Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

















    1. Причины деструктивного поведения

Анализ разнообразных классификаций факторов (причин, условий возникновения) деструктивного поведения позволяет выделить две основные группы:

  • СРЕДОВЫЕ ПРИЧИНЫ (которые, в свою очередь, подразделяются на факторы внешней природной среды и факторы социальной среды);

  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ (которые, в свою очередь, подразделяются на персональные биологические факторы и персональные психологические факторы).

К факторамвнешнейприроднойсредыотносят географическое положение, климат, экологическую обстановку, богатство/скудность природных ресурсов, локальные особенности растительного мира и др. Имеются научные данные о взаимосвязи распространенности видов деструктивного поведения и специфики климата, местоположения; ученые фиксируют связь всплесков девиантности с солнечной активностью, лунными фазами и др.

К факторамсоциальнойсредыотносят неполноценное, затрудненное функционирование социальных институтов (недостаточное или ущербное выполнение функций институтом семьи, институтами образования и культуры, экономическими и политическими институтами и др.).

К персональным биологическим факторам относят конституционально-биологическую уязвимость индивида: наследственные патологии организма
, органические и функциональные нарушения ЦНС; психические расстройства, ограниченные физические возможности; низкая выносливость и работоспособность; возбудимость, импульсивность и др.

К персональным психологическим факторам относят дезадаптивные свойства личности: нарушения нормативно-правового сознания; оппозиционная направленность; девиантные ценности; эгоцентрическая фиксация; несформированность коммуникативных навыков; эмоциональные нарушения; неэффективная саморегуляция; нарушения идентичности и самооценки; когнитивные искажения и др.

Считается, что факторы внешней природной среды и персональные биологические факторы поддаются лишь незначительному влиянию в целях профилактики деструктивного поведения, но необходимо учитывать эти факторы, чтобы минимизировать их воздействие, тогда как факторы социальной среды и персональные психологические факторы вполне поддаются воздействию и изменению в целях профилактики деструктивного поведения.




Схема 1.2. Причины деструктивного поведения









Не поддаютсязначительномуизменению



Факторы внешнейприроднойсреды



Персональныебиологическиефакторы


Факторы Персональныесоциальнойсреды психологические

факторы





      1. Поддаютсязначительномуизменению
        Социально-средовые причины деструктивного поведения (факторы социальной среды)

Девиантологические исследования демонстрируют постулат о том, что социально- средовые причины (факторы) деструктивного поведения детей и молодежи связаны с ненормальным функционированием основных социальных институтов.

Девиантогенные факторы, связанныесдисфункциейполитическихиэкономическихинститутов, обусловлены дестабилизирующими воздействиями на безопасность и социальный порядок: аномией, несоответствием нормативно-правовых механизмов общественным и индивидуальным реалиям, ограниченностью социально-правового контроля отклоняющегося и противоправного поведения, неравномерным распределением общественных ресурсов, неравенством в возможностях достижения экономических целей, становлением общества потребления.

Девиантогенные факторы, связанные с дисфункцией института брака и семьи, чаще всего воплощаются в девиантном поведении родителей, семейном насилии, в деструктивных

внутрисемейных конфликтах, личностных искажениях у родителей, в нарушениях родительских моделей поведения и стилей воспитания и др.

Девиантогенные факторы, связанныесдисфункциейинститутовобразования, представляют собой искажение процессов накопления и передачи знаний последующим поколениям: недостаточная
или ущербная подготовка членов общества, ответственных за воспитание младшего и поддержку старшего поколения, дискомфортная образовательная среда, неудовлетворительные возможности населения в получении образования (общего, профессионального, дополнительного) и др.

Девиантогенные факторы, связанныесдисфункциейинститутовкультуры, детерминированы деятельностью асоциальных субкультур, падением престижа и утратой влияния учреждений культуры на социализацию подрастающего поколения; недоступностью сети учреждений для культурного досуга; утверждением массовой культуры.

Девиантогенные факторы, связанныесдисфункциейинститутовморали,нравственности и духовности, представлены такими негативными явлениями, как ценностно- идеологическая дезинтеграция и утрата ценностно-ориентационного единства общества; глубокий ценностный разрыв между поколениями; утверждение эгоистических, агрессивных ценностей; примитивизация ценностно-смысловых ориентиров в обществе и др.


Девиантогенные факторы, связанныесдисфункциеймедийно-информационныхинститутов, обусловлены распространением девиантогенного, шокирующего, но сулящего прибыль контента; разжиганием интереса общественности к безнравственной медиапродукции; «рекламой» девиантного образа жизни; изготовлением недостоверной и общественно-дестабилизирующей информации (фейков) и т. д.
Схема 1.2.1. Социально-средовые причины деструктивного поведения (факторы социальной среды)












      1. Психологические причины деструктивного поведения


Персональные факторы формирования деструктивного поведения детей и молодежи связаны с проблемами и дефицитами развития личности. Персональные факторы деструктивного поведения могут быть обнаружены на каждом из уровней психической регуляции.

На конституционально-биологическомуровнерегуляции психики это: ригидность, возбудимость, импульсивность, низкая выносливость и работоспособность, чрезмерная или недостаточная активность, органические и функциональные нарушения ЦНС; расстройства психики. Данный уровень является врожденным и определяется анатомо-физиологическими особенностями мозга, свойствами нервной системы. К данному уровню психической регуляции неприменим оценочно-этический подход, черты конституционально- биологического уровня не поддаются коррекции, так как имеют очень ограниченный диапазон прижизненной изменчивости.

На социоиндивидном уровне, включающем характер и способности человека, которые формируются как инструменты его социальной адаптации, факторами деструктивного поведения являются следующие черты: эгоцентрическая фиксация, коммуникативные дефициты, негативный жизненный опыт, неэффективная саморегуляция, дезадаптивные копинг-стратегии, внешний локус контроля, эмоциональные нарушения. Данные черты поддаютсякоррекциипри