Файл: Изучение системы психофизиологического профессионального отбора.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы психофизиологического профессионального отбора
1.1 Психофизиология в профориентации
1.2 Психофизиологический отбор персонала для предприятий
Глава 2 Диагностика профпригодности
2.1 Диагностика профессиональной пригодности в психологии
2.2 Причины неудач при профотборе
Глава 3 Эмпирическое изучение профпригодности для работы в системе профессий
Важный шаг в процессе обеспечения фирмы или организационной системы соответствующими её профилю человеческими ресурсами является отбор кандидатов, который представляет собой выбор из всей подобранной группы индивидуальных работников для последующего найма.
Сам процесс отбора, как правило, состоит из целой серии ступеней выбора (различных методов), где каждая последующая ступень отсеивает из общей группы до тех пор, пока не останется нужное количество претендентов. На этих стадиях работники проходят специальные тесты и собеседования, призванные выявить, отвечают ли они тем или иным требованиям, предъявляемым нанимающей организацией, подходят ли они для выполнения той работы, для которой их нанимают
Политика найма различна в разных фирмах и зависит, как правило, от принятой здесь системы ценностей. При приёме на работу совершенно нового работника весьма важную роль играет беседа с претендентом на должность. Тестирование в качестве метода отбора персонала также становится всё более популярным. Этот интерес вполне понятен, если принять во внимание, что постоянно возрастает значение правильного отбора и всё дороже становятся ошибки[39].
Отбор кадров осуществляется по принципу, какой из кандидатов наилучшим образом выполнит определённую работу. Для достижения этой цели в процессе отбора кадров должны быть предусмотрены соответствующие методы оценки определённых специфических аспектов, характеризующих кандидата.
В большинстве случаев выбирают человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который, представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах.
Несоблюдение принципов проведения отбора, установленных комиссией по соблюдению равенства возможностей при трудоустройстве, может привести к возбуждению судебного иска со стороны работника, который может обвинить организацию в дискриминационной политике при отборе персонала.
Современные условия развития предприятий в нашей стране таковы, что им приходится работать в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех её проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет персоналу множество новых требований, среди которых быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий на «светлое» будущее и т.п. Высокий динамизм коммерческой деятельности заставляет каждого работника постоянно заботиться о повышении своей квалификации. Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников в связи с жесткой увязкой материального поощрения с получаемой прибылью и другими факторами.
Логика борьбы за выживание в условиях остроконкурентного рынка вынуждает предпринимателей коренным образом менять свою стратегию. Решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с этим в разнообразных формах происходит движение к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов. К её основным чертам относится ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства, непрерывность процесса обогащения знаний и квалификации, гибкость организации труда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства.
Условия среды во многом определяют движение кадров. Как же оздоровить эти условия, создать такую систему подбора и расстановки кадров, которая позволила бы иметь на всех уровнях компетентных сотрудников? Вопрос вечный и сложный, над ним ломают головы во всех, даже самых высокоразвитых странах.
Для российской экономики необходимо создать такой хозяйственный механизм, который выбраковывал бы «нежизнеспособные клетки». Предприятия в условиях рыночной конкуренции вынуждены более серьезно заниматься вопросами найма персонала, подготовкой и повышением его квалификации. Сложнее обстоят дела с государственным и местными аппаратами, где результаты труда не столь очевидны, как на производстве, в торговле.
На отбор влияют факторы окружающей обстановки: частная или государственная компания, условия рынка рабочей силу и коэффициент отбора; требования профсоюзов и правительственная регламентация условий найма. Еще до начала отбора организация должна установить разумные критерии отбора своих работников.
Процесс отбора включает до 6 ступеней:
- предварительная отборочная беседа
- бланк заявления и автобиографическая анкета
- беседа по найму
- тесты по найму
- проверки рекомендаций и послужного списка
- медицинский осмотр
Для кандидатов на более важные посты (определяемые высокой зарплатой и ответственностью) решение по отбору должно иметь более официальный характер и использовать более разнообразные методы отбора. Эффективные предприятия предпочитают осуществить отбор из числа своих кадровых работников, а уже потом – рассматривать кандидатов извне. Более точные решения при отборе принимаются в случае, если менеджер по персоналу, и будущий начальник работника принимают решение в вынесении решения. Использование большего количества методов сбора информации для принятия решения увеличивает количество результативных кандидатов.
Хорошее выполнение работы по найму персонала результируются впоследствии снижением текучести кадров, большей удовлетворенностью работников службой и, как результат, большей эффективностью предприятия[40].
Глава 3 Эмпирическое изучение профпригодности для работы в системе профессий
3.1 Методы и организация исследования
Правильный выбор профессии старшеклассниками предполагает наличие профессиональной пригодности, которую можно определить как соответствие личных интересов, склонностей и способностей школьника требованиям профессии[41].
Экспериментальное исследование особенностей наличия профессиональной пригодности проводилось на базе 11-х классов ГУО «СШ № 7 г. Полоцка». Выборка составила двадцать человек, из них десять девушек и десять юношей.
Исследования проводились в три этапа:
- на первом этапе была определена база исследования, подобран психодиагностический материал, сформулированный из задачи практического исследования;
- на втором этапе проведено собственное экспериментальное исследование с помощью четырех методик;
- на третьем этапе полученные результаты были подвергнуты статистической обработке и качественному анализу, а также интерпретации.
Для выявления склонности к определенным типам профессий нами был использован комплекс психодиагностических методик:
1 Методика «Определение профессиональных склонностей» (Л.А. Йовайши)[42].
Методика позволяет определить склонность к тому или иному виду деятельности. В ходе проведения данной методики испытуемому предлагалось указать, какому из двух ответов на вопрос отдается предпочтение. Внести ответ в соответствующую клетку листа ответов. Свои ответы оценить баллами от ноля до трех. Для обработки результатов необходимо подсчитать сумму баллов по каждому из столбцов листа ответов. Показатели, относящиеся к соответствующим столбцам листа ответов, характеризуют:
А – склонность к работе с людьми;
Б – склонность к работе умственного характера;
В – склонность к работе на производстве;
Г – склонность к эстетике и искусству;
Д – склонность к подвижным видам деятельности;
Е – склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности.
2 Методика – дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых [43].
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:
1 «Человек-природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
2 «Человек-техника» — все технические профессии;
3 «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
4 «Человек-знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
5 «Человек-художественный образ» — все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
3 Методика – мотивы выбора профессии опросник (Р.О. Овчарова)[44].
Данная методика позволяет определить мотивы выбора профессии старшеклассниками. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы)
4 Методика – анкета «Мотивы профессионального самоопределения старшеклассников».
Разработанная анкета направлена на изучение мотивов выбора профессии старшеклассниками с целью выявления гендерных различий в профессиональном самоопределении.
Анкета состоит из восьми вопросов, которые помогают выяснить, чем сегодня руководствуется молодежь при выборе профессии (это задание требуется проранжировать); перспективы в трудовой сфере, которые отразятся на жизненных планах учащихся; каким образом они хотят достичь своих целей; хотят ли юноши и девушки продолжить семейную династию; что предпочтут, если окажутся перед выбором: семейное благополучие или карьеру. Кроме того, важным является вопрос о том, кто повлиял на выбор профессии.
3.2 Результаты изучения склонности к определенным типам профессий и типа мышления у учащихся колледжа
1 Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике Л.А. Йовайши представлены на в таблице 1[45].
Таблица 1
Результаты исследования по методике Л.А. Йовайши
Профессиональные склонности |
Юноши, чел. |
Девушки, чел. |
1. Склонность к работе с людьми |
0 |
2 |
2. Склонность к работе умственного характера |
2 |
1 |
3. Склонность к работе на производстве |
4 |
0 |
4. Склонность к эстетике и искусству |
3 |
1 |
5. Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности |
1 |
6 |
Из таблицы 1 видно, что склонность к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми является наиболее часто встречающейся у старшеклассниц, а самой редкой является склонность к работе на производстве. Для юношей же на первое место встает как раз склонность к работе на производстве, а склонность к работе с людьми не встречается. На втором месте у юношей находится склонность к планово-экономическим видам работ.