Файл: Занятие Вставь пропущенные гласные буквы, запиши проверочные слова. Орфограммы обозначь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1440
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие 15.
№ 1. Прочитай стихи, вставь пропущенные ъ или ь. Обозначь орфограмму.
Вороб…ишка над руч…ём Волк ужасно раз…ярён,
Своей сем…е построит новый дом. С…есть ежа не может он.
Крыл…ями помашет, Ёж, хотя он и с…едобен,
Вот кол…я он воб…ёт. Для с…еденья неудобен:
И в…юга в их дом никогда не войдёт! С…ёжась, выставил иголки –
Об…егорил злого волка.
№ 2. Вставь пропущенные буквы. Назови орфограммы. Запиши в таблицу.
Т…жёлый , лё…кий, чес….ный, дв…рной , поез…ка, окрес….ный, п…чтовый, улы…ка, ярос….ный, в…здушный, оши…ка, съес….ное, скв…речник, сколь…кий трос….ник.
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
№ 3. Прочитай рифмовки. Вставь, где нужно, буквы и объясни.
1.Со…нце, чу…ство, праз…ник, Сер…це и проказ...ник, Лес…ница и звёз…ный, Здра…ствуйте и поз…ний, Злос…ный, неизвес…ный, Мес…ный, ужас…ный, чес…ный, Грус…ный и ненас…ный, Радос…ный, несчас…ный. | 2. Вкус..ный, глас..ный, интерес..ный, Безопас..ный и небес..ный. И чудес..ный, и прекрас..ный, И ужас..ный, и напрас..ный – Этих слов не забывайте, Букву т в них не вставляйте! |
№ 4. Прочитай народные приметы, исправь ошибки. Объясни.
Муравъи прячются в дама – кгрозе. Ласточьки литают ниско – перет даждём. Вечиром силно стрикочют кузнечики – к харошей пагоде. Паивление коморов позней осиню предвищяет мяхкую зиму. Первый прочьный снек выподает ночю. Дамашняя птица прячет голаву пот крыло – будет холадно.
№ 5. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор, подготовься к письму под диктовку.
Звёз...ные тайны. Зашло со...нце. Поз...ний веч...р см..нила тёмная ноч... . Соф...я и Ил...я з...бр...лись по лес...нице на черда... . ...тсюда в...дны все бл...жайш...е ...крес...н...сти.
А ...щё ...десь р...бята могут лу...ше р...згл...деть звёз...ное небо. ...ни с з...миранием сер...ца и с чу...ством в...схищения н...блюдают за небесными т...лами, ищ...т извес...ные с...звездия. Дети пр...думывают чудесные истории, р...згадывая тайны д...лёких пл...нет. За...тра ...ни рас...кажут друз...ям о св...их н...блюдениях .
Занятие 16.
№ 1. Вставь, где нужно, пропущенные согласные. Устно подбери проверочные слова.
Чес....ный поступок, прекрас...ная книга, прелес....ный цветок, доблес....ный воин, чудес...ный денёк, ужас...ный день, радос....ный праз...ник, поз...няя осень, интерес...ная прогулка, опас...ный путь, счас...ливая находка, ус...ный ответ, глас...ные буквы, мес...ный житель, вкус...ный обед, ненас....ное утро, грус...ный вид, лес...ное растение, безопас...ное решение, повис...нуть на карнизе, громко свис....нул, яс...ная погода, сахарный трос....ник, напрас...ный труд, детективное аген....ство, парус...ная лодка.
№ 2. Подчерни в каждой группе одно или два проверочных слова.
1) Свистнул, свисток, свист. 2) Звёздный, звездочёт, звезда. 3) Известный, вестник, вести. 4) Сердце, сердца, сердечный. 5) Злостный, злостные, злость. 6) Яростный, яростные, ярость. 7) Несчастный, несчастен, несчастные. 8) Капустница, капустницы, капуста.
№ 3. Вставь, где нужно, ъ или ь. Объясни написание слов.
Спросон...я, об...елся, про...явился, молоч...ный, бар...ер, под...езжала, у...езжал, раздол...е, вз...ерошил, пон...чик, привол...е, по...яснил, из...яснялся, умен...е, во...ют, взмор...е, щуч...ю, гон...щик, кролич...я, об...ёмные, медал...ю, белич...я, раз...единю, ворон...ё, с...едобные, поч...товый, мурав...и, подпол...е, под...летели, несчаст...е, обез...ян...я, в...елся, мощ...ный, об...единение, ладон...ю, под...юбник, лад...я, человеч...и, овеч...ки, раздум...я, с...ёмщик, человеч...ный, безденеж...е, непод...ёмная, об...ект, раз...ярённый, водо...ём, беспомощ...ная, волч...и, пред...явил, от...кусил, зап...ёт, птен...чик.
№ 4. Вставь пропущенную букву (а, о). Устно подбери проверочное слово. Гр...мотей, мел...дичный, дол...мать, ст...лбняк, попр...вимый, безвых...дный, зар...зить, р...дство, уст...ревший, бр...сок, гл...венство, подб...дрить, ук...рачивать, кр...еведение, к...рпуса, ск...сить, загр...ждать, пот...нцевал, отд...лился, ор...бевший, подл...котник, об...стрение, п...ровоз, зат...щить, ох...товед, подв...дить, разм...тать, заш...гал, выгл...дить, беспом...щность, зат...ился, разг...дала, уг...стили, раск...пать, гер...изм, т...кая, к...кие, бр...дяга, обн...вить, в...хтёрша, всп...тел, г...рбинка, л...ш...диный, б...ситый, д...ждевик, сч...стливец, г...рделивый, увл...жнять, нагр...ждение, гр...х...тал, зак...дировал, ит...льянцы, б...ковой, допр...сил, помр...чнел, повт...рял, выпл...вил, в...рсинка, мус...р.
№ 5. Прочитай. Исправь ошибки.
Начялся листопат. На алеях групы людей згрибают гиганские ахабки пажилтевшей покросневшей лествы. Чясто случяются ночьные замороски – первые весники блиской зимы. Наша меснасть позней осинью кажется грусной. В акресностях чудестные кразки раней осени сминил серый цвет. На сертце поивились чуства таски и печяли.
№ 6. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор, подготовься к письму под диктовку.
Новый го... – чудес...ный праз...н...к . Пусть даже за ...кном ненас...ная п...года. Пусть ярос...ный вет...р влас...но гонит гиган...ские тучи по н...бес...ному своду. П...года б...зобразнич...ет н...прас...но. Нас н...п...лняют радос...ные чу...ства. Мы сч...с...ливы ! Ч...ть – ч...ть грус...но пр...в...жать старый го... . Но в новом г...ду нас ждёт стол...ко прекрас...ного. За вкус...ным уж...ном мы с...дим до поз...него веч...ра. Тес...но у нас за ст...лом. Ж...лтые, крас...ные, зелёные ...гоньки укр...шают ёлку. Здра...ствуй, Новый го... !
Занятие 17.
№ 1. Вставь пропущенные буквы (е, и). Выдели суффикс, объясни свой выбор. Сад...к, горош...к, ключ...к, холм...к, дружоч...к, ёж...к, замоч...к, карандаш...к, комоч...к, куб...к, квадрат...к, прут...к, час...к, щеноч...к, карас...к, кот...к, пёс...к, цветоч...к, дом...к, слон...к, клубоч...к, лист...к, хвост...к, песоч...к, салат...к, ковр...к, бараш...к, билет...к, кармаш...к, луч...к, прут...к, веноч...к, дожд...к, внуч...к, шалаш...к, зайч...к, ореш...к, овраж...к, птенч...к, чулоч...к, кирпич...к, человеч...к.
№ 2. Вставь пропущенные гласные (е, и, я). Устно подбери проверочные слова.
Св...рлить, выч...слить, допл...сать, искр...вление, напр...мик, осл...пил, нац...пить, мом...нтальный, разъ...рился, заст...гнул, выб...вался, расш...ритель, прот...стовал, прив...зать, усм...хнулся, подгл...деть, вздр...мнуть, оц...нить, вт...харя, ш...стьдесят, пос...лил, по...снил, ут...шали, дев...носто, заш...фровал, м...сорубка, вып...ска, п...тьсот, пт...целов, постр...гала, м...уканье, растр...пал, л...фтёрша, захр...петь, тр...пица.
№ 3. Прочитай текст, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор, подготовься к письму под диктовку.
В зоопарке. Мы ж...вём в прекрас...ном гор...де ...мске. Наш горо... ...кружают кр..пос...ные стены. В ...мске много ...нт...ресных мест. А к...кие там пр...лес...ные пейзаж... ! Мне бол...ше ...се...о нравится х...дить в з.......парк. Недавно в мес...ном з.......парке пр...изошло рад...с...ное с...бытие. В с...м...е тигров ...муры и ...ая р...дились ч...дес...ные м...лыш... . Т...грята п...хож... на б...л...ш...х п...л...сатых к...тят. Их н...звали Рой и Герда.
Сч...с...ливые р...дит...ли ...б...р...гают св...их д...тёнышей. ...ни грозно рыч...т, если п...сетит...ли п...дходят бли...ко к клеткам.
№ 4. Прочитай, исправь ошибки.
В ночяле наибря в нашем абласном центре пабывал важный гост. К нам вгорат при ехал извесный пивец из масквы са сваей групой музыкантоф. Жытили нашего горада были щасливы папасть всуботу на его концерт. Зритили падарили пефцу кросивые букеты душыстых цвитов. Многие люди жилали слушать песни гостя многа рас. Они не хатели атпускать артиста сосцены.
Занятие 18.
№ 1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова. П...ро..., с...по..., ч...твер... , бер...г, сев...р, ст...лица, п...роша, ...нт...ресно, ...рех, праз...н...к, вмест..., ...вё... , в...сток, з...ря, пш...ница, ...льбом, п...н...дельн...к, р...кета, тракт...р, ч...тыр..., вос...мь, к...ртоф...ль, п...м...дор, к...мп...ют...р, чу...ство, ш...с...е, к...л...екти..., к...л...екц...я. № 2. Вставь пропущенные согласные, устно подбери проверочные слова. Задер.....ка, оха...ка, выру...ка, творо....ки, кро....ка, остро...ки, тор... , гне..., лу....ки, блу...ка, поло...ки, дохо... , зака... , пока... , вертолё ... , снегохо... , дру....ки, ду....ка, сле...ки, запи...ки, коре....ки, пла...ки, пло... , засо... , доба...ка, доста... ка , ло...ки, у....ка, уло...ки. № 3. Вставь пропущенные гласные, устно подбери проверочные слова. В…шнёвое в…ренье, Г…лина Ал…ксеевна, ст…ринные ч…сы, т…чение р…ки, з…л…тое к…льцо, умн…жать на ч…тыре, нач…ртить пр…мую, ш…гнуть в стор…ну, оз…ро в л…су, д…машняя св…нья, на с…дьмом эт…же, б...льё в т…зу, не хв…тает с…мовара, л…сная кр…савица, подм…тать во дв…ре, мол…ко для д…тей, пол…вать цв…ты, к…роткие вол…сы, в…дро с в…дой, в…реники с твор…гом, х…чу д…мой, изм…нить сл…ва, взгл…нуть на ч…сы, вол...сы на м...кушке. № 4. Прочитай, исправь ошибки.
Вес август я хадил на роботу чериз ржаное поле. С каждым днём поле харошело. Налевались жолтые усатые калосья. От тёплого лёхкого ветирка они качялись в такт. Мне козалось, что пополю идут волны. На самом крою поля росли две берёзки. Они словно атбижали ат лисной опушки и грелись на сонце. Тропка прабигала рядом. Берёзки - систрички встричяли меня раним утром и проважали вечиром. Руское поле и эти две малинькие берёзки нодолго астались у меня впамяти.
№ 5. Прочитай, вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор, подготовься записать текст под диктовку.
Идёт мя...кий сне... . Снежные хлоп...я л...гли на землю, кусты и д...рев...я. На п...лянке ..д...ноко ст...яла м...л...дая ёл...чка. ...на рад...вала гла... приятной зел...н...ю. Р..бята р...шили её украсить. ...ни п...весили на л...сную кр...савицу яг...ды р...бины. К нижним веткам прикр...пили м...рко...ку. По... ёлку п...л...жили крепкий к...чан к...пусты. Утром над ёлкой вес...ло круж...лась стайка птиц. Сн...г...ри и с...нички т...р...пились п...за...тракать. Веч...ром приб...жали два зайца. ...ни уг...щались сла...кой м...рко...кой. Х...р...шо, ...то дети п...заботились о ж...вотных
!
Занятие 19.
Вставь, где нужно, ь или ъ. Объясни свой выбор. Земел...ка, из...ят..., под...бросит..., сарафан...чик, Соф...я, об...ёмистый, ванил...ный, меч...та, прол...ётся, вз...летел, из...ясняется, изящ...ный, Заполяр...е, раз...ярившийся, чехол...чик, пес...ня, об...ятия, очеред...ю, тес...ма, вз...ерошила, гус...ли, фыркан...е, свар...щик, с...ехавший, раз...единит... , буднич...ный, солов...и, под...езжавшие, гор...кому, бетон...щик, раз..ехалис... , от...дал, дал...ний, област...ю, вол...ный, в...езд, вол...чонок, об...явивший, подел...ки, шёл...ковые, сел...ское, об...единяющий, с...вернул, с...язвил. № 3. Вставь подходящие удвоенные согласные. И......юминация, по......орились, предра.......ветное, а......ликация, хо......еисты, си.........етрия, зако.......ая, профе......ор, тума.......ая, Кири........ович, дро............евое, те........аса, ва......очка, гру.......овая, ма......ивная, бето......ые, гори......а, те......исистка, ро......ийская, а.......орд, Ге.......адьевич, тро......ейбусная, увере......о, су.......отник, ю......аты, кла......ический, инте.......игентный, неа.......уратная, а.......ергия, мета........ические, а.......ракцион, коло.......а, э........ект, прогре......, медле.......о, со.............ёт, по.......ержит, о........олкнула. № 4. Вставь пропущенные букву (г или к), устно подбери проверочные слова.
Ло...тевой, лё...кие, извер..., вну..., запус..., забе..., сдви..., моз..., сунду..., испу..., поджо..., трю..., фра..., игро..., полумя...кий, поис..., ми..., рис..., мра..., недру..., рин..., выпус..., плу..., чужа..., че..., подви..., уголо..., бумеран...., мая..., диало..., сдви..., до..., сто..., востор..., сумра..., досу..., про..., викин..., каблу..., ба..., висо..., дис..., клы..., ито..., шезлон..., поис..., виз..., пис..., призна..., оча..., козырё..., индю..., ляз..., гама..., неду..., рыча..., дол..., цир..., обжи..., шты..., верста..., сло..., гон..., жемчу..., крю..., окру..., ярлы... . № 5. Прочитай, исправь ошибки.
Велека наша Родена. Иё гроницы праходят повысоким горным хрептам и равнинам, па пустыням и дримучим лисам. А сколко у нас бальших рек и азёр ! Сколько у нас синих марей, зилёных лугоф и шыроких палей ! Визде трудятсялюди.
Занятие 20.
№ 1. Вставь подходящие удвоенные согласные. А......етит, ба.......ейн, ко.......екция, те.......ис, ......ора, килогра........, гри......, ко......ектив, а......уратный, дро...........и, лимо......ый, су.......икс, орфогра........а, хо.......ей, шо.......е, маши.......ый, кро....... , тро.......ейбус, анте.......а, криста........, ко.......ый, по.......ержка, мали.......ик. внекла.......ный, ба....... . № 2. Вставь пропущенную гласную букву, выдели суффикс. Объясни свой выбор.