Файл: НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отличительной особенностью неформальных общественных объединений является отсутствие официальной регистрации, самоорганизации, стихийное возникновение.

Досугово-клубные общественные объединения молодежи – это добровольное объединение молодых, созданное для организационного досуга молодежи и массового привлечения к конкретному виду деятельности, основанной на общности интересов, запросов и потребностей. Они не ставят перед собой цель по реализации дополнительного образования молодых. К клубным досуговым объединениям не предъявляются лицензионные требования

Религиозные общественные объединения молодежи – это объединения молодых людей с целью совместного исповедания и распространения окружающим религиозного учения. Большинство религиозных объединений – это православные молодёжные объединения. Молодые представители иных вероисповеданий объединяются, как правило, в общественные объединения, создаваемые по национальному, а не по религиозному признаку, что в условиях подавляющего преобладания в России в основном православного русского населения, приводит к совпадению национального и религиозного начал в деятельности таких объединений.

Политические общественные молодёжные объединения – это объединение молодых людей с целью овладения политической властью или принятием непосредственного участия в политической жизни, участие в выборах в органы государственной власти и органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и проведение их предвыборной агитации [17, с. 94].

Таким образом, молодежные общественные объединения являются необходимым условием для позитивного развития молодежи в обществе. Спектр форм и видов молодежных общественных объединений очень велик. Это говорит о том, что каждый молодой человек может найти себя в той сфере, которая ему ближе по интересам и условиям. Так же, стоит отметить, что молодежные общественные объединения защищают интересы молодых граждан с той целью, чтобы молодые люди не чувствовали себя обделенными государством и ненужными обществу.

Понятие «неформалы» и история возникновения неформальных объединений молодежи

Понятие «неформалы» - неоднозначно и неоднородно, как и сами неформальные объединения. Со всей очевидностью, «бурная» политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, при этом изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемых целей.


Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные объединения ничего этого не имеют.

Неформальные объединения - это явление массовое. Люди объединяются ради своих интересов независимо от возраста. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений [17, с.24].

Люди ищут возможности для реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки. Отношение к ним неоднозначное. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах, престарелых людях и детях, по-своему борются за здоровый образ жизни.

Самодеятельные объединения взаимосвязаны с государственными и общественными институтами в области:

1. Сотрудничество;

2. Оппонирование и критика;

3. Оппозиция и борьба;

Неформальные молодежные объединения - это группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время. Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, отгораживаются от внешних посягательств [13, с.59].

Большинство молодых людей избирает традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дал сбоя. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками вхождения в молодежную субкультуру мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:

- в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);

- в формальной группе – не сложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;

- в результате участия в локальных войнах, когда молодой человек приобретает необычный для мирной жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха) и уже не может вписываться в ту мирную жизнь, в которую возвращается;


- в среде безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);

- при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу (к примеру, не признанные обществом музыканты, поэты, ученые, художники, философы, работающие дворниками, кочегарами, сторожами) [18, с.124].

Существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки.

Неформальные объединения не является изобретением наших дней, они имеют богатую историю. Современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников, однако, чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.

Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. «Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».

В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участие в строительстве социалистического государства.

В первые годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.


Этот процесс продолжался и в двадцатые годы. За период 1920-1925 гг. в стране возникали десятки литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: "Октябрь", "Левый фронт искусства", "Перевал", "Молодая гвардия" и другие. Появилось множество футуристических группировок ("Искусство коммуны", Дальневосточное "Творчество", Украинский "Асканфут").

В послереволюционный период возникли благоприятные условия и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них явилось Ассоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие [22, с.138].

Среди музыкальных организаций и групп, образовавшихся в двадцатых годах, следует, прежде всего, отметить Ассоциацию современной музыки, в которую входили А. Александров, Д. Шостакович, Н. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году - Производственный коллектив студентов - композиторов Московской консерватории ("ПРОКОЛЛ") и ряд других. Быстрое расширение сети различных объединений впервые послереволюционные годы позволяло надеяться на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Так, например, возникли Федерация советских писателей (1925 год) и Федерация советских художников (1927 год). Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929-1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов "ЛЦК", литературные группы "Октябрь", "Перевал" и другие.

Окончательно подобные объединения прекратили свое существование после принятия постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературных организаций"(апрель 1932 г). в соответствии с которым были ликвидированы группировки и созданы единые творческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято "Положение о добровольных обществах и их союзах", лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным, в котором даны характеристики и признаки общественных организаций).


После принятия этих решений на протяжении более чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год).

Затем наступил период так называемой "хрущевской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации:

Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное агентство по авторским правам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год [23, с.129].

Существенное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того, можно предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии, число неформальных образований и их участников будут возрастать.

Общая характеристика неформальных объединений молодёжи: сущность, классификация и основные признаки

Поскольку любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не попал» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, - именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не "бунтуют" по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений.

Существует целый ряд типологий молодежных субкультур. Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым: