Файл: Изучение системы психофизиологического профессионального отбора.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы психофизиологического профессионального отбора
1.1 Психофизиология в профориентации
1.2 Психофизиологический отбор персонала для предприятий
Глава 2 Диагностика профпригодности
2.1 Диагностика профессиональной пригодности в психологии
2.2 Причины неудач при профотборе
Глава 3 Эмпирическое изучение профпригодности для работы в системе профессий
Введение
Психофизиологическим профессиональным отбором можно считать первичное психофизиологическое освидетельствование, которое проводится с целью выделения из числа кандидатов на работу, проходящих психофизиологическое освидетельствование, лиц, обладающих необходимой структурой и степенью выраженности психологических и психофизиологических качеств[1].
Данные качества являются существенными для овладения конкретной профессией и для дальнейшего поддержания профессиональной работоспособности на должном уровне. Результаты анализа психологических и психофизиологических особенностей специалистов, которые получены при психофизиологическом отборе, используются в дальнейшем для расстановки кадров, оценки динамики их функционального состояния, индивидуализации их профессионального обучения и психологической подготовки[2].
Применение психофизиологических методов в психологии труда вызвала необходимость разработки объективных и количественных критериев психофизиологического отбора.
Отечественная психология разрабатывала методические приемы отбора на знании психофизиологической природы применяемых испытаний и определенных теоретических концепций.
В процессе профотбора процедура выявления статической картины наличных знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и измерения у данного индивида его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности, функций и навыков к обучению. Кроме того, в систему профотбора стали включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические и личностные качества человека, одни из которых поддаются целенаправленному воздействию или воспитанию, а другие являются более стойкими и практически не меняются под влиянием жизненного опыта человека.
Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения
какой-либо трудовой деятельности и эффективности ее выполнения.
Цель курсовой работы – изучить систему психофизиологического профессионального отбора и провести диагностики профпригодности к определенным видам деятельности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы психофизиологического профессионального отбора;
- определить место диагностики профессиональной пригодности в психологии;
- провести эмпирическое исследование профпригодности для работы в системе определенных профессий.
Объект исследования – учащиеся выпускных классов.
Предмет исследования - профессиональная пригодность.
Глава 1. Теоретические основы психофизиологического профессионального отбора
1.1 Психофизиология в профориентации
Рациональное использование трудовых ресурсов в современных условиях развития прогресса является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и др. видов экономической деятельности.
Причины неэффективной профессиональной деятельности по большей части связаны с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников.
Труд работников обязан быть производительным, но не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию[3].
Профессией считается род трудовой деятельности, занятий, которые требуют определенной подготовленности и являются источником существования. Отдельные индивиды в короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достичь профессионального совершенства. Другие же с "вхождением в профессию" затягивают, люди теряют к профессии интерес и переходят к другому виду деятельности. Эта проблема достаточна актуальна в настоящее время, поскольку подростки, да в прочем как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда, буквально "цепляются" за любую возможность трудоустройства[4].
Именно поэтому очень важно с подросткового возраста максимально точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая становится особой формой заботы общества о профессиональном становлении нового поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Начало профориентации нередко относят к 1908 г.- к тому времени, когда в г. Бостоне (США). открылось первое профконсультационное бюро. Согласно же другой точке зрения профориентация была еще раньше, в глубокой древности. Возникла она из потребностей развития человеческого общества. Конечно же, профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, значит, и потребность в ориентации на профессии[5].
Важное значение на ранних этапах профориентации подростка заключается в определении степени его профпригодности к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения его личности. В первую очередь - изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека к профессиональным требованиям. Когда качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка организма[6].
Тут возникает профессиональная неполноценность, от которой страдает и общество и личность. Если обратиться к истории появления некоторых элементов оценки профпригодности человека, то можно отметить, что уходит она в глубину веков. Относится это в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов.
В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Сначала кандидат проходил процедуру, в виде некого собеседования. Общий подход к пониманию сущности индивидуальности имеет непосредственное значение для решения задач профессионального отбора. Чтобы сделать прогноз профессионально важных свойств человека, необходимо учитывать качества, выявленные путем сопоставления показателей свойств с показателями независимых критериев успешной деятельности[7].
Проблему профессионального отбора специалистов, которая сформировалась на стыке физиологии, психологии, психофизиологии, социологии, педагогики, медицины, математической статистики можно отнести к ряду крупных научно-практических проблем, которые связанны со всесторонним учетом физических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей и возможностей подростка, мечтающего "вписаться " в контур системы "человек - деятельность - среда". Базой теории профотбора являются теоретические основы выше перечисленных и других научных дисциплин[8].
1.2 Психофизиологический отбор персонала для предприятий
Можно отметить следующие виды профотборы: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический. Особое место отводится психофизиологическому отбору. Связано это с тем, что психофизиологические исследования дают возможность достаточно быстро и объективно измерить большое число психофизиологических свойств, выявить глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Очень важно, что в психофизиологических характеристиках человека количественно выражаются профессионально важные качества, что для многих профессий обладают достаточно высокой прогностичностью[9].
Система профессионального психофизиологического отбора, как правило, руководствуется определенными принципами, где важными считаются принцип научной обоснованности, комплексности, динамичности, активности, практичности и принцип группировки специальностей.
Психофизиологический отбор является составной частью профессионального отбора и направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей.
Психофизиологическими особенностями человека считаются особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Любой человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Именно поэтому можно предполагать, что человек по своим природным данным подготовлен к относительно успешному овладению определенной профессией или группой профессий.
Основные задачи профессионального психофизиологического отбора[10]:
1) прогнозирование пригодности к трудовой деятельности для повышения ее надежности и эффективности, особенно в экстремальных условиях;
2) прогнозирование пригодности к обучению для повышения качества и скорости подготовки;
3) снижение текучести кадров и производственного травматизма;
4) повышение производительности труда и профессионального долголетия и здоровья.
Проведение психофизиологического отбора базируется на надежной научной основе, так как вопрос в правильном выборе профессии и успешной деятельности на конкретном рабочем посту имеет на уровне общественного, и личное значение, потому что обеспечивает сохранение здоровья и профилактику профессиональных заболеваний у работающих.
Это относится к категориям тех специалистов, у которых работа связана с высоким нервно-эмоциональным напряжением, с повышенными требованиями к анализаторным системам, памяти, вниманию, нервно-психической устойчивости, правильности выполнения сложных и ответственных задач при дефиците времени и в экстремальной обстановке. Ведь если назначить на работу лицо, которое не обладает должностными качествами ЦНС и анализаторов, то есть вероятность, что это скажется на состоянии здоровья и функциональном нарушении центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Однако, не следует считать, что выделение части лиц с профессиональной непригодностью, лишает их определенной профессиональной деятельности. Непригодность к одной специальности, может помочь войти в группу с высокой пригодностью к обучению и работе по другой специальности.
Сегодня проводится достаточное число исследований в области профессионального отбора, но, теоретические и методологические принципы совсем не единообразны, а наоборот - весьма различны в зависимости от специфики каждого конкретного исследования[11].
Первостепенную важность при профотборе представляют вопросы изучения организации свойств нервной системы и относительной роли их в психофизиологических проявлениях индивидуальности.
Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и два типа нервных процессов: сильный и слабый[12].
Профессионально важными характеристиками считаются свойства и тип нервной системы. К примеру, человек с сильным типом нервной системы может выполнять сложную, напряженную и ответственную работу, просидеть долгое время перед пультом управления и быть при этом готовым к экстренным непредвиденным действиям, сохранять выдержку и самообладание. Это относится к таким специальностям как диспетчер аэропорта, оператор поточной линии, оператор энергосистемы, аппаратчик химических производств и др. подобные профессии. Люди, у которых слабый тип нервной системы, мало выносливы. Но этот недостаток можно компенсировать высокой слуховой, зрительной и другой чувствительностью, что дает преимущества при овладении профессиями, которые предъявляют повышенные требования к мышечно-суставной чувствительности двигательного анализатора, точности глазомера. Прежде всего это можно отметить в профессиях часовой и радиоэлектронной промышленности, где предполагается точная работа с мелкими деталями[13].