Файл: «Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо, чтобы врач не страдал физически. Доверие больного под­рывается, когда врач, который должен ему помочь, сам болен.

Врач должен подавлять многие неприятные зрительные и обонятельные впечатления. Он вследствие этого не должен быть к ним слишком чувстви­телен.

Капризный характер вредит врачу как в общении с пациентами, так и в общении со служебным персоналом.

В своей деятельности врач часто попадает в своеобразное и неприятное положение (например, будучи позван к человеку, с которым случилось несчастье, попадает в притон преступников). В этих случаях он не должен обнаруживать трусости или предвзятости, мешающих выполнению его про­фессиональных обязанностей. И в качестве эксперта на суде он должен соблюдать свою полную независимость.

Врачу необходим субъективный тип представлений, ибо его деятельность всецело опирается на личное воздействие человека на человека.

Разносторонность интересов облегчает врачу возможность сблизиться со своими пациентами, в особенности с интеллигентными.

Для врача имеет, прежде всего, значение интерес к вопросам естество­знания, интерес к человеку в первую очередь с физиологической стороны, а затем также и к душевной жизни человека и к социальным вопросам. Слишком большой интерес к деньгам при известных обстоятельствах может быть вреден для профессиональной деятельности врача.

Врач не должен придавать 'большого значения внешним привычкам и определенному образу жизни, ибо его деятельность постоянно заставляет iего нарушать этот образ жизни.

Умение ладить с коллегами желательно для врача в тем большей степени, что в своей практике он часто вынужден советоваться с врачами-спе­циалистами.

Деятельность постоянно ставит перед врачом новые, часто непривычные задачи, к которым он должен возможно скорее приспособиться (например, большие катастрофы, эпидемии и т. д.).

Во всех экстренных случаях врач должен принимать быстрые меры.

Тот, кто быстро утомляется, совершенно не годится для врачебной дея­тельности, зачастую (например, при эпидемиях) требующей непрерывной работы с утра до ночи.

Известного рода рутина полезна для врача с большой практикой как при делаемых им предписаниях, так и при операциях.

Обремененный работой врач не должен отказываться от исполнения часто повторяемых требований (например, заполнения свидетельств о болез­ни, массовые прививки и т. д.).

В экстренных случаях врач должен быть в состоянии принять быстрое решение.


Врач должен быть настойчивым, чтобы заставить капризного больного или его окружающих выполнять сделанные предписания.

Решительность врача пробуждает доверие пациента.

Внушение, оказываемое врачом на больного, имеет самое большое влия­ние на успех лечения. Во многих случаях врачу приходится 'воздействовать на непокорных пациентов, думающих, что они все знают лучше, и заставлять их повиноваться своим распоряжениям. В других случаях надо пробудить энергию у безвольных, апатичных больных и вызвать у них веру в свое выздоровление, что является важным условием выздоровления не только при психических заболеваниях, но и при чисто физических болезнях.

Внутренняя неуверенность парализует деятельность врача и заставляет его пропускать решающий момент при оказании помощи в угрожающих жизни случаях. В деятельности врача, по крайней мере для внешнего успеха у публики, преувеличенное самомнение полезнее, чем слишком строгая само­критика.

Так как врачебная профессия постоянно требует принятия па себя самой тяжелой ответственности, то инстинктивная боязнь некоторых людей этой ответственности есть одно из важнейших противопоказаний против выбора этой профессии.

Врач должен обладать зачастую значительной неподатливостью по отно­шению к просьбам, желаниям .больного или окружающих его. Желательно, чтобы врач руководствовался преимущественно доводами разума. Так, напри­мер, он должен быть в состоянии причинить пациенту, на основании врачеб­ных соображений, боль или отказаться от применения успокаивающих боли средств, а не руководствоваться чувством сострадания.

Практикующий врач, как показывает уже его название, принадлежит к типу человека-практика, человека дела. Прежде всего, видя человеческие страдания, он должен чувствовать непроизвольное стремление к оказанию помощи.

Врачу нередко полезен организаторский талант, например, когда необхо­димо сделать указания и предписания по устройству трудного домашнего ухода.

Педагогический талант полезен врачу при обучении служебного персо­нала, при лечении детей, а также и некоторых взрослых пациентов.

Так как врача по его профессии посвящают в самые интимные, зачастую деликатные обстоятельства жизни пациента, то он должен непременно обла­дать чувством такта и сдержанностью.

В связи с тяжелым чувством ответственности, связанным с его профес­сией, врач должен в высокой мере обладать склонностью к порядку и акку­ратностью, ибо, например, смешав рецепты или перепутав инструменты, он может причинить большой вред.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Оценки сотрудниками степени важности профессиональных качеств занимаемой ими должности

Профессионально важное качество

Оценка врачами

эксперимент.

группы

Оценка врачами

контрольной

группы

Разница оценок

1

Стремление отделять личные чувства от профессионального отношения

3,71

1,63

2,08

2

Личное обаяние

4,00

2,25

1,75

3

Настойчивость

3,63

2,88

0,75

4

Обучаемость

3,63

3,25

0,5

5

Умение работать с пациентом

3,63 

3,13

0,5

6

Дипломатичность

3,75

1,25

2,5

7

Выдержка

3,88

2,38

1,5

8

Поведенческая гибкость

3,88

2,38

1,5

9

Эмоциональная стабильность

3,50

2,00

1,5

10

Умение говорить понятно, точно и правильно (культура речи)

4,38

2,75

1,63

11

Оптимистичность

3,38

3,75

-0,37

12

Принципиальность

3,13

3,50

-0,37

13

Гуманистическая направленность личности

3,83

1,13

2,7

14

Понимание индивидуальных и групповых различий

3,71

2,00

1,73

15

Умение разрешать конфликтные ситуации

4,25

3,00

1,25

16

Терапия словом

4,13

2,38

1,75

17

Вежливость

4,25

2,50

1,75

18

Тактичность

4,25

2,50

1,75

19

Спокойствие

3,75

3,00

0,75

20

Стремление к личностному и профессиональному росту

3,88

3,13

0,75

21

Острота и точность восприятия чувств

3,63

3,38

0,25

22

Стремление вовлекать клиентов в разрешение их собственных проблем

4,00

2,25

1,75

Профессионально важное качество

Оценка врачами

эксперимент.

группы

Оценка врачами

контрольной

группы

Разница оценок

23

Точность

3,63

3,86

-0,23

24

Сочувствие к проблемам пациента

3,50

1,71

1,79

25

Контроль над собственными эмоциями и чувствами

3,71

3,50

0,21

26

Аналитические способности

3,29

3,50

-0,21

27

Наблюдательность

3,43

2,63

0,8

28

Умение слушать

4,50

3,38

1,29

29

Умение давать интерпретацию поведению клиента

3,88

2,75

1,13

30

Выносливость, хорошая работоспособность

3,63

3,75

-0,12

31

Доброжелательность

4,38

2,25

2,13

32

Ответственность

4,13

3,25

0,88

33

Логические способности

3,38

3,25

0,13

34

Ориентация на защиту интересов пациента

3,75

1,88

1,87

35

Умение завоевывать доверие пациента

4,13

2,13

2

36

Умение убеждать

4,00

3,00

1

37

Аккуратность

3,75

3,75

0,00

38

Внимательность

3,75

3,75

0,00

39

Педагогический талант

3,63

1,63

2

40

Ориентация на приоритет личности

3,50

1,50

2


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Результаты исследования мотивационных состояний специалистов экспериментальной и контрольной групп

п/п

Ф.И.

специалиста

Должность

Уровень

мотивации

к проф. деят.

Х=х1-Х

Y=y1-Y

2

X
2

Y

Экспериментальная группа

1

А. Валентина

терапевт

20

-2,3

5,29

2

С. Светлана

окулист

21

-1,3

1,69

3

А. Наталья

гинеколог

20

-2,3

5,29

4

С. Галина

нарколог

27

4,7

22,09

5

Н. Марина

терапевт

22

-0,3

0,09

6

Д. Ромуальда

педиатр

20

-2,3

5,29

7

А. Алексан

хирург

25

2,7

7,29

8

Т. Акмамед

травматолог

21

-1,3

1,69

9

С. Сергей

хирург

23

0,7

0,49

10

Я. Елена

терапевт

22

-0,3

0,09

11

М. Людмила

терапевт

22

-0,3

0,09

12

С. Людмила

педиатр

20

-2,3

5,29

13

С. Екатерина

терапевт

23

0,7

0,49

14

Б. Максим

ортопед

25

2,7

7,29

15

З. Андрей

зав. род. отдел.

23

0,7

0,49

∑=334

-

∑=230,26

22,3

-

15,35

Контрольная группа

1

К. Тамара

врач скорой пом.

7

-7,5

56,25

2

С. Зоя

терапевт

18

3,5

12,25

3

Ш. Нина

гинеколог

15

0,5

0,25

4

В. Марина

врач скорой пом.

9

-5,5

30,25

5

Б. Владимир

врач скорой пом.

18

3,5

12,25

6

П. Раиса

терапевт

10

-4,5

20,25

7

С. Нина

педиатр

19

4,5

20,25

8

В. Иван

стоматолог –хир.

17

2,5

6,25

9

Ф. Галина

врач скорой пом.

18

3,5

12,25

10

Р. Виталий

терапевт

14

-0,5

0,25

11

К. Виктор

уролог

17

2,5

6,25

12

Н. Марина

терапевт

17

2,5

6,25

13

Я. Ольга

гинеколог

11

-3,5

12,25

14

Д. Галина

гинеколог

9

-5,5

30,25

15

Д. Светлана

гинеколог

18

3,5

12,25

∑= 217

-

∑= 237,75

14,5

-

15,85