонусов или за полку. Но в такой цепочке нет потребителя, и это неправильно. Поэтому «ВкусВилл» внедрил новый показатель или алгоритм - «маржу-частоту», по которому каждую неделю рассчитываются конкретные доли заказов по каждому поставщику, в зависимости от того, чей продукт больше нравится потребителю.
Расчет производится на основе реальных больших данных (big data) и учитывает, сколько в среднем человек, прошедших через магазин и сделавших покупки, купили продукт данного производителя. Для определения «частоты» покупок по каждому производителю необходимо сравнивать продажи в разных магазинах, где представлен товар одного из них - таким образом из цепочки исключается фактор закупщика и логиста.
В свою очередь, слово «маржа» в показателе говорит о том, что в нем учитывается прибыль по каждому производителю. Если какой-то из них предлагает товар за меньшие деньги или понижает цены, то программа автоматически через неделю пересчитывает показатель, и производитель, при большей марже для сети, получает большую долю в закупках. При этом все поставщики понимают, что работают не с менеджерами сети, а с потребителями и IT-системой. Кстати, это позволяет максимально сблизить потребителя и производителя.
Нередко поставщик начинает замечать, что частота покупок у него недостаточна. В таком случае он может сравнить и проанализировать свой продукт и продукт конкурента, изучить его особенности. А затем доработать, чтобы покупатели смогли оценить его заново, и частота покупок вновь выросла.
В заключение можно отметить, что если бы работу закупщика оценивать, как в старой парадигме, начальник отдела закупок, то он скорее всего никогда не внедрил бы «маржу-частоту», а боролся бы с подобными механизмами.
Вывод: В этой главе проанализирована закупочная деятельность предприятия ООО «ВкусВилл», так же собрана характеристика самого предприятия и оценка эффективности закупочной деятельности на предприятии. Из всего этого, можно сделать вывод, что закупочная деятельность предприятия ООО «ВкусВилл» хорошо функционирует с поставщиками, товар качественный и безвредный для покупателей, с финансовой точки зрения, закупка товара не несет убытков для фирмы, таким образом предприятие отлично проводит закупочную работу, без вреда для потребителей и самого предприятия.
Заключение
Обобщив исследованную информацию, можно сделать вывод о том, что у «ВкусВилла» есть целый ряд плохо поддающихся копированию конкурентных преимуществ. Главное из них: сеть уже завоевала предпочтение столичного среднего класса (магазины «ВкусВилла» только недавно стали появляться за пределами столицы). Главная причина народной любви - маркетинг, который позволяет магазинам, торгующим натуральными продуктами под собственным брендом, казаться райскими уголками среди гигантских бездушных гипермаркетов и безымянных продуктовых у дома. Ассортимент «ВкусВилла» сильно выделяется на фоне других сетевых проектов, торгующих здоровыми продуктами.
«ВкусВилл» - самый удачный образец того, что можно сделать успешный бизнес, используя увлечение людей здоровым питанием.
Проанализировав закупочную деятельность на предприятии ООО «ВкусВилл», а так же его характеристику, можно выявить следующую последовательность действий, которая приведет к улучшению закупочной деятельности предприятия:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса;
- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
- организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, предоставление заказов и заявок поставщикам;
- организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и других поставщиков;
- организация контроля и учета закупок.
По мимо этого, у предприятия ООО «ВкусВилл» очень мало данных о количественных показателей, в данной курсовой работе выявлены количественные показатели на основе анализа количественных показателей прошлых лет.
В ходе написания данной курсовой работы, была достигнута цель - анализ закупочной деятельности на предприятии ООО «ВкусВилл».
Благодаря установленным деловым взаимоотношениям с товаропроизводителями получение товаров и их поставка потребителям республики постоянно увеличивается.
В целом у предприятия из года в год складываются хорошие, деловые партнерские отношения с товаропроизводителями и поставщиками товаров. Работа специалистов отдела закупочной логистики ООО «ВкусВилл» направлена на тесное сотрудничество по улучшению договорных отношений в части оплаты, доставки товаров, гарантии наличия вырабатываемого ассортимента, сроков поставки, качества товаров, улучшению дизайна, упаковки, маркировки.