Файл: Лабораторная работа 1 Предприятия электронной коммерции сектора B2C. Предприятия электронной коммерции сектора B2B по дисциплине Сетевая экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

Лабораторная работа № 1
«Предприятия электронной коммерции сектора
B2C. Предприятия электронной коммерции сектора B2B»

по дисциплине «Сетевая экономика»

выполнена по методическим указаниям Зайцевой Е. В.
«Сетевая экономика»

Вариант № 5

Выполнил студент

направления обучения 09.03.03

---

г. - 2020

Оглавление


1 Цель и задание работы 3

2 Результат выполнения работы 4

Список использованных источников 15

1 Цель и задание работы


Целью выполнения лабораторной работы является проведение анализа структуры и сервисов действующих предприятий электронной коммерции секторов Business-to-Business (B2B) и Business-to-Customers (B2C).

Решаемые в ходе выполнения работы задачи:

  1. построение сравнительной таблицы электронных магазинов;

  2. построение сравнительной таблицы для выбранного сектора B2B.

Задание на лабораторную работу: провести анализ товарных групп секторов В2В и В2С.

Виды товаров/услуг предприятий электронной коммерции B2C и B2B секторов, которые необходимо проанализировать в ходе выполнения лабораторной работы согласно варианту задания № 5, представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Виды товаров/услуг предприятий электронной коммерции B2C и B2B секторов согласно варианту № 5

Вариант

Товарная группа

Сектор B2C

Сектор B2B

5

Ювелирные изделия

Рынок металлов



2 Результат выполнения работы


Электронная коммерция – технология, обеспечивающая полный замкнутый цикл операций, включающий в себя заказ товара (услуги), проведение платежей, участие в управлении доставкой товара (выполнение услуги) [1]. Эти операции проводятся с использованием электронных средств и информационных технологий и обеспечивают передачу прав собственности или пользования одним юридическим (физическим) лицом другому.


Под электронной коммерцией подразумеваются любые формы сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется с применением возможностей информационных и телекоммуникационных технологий систем и сетей.

Электронная коммерция представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. Она позволяет компаниям более полно взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора поставщиков независимо от географического расположения [3].

B2C – это термин, означающий продажи физическим лицам. B2C можно перевести как Business-to-consumer, то есть бизнес для потребителя. Потребителем в данном случае нужно считать физическое лицо, бизнесом – юридическое лицо, которое осуществляет продажи.

B2C, пожалуй, самый массовый сегмент рынка, в котором занята значительная часть населения развитых стран. При всей кажущейся незначительности мелких продаж для мировой экономики потребительская активность имеет огромную роль. От благосостояния потребителей зависит спрос на товары общего потребления, а компании, производящие данные товары, в свою очередь обеспечивают большинство рабочих мест в мире. B2C сегмент очень разнообразен в способах реализации товаров и услуг [2].

Основные отличия B2C от B2B продаж состоят в том, что цели и риски от сделки не сопоставимые. Бизнес не может, как и потребитель, покупать ненужные товары для удовлетворения своих желаний, бизнесу не свойственны эмоциональные покупки, в B2B продажах намного длиннее сам цикл продажи.

Пожалуй, основная особенность B2C продаж – это высокая (а порой и решающая) эмоциональная составляющая в принятии решении о покупке.

За последнее столетие B2C продажи продвинулись, а особенно выросли в период пандемии. Глобальные корпорации за счет применения маркетинговых стратегий стали формировать потребительский спрос.

В2В продажи – сегмент рынка, к которому можно отнести все коммерческие взаимоотношения между юридическими лицами. От английского «Business to Business», что дословно означает бизнес для бизнеса [1]. В отличие от B2C продаж (продажи физическим лицам) в В2В суммы сделок намного серьезней. В целом компания может работать одновременно на рынках В2В и B2C, и сама техника и принципы продаж на этих рынках одинаковая, но основное отличие в деталях.

Яркой отличительной чертой В2В продаж является высокая степень ответственности при покупке. Дело в том, что неправильная

сделка может нанести серьезный урон компании, а значит сотрудник за неправильную сделку может лишиться работы, если это наемный рабочий, а если это владелец бизнеса – он может потерять прибыли или даже разориться. Еще одной из важных особенностей В2В продаж – это длительность взаимоотношений между продавцом и покупателем. Естественно, количество юридических лиц намного меньше, чем физических. Поэтому важен каждый клиент, так как другого может и не быть. На В2В рынке стоимость клиента очень высока [2].

Важной особенностью, накладывающей отпечаток на продажи, является то, что в В2В клиент намного более осведомленный о товаре, который ему необходим. Поэтому и продавец должен быть намного более компетентный.

Пандемия COVID-19 оказала положительное влияние на электронную торговлю, произошел рост масштабов электронной коммерции, поскольку потребители вынуждены приспосабливаться к карантину и мерам социального дистанцирования. Опыт и уроки, извлеченные из кризиса COVID-19, могут стать дополнительным стимулом для глобального сотрудничества в области электронной торговли, что может существенно облегчить правила трансграничного перемещения товаров и услуг, сократить цифровой разрыв и создать более комфортные условия для малого бизнеса.

Рассмотрим результаты проведенного анализа четырех электронных магазинов по товарной группе, соответствующей варианту предприятий электронной коммерции В2С № 5, – ювелирные изделия.

Для анализа были выбраны следующие магазины:

  1. Ювелирный завод «Newgold».

  2. «Sunlight».

  3. «Sokolov».

  4. «585.Золотой».

Информация о них занесена в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 – Ювелирные изделия

Товарная группа

Название магазина

Веб-адрес магазина

Название товара/услуги

Ювелирные изделия

Ювелирный завод «Newgold»

https://newgold.ru

Кольцо из серебра с янтарем

«Sunlight»

https://sunlight.net

«Sokolov»

https://sokolov.ru

«585.Золотой»

https://www.585zolotoy.ru


Для осуществления процесса покупки в каждом из указанных магазинов необходимо было пройти простую регистрацию по номеру телефона, которая заняла не более одной минуты. В трех из них были предложены следующие бонусы за регистрацию:


  1. Ювелирный завод «Newgold» скидка.

  2. «Sunlight» доступ к клубным ценам, подаркам и акциям.

  3. «Sokolov» 10000 бонусов и возможность участия в розыгрыше кольца.

Подобные бонусные предложения положительно влияют на потенциального покупателя, у которого возникает желание совершить покупку именно в этом магазине.

В процессе работы было выполнено сравнение выбранных электронных магазинов по ряду параметров и проведена их оценка по 5-балльной шкале. Сравнение осуществлялось с помощью ответов на вопросы, представленные ниже.

Вопрос 1: оцените товарный ассортимент магазина (наличие разделов и подразделов).

Ответ: во всех четырех магазинах большой ассортимент, разделенный на разделы и подразделы по названию товаров (серьги, кольца и т. д.), по материалу (золото, серебро).

Вопрос 2: сколько шагов потребовалось для поиска необходимого товара (при использовании меню и поисковой системы)?

Ответ: во всех представленных магазинах на главной странице имеется поисковая строка для быстрого поиска товара в каталоге магазина. Для поиска указанного товара потребовалось по одному шагу на каждом сайте (ввести наименование товара в строку поиска).

Вопрос 3: оцените полноту представленного текстового описания выбранного товара/услуги.

Ответ: на всех сайтах дано подробное описание выбранного товара (материал, проба, вес, производитель).

Вопрос 4: отметьте достоинства и недостатки пользовательского интерфейса.

Ответ: пользовательский интерфейс достаточно понятен, прост на всех сайтах и примерно одинаков.

Вопрос 5: отметьте наличие/отсутствие графического и мультимедийного описания товара (видео, звук) и их влияние на скорость загрузки веб-страниц.

Ответ: на сайте ювелирного завода «Newgold» содержание графического и мультимедийного описания для разных товаров отличается. Для части товаров присутствует фото, видео с самим товаром и фото изделия на модели. У другой же части товаров размещено только фото самого товара и видео с демонстрацией упаковки. Присутствие графического и мультимедийного описаний товара на сайте влияет на скорость загрузки несущественно.

На сайте магазина «Sunlight» все товары сопровождаются видео, фото изделия и его фото на модели. Присутствие графического и мультимедийного описаний товара на сайте влияет на скорость загрузки несущественно.


На сайте магазина «Sokolov» присутствует только фото изделия и его фото на модели. Присутствие графического и мультимедийного описаний товара на сайте влияет на скорость загрузки несущественно.

Сайт «585.Золотой» демонстрирует товар только на фото. Присутствие графического и мультимедийного описаний товара на сайте влияет на скорость загрузки несущественно.

Вопрос 6: проводилась ли (и на каком этапе) регистрация посетителя? Какие сведения потребовались?

Регистрация на каждом из сайтов для просмотра товаров необязательна и потребовалась только для осуществления процесса покупки.

На сайте ювелирного завода «Newgold» при регистрации потребовалось внести следующие данные: фамилия и имя, электронный адрес, телефонный номер. Остальные три сайта при регистрации запросили только номер телефона, после чего на него поступал код доступа.

Вопрос 7: предлагались ли какие-либо дополнительные услуги при формировании корзины (в том числе для постоянных клиентов)?

При формировании корзины дополнительные товары/услуги не предлагались.

Вопрос 8: перечислите предлагаемые электронным магазином системы оплаты.

Ювелирный завод «Newgold»: оплата при получении, предоплата банковской картой, предоплата по QR-коду, предоплата банковским переводом (при предоплате одним из способов предлагалась дополнительная скидка – 12 %).

Магазины «Sunlight», «Sokolov» и «585.Золотой»: оплата при получении.

Вопрос 9: перечислите предлагаемые электронным магазином системы доставки.

Ювелирный завод «Newgold»: доставка курьером, самовывоз, доставка «Почтой России».

«Sunlight», «Sokolov» и «585.Золотой»: доставка курьером, самовывоз.

Результаты сравнения электронных магазинов по 5-балльной шкале занесены в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 – Сравнение электронных магазинов



Критерии оценки

Электронные магазины

«Newgold»

«Sunlight»

«Sokolov»

«585.
Золотой»

1

Скорость загрузки сайта

5

5

5

5

2

Полнота текстового описания

5

5

5

5

3

Степень дружествен-ности интерфейса

5

5

5

5

4

Графическое и мультимедийное описа-ние

3

5

2

1

5

Удобство системы регистрации

4

5

5

5

6

Дополнительные сервис-ные услуги

5

5

5

5

7

Полнота on-line помощи

5

5

5

5