Файл: Теоретические основы конкурентоспособности фирмы в условиях рынка.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1. Понятие и факторы конкурентоспособности фирмы
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
1.3. Современные подходы к повышению конкурентоспособности предприятия
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ ООО «ПРОДЛАЙН»
2.1. Организационная характеристика ООО «ПродЛайн»
2.2. Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности фирмы «ПродЛайн»
2.3. Предложения по повышению конкурентоспособности фирмы ООО «ПродЛайн»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности» заключается в том, что от конкурентоспособности фирмы на рынке зависит объем реализуемых товаров, размер выручки, прибыль, финансовое состояния и возможность фирмы функционировать в рыночной экономике, приносить прибыль своим собственникам, обеспечивать своевременную выплату зарплаты работникам, уплачивать налоги.
Причина выбора данной темы – важность в современных рыночных условиях вопросов конкурентоспособности фирмы для её выживания и эффективного функционирования.
Значимость темы конкурентоспособности фирм для общества заключается в том, что только конкурентоспособная фирма способна обеспечивать потребности общества в товарах, продукции, работах, услугах.
Цель написания работы – анализ конкурентов и конкурентоспособности фирмы и разработка путей её повышения.
Прикладная значимость работы состоит в том, что рекомендации, разработанные в ней, могут быть использованы в деятельности ООО «ПродЛайн» для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности в целом.
Для достижения выделенной цели были сформулированы этапы (задачи) работы:
- раскрыть понятие, экономическую сущность конкурентоспособности;
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности фирмы;
- составить экономическую характеристику фирмы ООО «ПродЛайн»;
- дать оценку конкурентоспособности фирмы «ПродЛайн»;
- разработать проект повышения конкурентоспособности фирмы.
Предмет исследования работы – конкурентоспособность.
Источниками информации для написания курсовой работы послужили Гражданский кодекс (ГК РФ), Федеральный закон (ФЗ) «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135 (ред. от 27.12.2018г.), учебная литература и периодические издания.
В ГК РФ рассматривается недобросовестная конкуренция. В ФЗ «О защите конкуренции» дано определение конкуренции.
В учебнике Дюкова И.И. «Управление конкурентоспособностью компании» (издательство СПбГУ ИТМО, 2015г.) даётся определение конкуренции и конкурентоспособности, выделены основные функции конкуренции.
В книге Тепловой Л.Е. «Основы конкурентоспособности» (издательство «Финансы и статистика», 2017г.) описаны условия возникновения конкуренции, пути повышения конкурентоспособности предприятия.
В статье Радулова Д.Д. «Проблемы классификации факторов конкурентоспособности фирм» (журнал «Российское предпринимательство» от 2017г.) описаны методы оценки конкурентоспособности товара.
В статье Хасановой А.Р. «Конкурентоспособность продукции и фирмы» (журнал «Экономика. Управление. Право» от 2018г.) даются определения понятиям «конкуренция» и «конкурентоспособность».
В работе использована именно эта литература, так как она соответствует теме курсовой работы, является надежной и современной.
Литература, использованная в курсовой работе, является надежной, т.к. это известные издания («Дело ЛТД», «Зерцало», Приор», «Инфра-М», «Ника», «Омега-Л») и официальные журналы («Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Стратегический менеджмент», «Российское предпринимательство», «Экономика. Управление. Право». В работе не использовались публикации из сети «Интернет» или из желтой прессы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1. Понятие и факторы конкурентоспособности фирмы
Конкуренция – это соперничество участников рыночного хозяйства за получение лучших условий производства или купли товаров, продажи товаров. Такое столкновение между участниками рыночного хозяйства неизбежно и вызывается объективными условиями:
– хозяйственной обособленностью субъектов рынка,
–зависимостью субъекта рынка от рыночной конъюнктуры,
– соперничеством с другими субъектами рынка за потребителей, наибольшую прибыль [14, с. 102].
Конкуренция на мировом рынке усиливается, и, следовательно, компаниям необходимо больше усилий вкладывать в изучение своих конкурентных преимуществ, чтобы она не потеряла своего положения на рынке и была конкурентоспособна [3, с. 27].
Основными функциями конкуренции на рынке являются:
- фиксация рыночной стоимости продукции;
- сведение результатов конкретного труда работников к необходимому общественному труду;
- рациональное перераспределение доходов между отраслевыми предприятиями;
- ускорение и рациональное применение результатов научно-технического прогресса при организации промышленного производства;
- удовлетворение потребностей в высококачественной и конкурентоспособной продукции [5, с. 59].
Понятие «конкуренция» рассматривается многими авторами. Приведем в пример несколько его трактовок (таблица 1):
Таблица 1
Определения понятия «конкуренция» [17, с. 26]
Автор |
Понятие «конкуренция» |
А. Смит |
«Честное соперничество между рыночными агентами за наиболее выгодные условия продажи продукта» |
К. Макконелл |
«Наличие на рынке независимых потребителей и продавцов, возможность для них выходить на рынок и покидать его» |
Г. Азоев |
«Соперничество между конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели» |
М. Портер |
«Динамичный и развивающийся процесс, на котором появляются новые товары, пути маркетинга, производственные процессы и новые рыночные структуры» |
Р. Фатхутдинов |
«Процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы в борьбе с конкурентами» |
А. Юданов |
«Борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся на доступных рынка» |
Эффективная конкуренция должна быть добросовестной, то есть не ущемлять права разных групп потребителей, не принимать запрещенные законодательством РФ методы. Добросовестная конкуренция подкрепляется системой правовых гарантий со стороны государственных органов управления [13, с. 190].
Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 устанавливается следующее определение конкуренции:
«Конкуренция – это соперничество между хозяйствующими субъектами, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров (услуг) на соответствующем товарном рынке» [2].
В третьей части Гражданского кодекса (ГК), в ст. 1222, говорится, что «к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут или может быть затронут такой конкуренцией… Если недобросовестная конкуренция затрагивает исключительно интересы отдельного лица, применимое право определяется в соответствии ГК РФ».
В современном мире наряду с понятием «конкуренция» для организаций наиболее важным является понятие «конкурентоспособность» [10, с. 76].
Рассмотрим определения понятия «конкурентоспособность» у разных авторов (таблица 2):
Таблица 2
Определения понятия «конкурентоспособность» [17, с. 27]
Автор |
Понятие «конкурентоспособность» |
М. Портер |
«Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» |
Р. Фатхутдинов |
«Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами» |
П. Завьялов |
«Концентрированное выражение экономических, научно-техни-ческих, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах успешно противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке» |
В. Быков |
«Потребительское понятие, результат деятельности предприятия на рынке, связанный со степенью (уровнем) удовлетворения потребностей потребителей» |
Конкурентоспособность фирмы зависит от следующих факторов:
- качества продукции, товаров (работ, услуг);
- разработки эффективной стратегии маркетинга;
- разработки эффективного сбыта товаров;
- уровень квалификации работников и управляющего персонала;
- технологический (инновационный) уровень развития фирмы;
- технический уровень производства в фирме;
- налоговые особенности, которые применяет фирма (использование возможностей выбора системы ведения бухгалтерского учёта и системы налогообложения – обычной системы, упрощенной системы или ЕНВД);
- доступность источников финансирования (собственный или заемный капитал) [8, с. 193].
Выделяют следующие параметры уровня конкурентоспособности фирмы [7, с. 14]:
- производственный потенциал фирмы (объем товаров, производимых за единицу времени);
- торговый потенциал;
- сбытовой потенциал (объем продаж торговой фирмы за определенное время);
- имидж фирмы – моральный капитал фирмы;
- продукция (структура ассортимента, качество продукции) (рис. 1).
технические характеристики
Параметры конкурентоспособности товара
Потребительские параметры
Экономические параметры
«жесткие»
«мягкие»
затраты на эксплуатацию
затраты на приобретение
нормативы
эстетические свойства
дизайн
упаковка
цена
страховые взносы
тех. обслу-живание
ремонт
обучение
персонала
эксплуатация
налоги
транспортировка
Рис. 1. Параметры для выявления конкурентоспособности [4, с. 28]
Потребительские параметры товаров характеризуют их потребительские свойства, из которых складывается полезный эффект товаров. Экономические параметры товаров характеризуют их важные, значимые для потребителей свойства [10, с. 112].
Существует общепринятая классификация конкурентных преимуществ в зависимости от источников на конкурентные преимущества высокого ранга и низкого ранга.
К конкурентным преимуществам высокого ранга относят долговременные преимущества, которыми трудно воспользоваться фирмам-конкурентам (высокая деловая репутация, квалифицированный персонал, современные технологии, установленные долговременные связи с покупателями, маркетинговое превосходство) [7, с. 8].
К конкурентным преимуществам низкого ранга можно отнести те, которые могут быть относительно быстро нейтрализованы конкурентами в силу возможности достигнуть таких же преимуществ (низкий уровень цен, дешевая рабочая сила, доступность ресурсов).
Конкурентные преимущества наращиваются через развитие у компании возможностей и стремлений к созданию и разработке новой инновационной стоимости.
Предприятия-лидеры относятся к инновациям как главному источнику своей нынешней и будущей конкурентоспособности, что позволяет им иметь текущий и стратегический «запас» конкурентных преимуществ [16, с. 179].
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Анализ конкурентоспособности проводят сопоставляя параметры анализируемого товара с параметрами базы для сравнения. При этом используют 2 метода оценки:
- дифференциальный;
- комплексный [12, с. 17].
1. Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемого товара и базы для сравнения.
За базу оценки можно принять потребность, тогда расчёт производится по следующей формуле:
(i = 1, 2, 3,...,n), (1)
где ki - показатель конкурентоспособности по i-му параметру;