Файл: Лекции 1 Логика это наука о формах, структурах, принципах и законах правильного мышления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет и значение логики
Тема 2. Понятие как форма мышления
Тема 3. Логические операции с понятиями
Тема 4. Суждение как форма мышления
Тема 5. Логический анализ вопросов
Тема 7. Операции над сложными суждениями
Тема 11. Умозаключение как форма мышления
Тема 12. Непосредственные дедуктивные умозаключения
Тема 13. Простой категорический силлогизм
Тема 1. Предмет и значение логики
Тест по лекции 1
-
Логика – это наука о формах, структурах, принципах и законах правильного мышления. -
К формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие, представление. -
К формам мышления относятся: понятие, суждение, умозаключение. -
Логическая форма мысли – это способ связи отдельных элементов мысли внутри целого. -
Логический закон – это необходимая устойчивая связь между отдельными мыслями. -
Логическая ошибка – это нарушение каких-либо правил и/или законов мышления. -
Логическая ошибка, допущенная неумышленно, называется паралогизмом. -
Логическая ошибка, совершаемая целенаправленно, умышленно, называется софизмом. -
К основным формально-логическим законам относится: закон тождества. -
К характерным чертам мышления относят: его связь с языком.
Задания ПЗ 1
-
Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. -
Синтаксис – это правила оперирования со знаками, знаковыми системами. -
Семантика – это теория о смыслах и значениях знаков. -
Прагматика – это теория использования знаков с той или иной целью. -
К семантическим категориям относятся: имена, высказывания, функторы.
Задания (возможны НЕСКОЛЬКО вариантов правильных ответов)
1. Что из нижеперечисленного является именами:
-
Иванов Иван Иванович -
горшочек меда -
университет -
Пятачок
-
Что из нижеперечисленного является высказываниям:
Иванов Иван Иванович – известный любитель классической музыки
Пятачок пошел в гости к Винни Пуху
если у Винни будет горшочек меда, то он не сдвинется с места
бытие есть, небытия нет
-
Что из нижеперечисленного относится к функторам: (средство объединения фраз для образования других фраз). Некоторые
если..., то...
не суть
либо…, либо…
-
Какие из суждений построены по структуре «Некоторые S не суть Р»: Некоторые люди не могут преодолеть языковой барьер.
Часть из предложенных гипотез не соответствует критериям научности.
5.Какой структуре соответствует суждение «Все люди обладают сознанием»:
-
«Все S суть Р»
Р
∀xP(x)
6. Какой структуре соответствует суждение «Жил был на свете кадет. В красную шапочку кадет был одет… Услышит кадет – революция где-то, шапочка сейчас же на голове кадета». (В. Маяковский, Сказка о красной шапочке): p˄q˄(r→q)
Задание для СР 1
-
Что такое язык? система знаков, находящихся в синтаксических, семантических и прагматических отношениях. -
Что собой представляет знак? материальный объект, выступающий представителем другого объекта. -
Какие типы знаков выдели Ч.С. Пирс? знаки-образы, знаки-индексы, знакисимволы. -
Чем объясняется логика языкового мышления? внутренней необходимостью, которая обеспечивается структурой мышления.
Тема 2. Понятие как форма мышления
Тест по лекции 2
-
Найдите единичное понятие Поэт Пушкин -
В объем понятия безалкогольный напиток не входят Сахар -
К существенным признакам понятия "студент" не относится Отличник -
Пустым понятием не является Улыбка -
К универсальным понятиям не относится Учащийся -
К конкретным понятиям не относится Красота -
К собирательным понятиям не относятся Фрукты -
Найдите пересекающиеся понятия Учащиеся и спортсмены -
Найдите понятия, находящиеся в отношениях подчинения Млекопитающие и хищные -
Найдите противоположные понятия Белое и черное
Задания ПЗ 2
-
Каким не является понятие Квадрат? Пустым -
Найдите понятие, которое является безотносительным треугольник -
Для каких понятий нет общего универсума? мужчина и машина -
Какие из понятий находятся в отношении пересечения? хобби и работа -
В каких отношениях находятся понятия Студент и Преподаватель? Соподчинение
Тема 3. Логические операции с понятиями
Тест по лекции 3
-
Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Кошки - животные с характером" Нечеткость формулировки -
Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Квадрат - это прямоугольник" Слишком широкое определение -
Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Лодка - это корабль с парусами, а корабль - это лодка без парусов" Круг в определении -
Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Лабиринт - это какаялибо структура, состоящая из запутанных путей к выходу" Нет ошибки -
Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Сладкий деликатес - это пирожное" Слишком узкое определение -
Определите вид логичекой ошибки в определении понятия: "Брат - это не сестра" Отрицательное определение -
Определите правило, которое нарушено при делении: "Животные делятся на домашних, беспозвоночных и птиц" Деление по одному основанию -
Определите правило, которое нарушено при делении: "Смартфоны делятся на "айфоны", смартфоны других производителей и китайские подделки" Члены деления должны исключать друг друга -
Определите правило, которое нарушено при делении: "Все кошки делятся на рыжих, черных, белых и серых" Соразмерность деления -
Определите правило, которое нарушено при делении: "Науки делятся на естественные, гуманитарные, общественные, математические и технические"
Деление должно быть непрерывным
Задания ПЗ 3
-
Охарактеризуйте следующее определение: Кроссовки - вид обуви, предназначенной для бега по пересеченной местности: слишком узкое -
Какова ошибка в делении понятия: Рыбы бывают речными, морскими, большими и маленькими: деление не по одному основанию. -
Какова ошибка в определении: Письменная принадлежность - разновидность канцелярских товаров, служащих для письма: заключает в себе круг -
Найдите ошибку в ограничении понятия игры: вид деятельности -
Найдите ошибку в обобщении понятия морской звезды: рыбы
Тема 4. Суждение как форма мышления
Тест по лекции 4
-
Найдите предикат суждения "Все женщины являются чьими-то дочерьми": Быть чьими-то дочерьми -
Найдите квантор суждения "Все женщины являются чьими-то дочерьми": Все -
Как распределены субъект и предикат в суждении: "Ни один пингвин не летает":
субъект и предикат распределены.
-
Найдите частноутвердительное суждение: Студенты изучают логику. -
Найдите общеутвердительное суждение: Собака - живое существо. -
Найдите частноотрицательное суждение: Студенты не изучают логику. -
Найдите общеотрицательное суждение: Деревня - не город. -
Найдите суждение с отношениями: А больше В. -
Найдите единичное суждение: Гатчина - пригород Петербурга. -
Найдите определенное частное суждение: Не все люди имеют диплом о высшем образовании.
Задания ПЗ 4
-
Найдите простое ложное суждение: Каждый кулик хвалит свое болото. -
Найдите суждение с отношениями: 7-5 = 1+1 -
Найдите экзистенциальное суждение (суждения о существовании чего-либо): Чебоксары расположены на Волге -
Найдите общеутвердительное суждение: Каждый кулик хвалит свое болото. -
В каком суждении и субъект, и предикат распределены: Ни один младенец не умеет говорить.
Тема 5. Логический анализ вопросов
Тест по лекции 5
-
Определите тип вопроса: "Был ли закючен мирный договор между СССР и
Германией после Второй мировой войны?": Информационный уточняющий.
-
Определите тип вопроса: "Когда и где был произведен первый атомный реактор?": Сложный. -
Определите тип вопроса: "Чем отличаются математические науки от естественных?": Информационный восполняющий -
Определите тип вопроса: "Что такое счастье?": Исследовательский восполняющий. -
Определите тип вопроса: "Сколько планет вращаются вокруг Луны?": Семантически некорректный. -
Определите тип вопроса: "Обитаемы ли планеты других галактик?": Исследовательский уточняющий. -
Определите тип вопроса: "Где родился человек?": Синтаксически некорректный. -
Определите тип ответа на вопрос: "Когда распался СССР?" - Ответ: "В то же год, когда был путч": Косвенный. -
Определите тип ответа на вопрос: "Где родился Антон Чехов?" - Ответ: "На юге России": Слабый. -
Определите тип ответа на вопрос: "Где родился человек?" - Ответ: "В доисторическую эпоху": Нерелевантный (не соответствующий запросам).
Задания ПЗ 5
-
Найдите информационно-восполняющий вопрос: какова средняя продолжительность жизни домашних кошек? -
Определите тип вопроса: Сколько икринок в 100 граммах черной икры?:
семантически некорректныйю
-
Определите тип вопроса: Верно ли, что продолжительность светового дня на Марсе больше, чем на Земле?: информационный уточняющий. -
Найдите сложный открытый сильный вопрос: когда и где проходили ХХ Олимпийские игры? -
Найдите ложный релевантный сильный ответ на вопрос: Кто и когда вывел закон всемирного тяготения?: тот же человек, который создал теорию относительности, в XVII веке.
Тема 6. Сложное суждение
Тест по лекции 6
-
Определите тип сложного суждения: "Игорь учится в 10 или в 11 классе": сильная дизъюнкция (одно исключает другое). -
Определите тип сложного суждения: "Кристина любит молочный или горький шоколад": слабая дизъюнкция (предполагает допущение истинности и одного, и другого суждения одновременно). -
Определите тип сложного суждения: "Кристина любит молочный и горький шоколад": конъюнкция. -
Определите тип сложного суждения: "Если Игорь любит Кристину, то Кристина любима Игорем": эквиваленция. -
Определите тип сложного суждения: "Если Кристина полюбит Игоря, свершится чудо": импликация. -
Если в суждении "p ˄ q" p истинно, а q ложно, то само суждение: ложно. -
Если в суждении "p → q" p ложно и q ложно, то само суждение: истинно. -
Если в суждении "p ˅ q" p ложно и q истинно, то само суждение: истинно. -
Если в суждении "p ↔ q" p ложно и q истинно, то само суждение: ложно. -
Если в суждении "˥p ˅ q" p ложно и q истинно, то само суждение: истинно.
Задания ПЗ 6
-
Какое из приведенных ниже суждений соответствует формульной записи p ˄ ˥q: Сегодня хорошая погода, и нет дождя. -
Определите ложное суждение: Некоторые совы не являются млекопитающими, и некоторые овцы тоже. -
Допустим, что p истинно, а q ложно. Найдите ложное суждение: p → q -
При каких значениях p и q суждение p ˄ ˥q истинно?: p истинно, q ложно. -
Допустим, что суждение ˥p ˅ q истинно, причем p ложно. Каким может быть q? Выберите наиболее подходящие ответ: ложным или истинным.
Задание для СР 6
-
Какой тип логической связки использован в следующем суждении?
"Когда ты в хороших отношениях со Временем, то оно делает для тебя все, что пожелаешь": импликация.
-
"Если ты решил превратиться в поросенка, мой милый, то я не стану с тобой возиться (1). Малыш снова то ли захрюкал, то ли захныкал (2) - трудно было понять, что за звуки он издает (3), - и Алиса решила не обращать на него внимания (4)":
импликация, сильная дизъюнкция, слабая дизъюнкция, конъюнкция.
-
Допустим, что в суждении
"Малыш снова то ли захрюкал, то ли захныкал", - второе высказывание - ложь. Каким будет все суждение?": то ли истинным, то ли ложным.
Тема 7. Операции над сложными суждениями
Тест по лекции 7
-
Найдите суждение с самой сильной связкой: a ˄ b. -
В каком суждении можно опустить все скобки?: ((a ˄ b) ˅ c) → d. -
Подберите формулу, соотвутствующую суждению: Если 2 умножить на 3, получится шесть, а если 3 умножить на 4, получится 12: (a ↔ b) ˄ (с ↔ d). -
В каком суждении нельзя опустить ни одни скобки?: (a ˅ b) ˄ (c ˅ d). -
Подберите формулу, соотвутствующую суждению: Завтра пойдет снег, а не дождь, поэтому я не возьму зонтик: a ˄ ˥b → ˥c. -
Какое суждение будет эквивалентно формуле: ˥a ˅ b: Неверно, что Гоша умеет летать, но не умеет говорить. -
Найдите формулу, эквивалентную суждению: Неверно, что сейчас осень и птицы улетают на юг: ˥a ˅ ˥b. -
Если подвергнуть отрицанию суждение: Игру выиграет либо шахматист, играющий белыми фигурами, либо тот, кто играет черными, либо будет ничья, - то получится: ˥a ˄ ˥b ˄ ˥c ˅ a ˄ b ˄ c. -
Если подвергнуть отрицанию суждение: Если Петр заболеет, то он возьмет больничный и не пойдет в институт, - получится: a ˄ (˥b ˅ c). -
Если привести в нормальный вид следующее суждение: Если Гоша попугай, то он умеет летать и говорить, - получится: ˥a ˅ b ˄ c.
Тема 8. Логический квадрат
Тест по лекции 8
-
Суждение: "На вкус и цвет все фломастеры разные" является: общеутвердительным («Все S есть Р»). -
Суждение: "Только один человек является первым космонавтом":
частноутвердительное («Некоторые S есть Р»).
-
Найдите определенное частное суждение: Только некоторые люди композиторы. -
Подберите букву для обозначения суждения: "Некоторые деревья не являются хвойными": О (частноотрицательное суждение). -
Подберите частноотрицательный вариант для суждения: "Горы красивы": Некоторые горы не красивы. -
Подберите суждение, находящееся в отношении противоречия к исходному суждению: "Дети капризны": Некоторые дети не капризны. -
Допустим, что суждение: "Все дети капризны" истинно. Какое из перечисленных ниже суждений тоже будет истинным: Некоторые дети капризны. -
Подберите суждение, находящееся в отношении подчинения к исходному суждению: "Ни один пингвин не летает": Некоторые пингвины не летают. -
Подберите суждение, находящееся в отношении противоположности к исходному суждению: "Ни один пингвин не летает": Все пингвины летают. -
Допустим, что суждение: "Только некоторые пингвины летают" истинно. Какое из перечисленных ниже суждений будет истинным: Только некторые пингвины не летают.