Файл: Ценностносмысловая позиция учителя Инструкция к выполнению практической работы 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В наше время многое изменилось – наука ушла далеко вперед. Наука стала главенствовать. Научные знания стали определяющими и в политике, и в медицине, и в педагогике. Появились ученые-политологи, ученые-медики, ученые-педагоги. К сожалению, среди них встречаются люди с невысокой культурой и нравственностью. Борьба за власть, за денежные доходы (через гранты и конкурсы), желание сделать себе имя – все эти негативные явления делают в наше время политику, медицину и педагогику не только искусствами, но и серыми с точки зрения научных исследований. Политики полностью запутались в явлениях истории, отвергли бесценный народный опыт прошлого, медики пошли по пути развития европейской науки вместо более гуманной – отечественной, ученые-педагоги предпочитают исследовать сомнительные научные работы взрослых педагогов вместо того, чтобы исследовать самих детей. Где же остались эти «сами дети», «сами люди», само понятие «искусство»? Везде видим какую-то подмену. Искусство в государстве вообще в загоне – я имею в виду любое искусство. А уж искусство воспитания, обучения и развития детей – тем более. И в этом виноваты в первую очередь исследователи – педагоги, так как они давлеют своими точками зрения на учителей, и власти в области обучения, и сами учителя, если руководствуются не своим профессиональным опытом прежде всего.

Мы читаем у Ушинского «... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей...» Это требования не только к предметнику, но более к классному руководителю. Как он разбирается в психологии, как общается с детьми. Но на самом деле очень мало у нас таких классных руководителей, которые бы скурпулезно изучали своих детей, особенно если их 36 в классе. Учителям-классным руководителям уже повысили зарплату на 10000 рублей, но результаты мало изменились, потому что много времени стало уходить на общение и в связи с этим обучение родителей, а именно – на переписку с родителями вместо переписки с детьми и изучения детей. Даже если вы изучили детей в классе за пять лет. Что дальше? Вы не сможете с ними после уроков далее работать, потому что они либо заняты, либо их забирают родители, либо они часто болеют, либо участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и их увозят другие учителя-предметники, либо (самое худшее) «кучкуются с неформалами». Кроме этого, есть семья, свои дети, надо вести методическую научную работу, которая очень много времени занимает у учителя. Если Вам интересно, то я пишу это эссе в 4 часа ночи, пишу уже 5 часов, а завтра мне на уроки идти. Думаете, я сегодня успею поспать? Еще хуже с учениками – очень многие жалуются, что не могут заснуть. Но почему-то ни учителя, ни ученые-педагоги не хотят об этом говорить – все решили, что дети у нас трехжильные. А на самом деле, экология мегаполиса настолько подчинила себе и взрослых, и детей, что образ жизни стал отличаться от «человеческого». Подумайте, а как хорошо было бы жить во времена Ушинского!


Еще одно хорошее высказывание: «Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...», с которым я согласна. Но хочу пояснить с точки зрения проблем педагогического труда современности. В последнее время политики говорят о том, что в школе должны работать молодые педагоги и педагоги среднего возраста. Старые люди «не догоняют» современные технологии обучения. Но как раз в деле воспитания – только они имеют большой опыт понимания детей. Педагогический такт молодых учителей изобилует понятиями современного «нерусского и ненаучного языка», они говорят на «слэнге», думая, что лучше будут понимать детей, а дети будут лучше понимать их. На самом деле педагогический такт – это понятие врожденное. Такие педагоги остаются работать в школе долго, они очень заметны, про них коллеги говорят, что это «педагог от Бога». Дети им верят, знают, что учителя никогда их не оскорбят, доверяют им свои проблемы. А узнав мнение детей, и родители не боятся с ними общаться. Ушинский имел в виду, что человек-педагог без имеющегося от рождения хорошего воспитания и такта в общении может достигнуть его только в результате длительного опыта работы с детьми. Поэтому и речь идет о «формировании» правильного общения на протяжении всего профессионального пути.

В заключение хочу сказать, что учителю надо работать над многими аспектами самовоспитания, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства. Чтобы не было в коридоре замечаний ученицам 8 класса типа: « Убери волосы, ты же не на сеновале с молодым человеком». Это то, что я слышу часто в школе, но мой такт не дает мне право высказать свое мнение вслух, хотя я сразу понимаю, откуда прибыл пятидесятилетний новый историк в нашу школу.

Сущность педагогического мастерства:

Воспитание – это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Поведение определяет педагога – мастера. В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений: - самоконтроль и развитие умений выразительной речи; - развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями. А главное – иметь желание изменяться и учиться правильно поступать по нормам нравственности. (Кстати, мы ничего не сказали о нормах поведения, прописанных в Библии, где прописано, что к людям надо относиться как к детям и самим быть детьми).



Рекомендации современному учителю:

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют педагогам для развития коммуникативных способностей следующее:

- особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

- стоит помнить, что дети такие же, как и взрослые, у них есть свои проблемы, свои мысли и это надо учитывать в их воспитании и в общении с ними. Например, есть такие фразы, которые никак нельзя говорить детям, так как сказанное может быть понято неправильно и иметь обратный эффект.

В. Бондаревская, что педагогическое мастерство определяется 4-мя положениями:

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

Вариативное задание № 3. Прочитайте текст и выполните задания.

Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый».

В тексте № 3 автор Н.Г. Никонов поднимает вопросы: «Что

такое авторитет? Какую педагогическую позицию должен занять

учитель, чтобы стать авторитетом для своих учеников?» Предложите

свой ответ на вопрос о том, что такое авторитет учителя. Обоснуйте

свое мнение, используя аргументы автора и свои собственные.

Ответ должен четко демонстрировать понимание автором

авторитета учителя. При этом личное мнение может быть обосновано

с использованием разных способов аргументации. В ответе могут быть

описаны конкретные ситуации, в которых проявляется учительский

авторитет, использованы ссылки на авторитетное мнение.

ОТВЕТ

Когда учитель работает в старших классах, то авторитет имеет очень большое значение. Говорят, «авторитет идет впереди учителя». Да, такому учителю уже легче работать, люди сами ему помогают (и родители, и старшие ученики, мнение которых является «незыблемым» в других классах, и выпускники, ушедшие в новую жизнь). Но тогда на учителе лежит большая ответственность перед учениками – надо оправдать надежды, надо все время подкреплять авторитет и среди учеников и среди педагогов, удивлять их, придумывать что-то новое, причем в любых областях педагогического процесса. Это и есть мой способ существования в школе. В моем возрасте (более 60-ти) отношение детей и взрослых ко мне – учителю - специфическое. Я все время придумываю что-нибудь интересное, удивляю и своих учеников, и коллег.


Работая в школе №438 более 15 лет, я хорошо знаю всех обучающихся. Дело в том, что я никогда не говорю «нет» директору, понимая, что ей виднее, как сделать процесс образования в школе лучше. Правда, за 15 лет работы сменилось уже 6 директоров. Сначала я работала учителем химии и английского языка, так как учителей иностранного языка катастрофически не хватало в Петербурге. Для этого я окончила годовые курсы переподготовки на должность учителя английского языка в АППО. Когда пришла амбициозная учительница биологии и химии, я отдала ей свои часы и стала вести только иностранный язык. Нагрузка всегда была достаточная. С течением времени в педагогике многое поменялось. Я всегда с удовольствием учусь (люблю узнавать новое), всегда пользуюсь самыми современными технологиями (в том числе ИКТ), в этом мне помогает мой сын, тоже педагог. Учит меня. Когда смысл обучения стал основываться на разнообразных методиках обучения – урочное, внеурочное, дополнительное, учитывая индивидуальные особенности ученика, я стала педагогом дополнительного образования, окончила курсы повышения квалификации и буквально «заболела» методикой дополнительного образования. Как раз незадолго до этого в школе сменился новый директор, которая полностью укомплектовала школу новыми кадрами (мигрантами), уволила всех, кто не удовлетворял современным требованиям образования. В школе теперь 6 преподавателей английского языка, поэтому я стала снова химиком. В 2022 году учителей химии в Петербурге – дефицит, да и не все хотят быть педагогами дополнительного образования. Теперь представьте себе, что в нашей школе в поселке Лисий Нос обучается всего 357 человек. А многих я обучала английскому языку со 2-го класса. Вот и получилось, что я знаю всех, и все знают меня. Также и с родителями.

Меня волнуют общие проблемы классов – и тех, которые обучаю, и тех, кто у меня не учится, но приходят общаться со мной после уроков. После уроков ко мне приходят и бывшие ученики – выпускники. За все 15 лет работы в школе у меня не было ни одного инцидента, когда бы ученик обиделся на меня за что-то. В 2021 году ученики моего класса окончили школу, но до сих пор общаются со мной в любое время (ограничение - 21-00 час.). Для меня интересны одинаково все – и первые классы, и пятые, и девятый, и одиннадцатый. Весь секрет в том, что я знаю психологическую ситуацию у каждого ребенка и в школе, и в семье, очень просто общаюсь с детьми на равных, легко задаю вопросы о самых сокровенных мечтах и чаяниях ребенка и говорю ответ по ситуации. Ребенок мою помощь запоминает до конца обучения в школе. Не знаю, почему. Наверно, из-за того, что решаем с ним основные наболевшие проблемы – с родителями. И еще более важная помощь – это когда всему классу просто объясняешь психологию отношений между учениками и учениками с педагогами.


Например, пятиклассники ведут себя безобразно на переменах. Я подхожу к скамейкам, на которых они сидят, прошу всех собраться вместе и говорю: «Ребята, вы думаете, что стали большими, вашей учительницы нет, можно делать все, что угодно, никто не накажет. Нет, это не так. Мы с учителями, работающими в старших классах, все очень дружим и общаемся после уроков, часто разговариваем о наших учениках. Поэтому я про вас все знаю, хотя вас не учу». (Привожу пару примеров из того, что наблюдала на переменах во время своего дежурства). Дети удивлены. «Чтобы не было проблем, сами следите за своим поведением и учебой. Вы уже большие. Мы обучаем и хороших и плохих учеников, и у нас давно разработаны жесткие методы воздействия на плохих – и пятиклассников, и старшеклассников. Могу прийти на классный час и рассказать, как все происходит, или приглашу социального педагога».

А вот, как я удивила в очередной раз всю школу и директора в том числе. Летом 2022 года я неделю ездила в школу с целью создать образовательную развивающую предметную среду в кабинете химии. Для этого представила директору на утверждение «Проект оборудования кабинета», сделала заказ на реактивы. Целью проекта было – организовать такую пространственную среду, чтобы можно было преподавать и уроки, учитывая проведение экспериментов, и вести внеурочную деятельность по предмету, и проводить занятия дополнительного обучения на хорошем уровне (особенно для тех, кто увлекается химией и готовится сдавать экзамены). В кабинете даже появилось 20 белых халатов. Именно они сыграли главную роль потом на уроках и занятиях. Дети на глазах преображались, одевая халаты лаборантов. С 1-го сентября все только говорили о современном кабинете химии, экспериментах, науках, удивительных опытах. Если учесть, что у нас в школе 10 лет преподавали совместители из-за 8-ми часов химии, то рабочая обстановка в кабинете буквально перевернула отношение и детей, и взрослых, и родителей к предмету химии. Это не и надо было достичь. Моя методическая тема «Развитие мотивации обучающихся в обучении химии через урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование по предмету».

Если говорить об авторитете учителя, то хочу заметить, что выдержка из статьи Н.Г. Никонова «Мой рабочий одиннадцатый» хорошо описывает, как стать личностью и получить авторитет в школе. Я могу указать на те же самые методы работы над собой:

  1. Заняться самодисциплиной. Должен стать жестким по отношению к себе, но всегда прощать воспитанников.

  2. В школе ты каждую минуту на виду у всех, поэтому должен поступать по совести, брать на себя ту работу коллег, которую они не смогут сделать по той или иной причине.

  3. Да, люди всегда осуждают тебя, но не надо зацикливаться на этом. Прости им то, что они не поняли тебя, ничего, потом поймут. Дети всегда – максималисты, обо всем судят по-совести. Или, попробуй объяснить им свое поведение, или свою оценку.

  4. Быть обязательным. Сказал- сделай, обещал сделать что-то - выполни, назначил встречу – приди во время. Тогда дети поверят в тебя.

  5. Никогда не читай моралей. И не говори о своем примере. Ученики должны сами увидеть твой пример и последовать ему.

  6. Объясни главное правило жизни – о человеке судят не по словам, а по поступкам. «Посеешь поступок - пожнешь привычку. Посеешь