Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) (Особенности развития материально-технической базы в торговле).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях торговый сектор занимает большое место в экономике нашей страны. Торговля — обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда — получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив «поле и правила игры» в экономике переходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры. Резкий подъем данного сектора экономики в последнее десятилетие на фоне кризисного состояния практически всех остальных отраслей вызвал невиданное до этого перераспределение кадров. В торговлю пришли миллионы людей, ранее сталкивающихся с ней только в роли покупателей.

Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, и финансового характера, требующих повседневного решения. Управление многогранной деятельностью торгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляется с помощью разнообразных методов торгового менеджмента.

В условиях высокой насыщенности рынка предлагаемых товаров, превышения на нем предложения над спросом каждому предприятию в условиях рыночной экономики приходится вести жесткую борьбу за предпочтения потребителя. Множество торговых предприятий одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателя на равных или незначительно варьирующих ценовых условиях. В этой ситуации предпочтение отдается тем товарам и той услуге, которые в маркетинге определяются как конкурентоспособные. От этого зависит финансовое состояние предприятия, его платежеспособность.

Успешное функционирование торговых предприятий невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы, в связи с эти тема курсовой работы является актуальным.

Материально-техническая база – это совокупность вещественных элементов, производительных сил, технологических процессов и форм организации производства. Следовательно, материально-техническая база, как научная экономическая категория, является совокупностью вещественных элементов производительных сил; в ее состав непосредственно не включаются работники производства.

Предметом исследования является изучение материально-технической базы розничной торговли и её влияние на эффективность коммерческой деятельности.


Объектом курсовой работы является магазин «Магнит»

Целью курсовой работы является изучение развития материально-технической базы розничной торговли и её влияние на эффективность коммерческой деятельности.

В соответствии с поставленной целью, были сформированы следующие задачи:

1. Изучить особенности развития материально-технической базы в торговле.

2. Рассмотреть сеть магазинов «Магнит»: историю основания компании и основы коммерческой деятельности;

3. Исследовать развитие материально-технической базы розничной торговли и ее влияние на эффективность коммерческой деятельности на примере ЗАО «Тандер» (Магнит)

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Особенности развития материально-технической базы в торговле

Ежедневно Розничная торговля занимает важное место в общем процессе реализации продукции. Сегодня существует множество разновидностей подобных объектов. Их деятельность регулируется законодательством. Это позволяет сделать торговлю цивилизованной, соответствующей всем современным требованиям. Розничный рынок – это особая структура.

Материально-техническое обеспечение - деятельность, характерная практически для каждой организации. Помимо определения, в этой главе рассмотрим функции, формы, организацию материально-технического обеспечения, управление им, составление планов обеспечения и другие важные вопросы по заданной теме.

Материально-техническое обеспечение - это один из видов коммерческой деятельности, обеспечивающей организацию, соответственно, материальными и техническими ресурсами .

Материально-техническое обеспечение - система использования и обращения основных, оборотных фондов организации (сырья, машин, полуфабрикатов и проч.), средств труда. А также их дальнейшее распределение по бизнес-единицам, структурным отделам, потребление в производственном процессе.

1.1. Основы организации деятельности розничного торгового предприятия


Розничная торговля в настоящее время приобретает все большее значение. Она соединяет процессы производства, распределения и потребления, образуя единый комплекс. Торговля в наши дни претерпела существенные структурные изменения. Количество рынков, организованных стихийно, значительно сократилось. Розничные сети стали более крупными, а конкуренция между ними обострилась. В настоящее время розничный товарооборот формируется главным образом коммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свою деятельность в рамках стационарных сетей.

Магазины в условиях обострения конкуренции предлагают все новые товары и услуги. На сегодняшний день состояние рынка характеризуется наличием жесткой структуризации. Кроме того, появляются новые форматы магазинов. Развитие торговли характеризуется существенными изменениями в формах обслуживания и методах продаж. В связи с этим "советские" классификации уже не отражают ее современное состояние.

Розничные предприятия более целесообразно делить не только по типам и видам, но и по форматам. Критерии классификации в этом случае следующие:

•ассортимент;

•площадь;

•цена;

•форма торгового обслуживания;

•атмосфера;

•расположение;

•целевая группа потребителей;

•продвижение.

Основные форматы магазинов, торгующих продуктами питания

Это продажа товаров и услуг, доступных всем покупателям, в торговых центрах, салонах, через интернет-сервисы. Важнейшим моментом является осуществление коммерческой деятельности. Еще одной особенностью можно назвать наличие определенного места, в котором происходит товарно-денежный обмен, в большинстве случаев это магазин, но при реализации продукции через сайт или телефон – собственные адреса заказчиков или помещение, где производится выдача заказа.

Последний ключевой момент касается организации работы. Предприятие может быть крупным, средним или малым. В любом случае деятельность будет строиться по единым установленным правилам. Они касаются взаимодействия с покупателями и контролирующими службами, санитарно-гигиенических норм и качества товаров.

Функции розничной торговли кроются не только в продаже различных вещей и услуг, но и других, более узких целях. К функциональному назначению процесса можно отнести:

1. Изучение запросов от потенциальных клиентов и формирование ассортимента на их основе.

2. Информирование покупателей о тех вещах, которые они приобретают.


3. Побуждение производителей к производству конкретных товаров на основе полученных в результате исследований данных.

4. Обслуживание и консультирование.

Функции розничной торговли – это многосторонние служебные обязанности продавца перед конечным потребителем. Они зависят от формы ведения бизнеса. Например, в крупных супермаркетах с самообслуживанием часть задач решается самими покупателями, за помощью к специалистам они обращаются только при особой необходимости .

Важен и ассортимент. Реализация сложных технических средств требует особого внимания со стороны сотрудников магазина, поскольку только они достаточно хорошо разбираются в том, что продают.

Цели и задачи розничной торговли пересекаются с функциональным назначением. Главными проблемами, которые решаются благодаря существованию индивидуальных продаж, можно считать:

1. Приобретение продукции у оптовика или производителя и ее подготовка к реализации в торговой точке.

2. Демонстрирование готовых образцов из многочисленного ассортимента, для раскрытия качества и особенностей товаров.

3. Осуществление доставки заказов, если это предполагается формой работы.

4. Самая главная цель объектов розничной торговли – это поддержание правильного баланса между спросом и предложением. Это закон бизнеса и когда весы склоняются в пользу одной из сторон, предпринимательские организации терпят убытки, а покупатель – не получает того, что ему нужно.

Конкуренция в этом виде бизнеса очень велика. Так произошло из-за того, что открыть свой магазин может как крупная компания-ритейл, так и молодой начинающий предприниматель с минимальными вложениями. Их расположение, объем торговли, ассортимент будут разными, но своего покупателя смогут найти оба варианта.

Разделение розничной продажи в первую очередь зависит от занимаемой площади. В этом случае выделяют:

1. Минимаркеты. Обычно их открывают в спальных районах. Весь магазин занимает пространство до 400 м2.

2. Универсамы и супермаркеты (если речь идет о товарах первой необходимости), дискаунтеры (при реализации одежды, техники). Они часто открываются внутри торгового центра. Занимают достаточно много места (до 3000 м2).

3. Гипермаркеты. Строятся в отдалении от других объектов инфраструктуры, но отличаются хорошей транспортной доступностью. Занимают площадь более 3 тысяч метров.

Первая форма является преобладающей. Покупатели любят посещать небольшие торговые точки, расположенные буквально в соседнем доме, приезжая в более крупные магазины 1-2 раза в неделю.


Признаки, на основе которых происходит разделение, очень разнообразны. Мы выделим следующие типы:

Супермаркеты. Всегда продают большой объем продукции по низким ценам.

Гипермаркеты – похожи на первый тип, но реализуют еще более внушительное разнообразие товаров (бытовую химию, одежду, канцелярию).

Специализированные – предлагают покупателям узкий ассортимент, но гарантируют профессиональную помощь в момент приобретения.

Комплексы – совмещают в себе множество маленьких и больших торговых точек, причем не только продающих товары, но и предоставляющих развлекательные услуги.

Правила розничной торговли постоянно меняются и усложняются. Отказ от соблюдения всех требований влечет за собой множество санкций. Основные правила касаются:

1. Санитарных норм, особенно если речь идет о продаже продовольствия. Проверкам подлежат канализационная и вентиляционная системы, отопление, освещение, хранения продукции, условия работы сотрудников.

2. Пожарной безопасности, в том числе ее соблюдение на прилегающей территории.

3. Ведения учета, документации.

4. Взаимодействия с покупателями.

1.2. Организация торгового и технологического процессов на предприятии розничной торговли

В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. В розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля — продажа товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются через предприятия розничной торговли (магазины) и мелкорозничной торговли (павильоны, киоски, палатки, ларьки). Функции розничной торговли:

- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

- осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;

- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;

- проводит операции по приему, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;