Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 256
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выявленные трудности утверждают понимание, что первичная профилактика деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательной организации самая эффективная, но только если она научно обоснована, комплексная и реализовывается в течение всего периода взросления детей, подростков, молодежи.
Схема 2.9. Затруднения в профилактике деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательных организаций
ЗАТРУДНЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
Затруднения, обусловленные современной спецификой социализации подрастающего поколения
Затруднения, обусловленные недостаточной компетентностью организаторов профилактики («ошибки профилактики»)
Неудовлетворительная девиантологическаяподготовкапедагогическихкадров
Масштабное девиантогенноевоздействиемедийно-
информационнойсреды
Всплеск агрессивности всоциальнойсредеивиртуальноммиредетства-юношества
Превалирование утилитарных,материальных ценностей всмысловом поле не только детей,нои взрослых
Ростсоциальной
инфантильностиподрастающегопоколения, распространениенеконструктивныхстратегий
совладания с труднымижизненнымиситуациями
Рассогласование в понимании возможностейи границ влияния общеобразовательныхорганизацийнадеструктивноеповедение
Некорректное конструирование вобразовательных организацияхдевиантопревентивных мероприятий;излишняяфиксациянатемах
деструктивного поведения,непреднамеренная героизация иромантизация случаев деструктивногоповедения, подспудное информирование осредствах, способах деструктивногоповедения
Бессмысленное и вредоносное ожиданиескорогопревентивного эффекта,
стойкого превентивного результата посленебольшого количества мероприятий;упрощенноепониманиефеномена
деструктивного поведения; неприятиенаучныхданныхоявлении;установкана
«развлекательность» и «простоту»содержанияпрофилактики
-
Требования к организации и содержанию профилактики деструктивного поведения детей и молодежи
Изучение научных источников и передового профилактического опыта позволяет сформулировать перечень универсальных условий эффективного предупреждения и коррекции деструктивного поведения детей и молодежи. По сути, они являются требованиями к организации и содержанию профилактической работы.
-
Стимулирование, поддержка усвоения детьми и молодежью общественно одобряемого опыта; обеспечение позитивной самореализации и социокультурной активности; привлечение к добровольческой, волонтерской деятельности. -
Повышение уровня нормативно-правового сознания у детей и молодежи, формирование нравственно-правовой культуры, базирующихся на нравственных принципах, ответственности; закрепление социально значимых ценностных ориентаций. -
Развитие у детей и молодежи социальной компетентности, критического мышления и ассертивности с целью недопущения злонамеренного вовлечения в деструктивные практики; включение в разрешение различных социальных противоречий, конфликтов в имитируемых и реальных ситуациях; вариативное проектирование детьми и молодежью своего поведения в возможных трудных жизненных обстоятельствах. -
Привлечение превентивных ресурсов из сферы искусства, истории, литературы, религии, традиций, физической культуры и спорта. -
Обеспечение содержательного детско-молодежного досуга, стимулирование стремления детей и молодежи к получению дополнительного образования; поощрение разработок и реализации детьми и молодежью собственных социально значимых проектов; создание «полей конструктивного выброса энергии»; привлечение сепаратных детско- молодежных субкультур к социально значимой деятельности (легитимация субкультур). -
Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей и молодежи, оказавшихся в критических, трудных жизненных обстоятельствах; информирование о возможных способах получения помощи от профильных специалистов, служб, ведомств; формирование жизнестойкости и социально востребованных жизненных навыков. -
Учет при конструировании профилактических программ следующих особенностей социализации современных детей и молодежи: рост социальной инфантильности детей и молодежи на фоне культивирования эгоистических ценностей; учащение случаев социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи, связанной с неудовлетворенностью материальным статусом (результат консьюмерного общества); распространение конкурирующих, агрессивных форм взаимоотношений в детско- молодежной среде; перераспределение функций основного института первичной социализации от семьи к медийно-информационному пространству; ослабление воспитательного влияния родителей; усугубление противоречия ценностных ориентаций детей и родителей. -
Гуманистическая ориентированность профилактического процесса в сочетании с высокой требовательностью ко всем субъектам профилактики, в том числе к детям и молодежи.
-
Слаженное взаимодействие образовательного учреждения с семьей, обеспечивающее единство и согласованность воспитательных усилий; обеспечение ценностно-ориентационной преемственности поколений; социально-педагогическое сопровождение при затруднениях семейного воспитания. -
Обеспечение объединения и согласованности профилактических усилий ведомств и специалистов, организация обмена информацией о рисках распространения деструктивного поведения и ресурсах его профилактики; привлечение к профилактике различных гражданских институтов, общественных объединений, волонтеров, деятелей из медийно-информационной среды. -
Обеспечение готовности образовательного учреждения к полноценной и эффективной организации профилактики деструктивного поведения детей и молодежи, связанной с девиантологической компетентностью педагогических работников, комфортной образовательной средой, нравственно-правовой культурой взаимоотношений участников воспитательного процесса, использованием превентивного потенциала учебных дисциплин, созданием ситуаций обоснованного выбора воспитанниками нравственной модели поведения. -
Раннее начало превенции деструктивного поведения, означающее необходимость реализации первичной профилактики начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего периода взросления; комплексность профилактики, означающая ее ориентацию на нейтрализацию общих и специфичных девиантогенных факторов (по видам деструктивного поведения: суицидальное поведение, химические и нехимические аддикции и т. д.).
Использованные источники
-
Бережнова Д. Б. Выявление характерных признаков социально-паразитарного поведения подростков как задача деятельности девиантолога / Д. Б. Бережнова, А. О. Шевчик // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 17–22. -
Бочавер А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С.149–159. -
Бочавер А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал ВШЭ. – 2014. – Т. 11. – № 3. – С. 177–191. -
Брюно В. В. Рискованное сексуальное поведение современных подростков в России. Часть II // Социологическая наука и социальная практика. – 2019. – Т. 7. – № 1. – С. 113-126. -
Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского университета. – № 2, 2016. -
Гайворонская И. Б. Вербовка в экстремистские и террористические организации посредством сети Интернет / И. Гайворонская, Т. Ф. Фомина, Б. А. Аманжолова // Психология и право. – Т. 10, № 4, 2020. – С. 152–165. -
Гапонова С. А. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности / С. А. Гапонова, И. Н. Деветьярова // Человек. Преступление и наказание. – Т. 28 (1-4), № 3, 2020. -
Гатальский В. Д. Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Гатальский Владимир Дмитриевич. – СПб., 2011. -
Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. – 525 с. -
Глухова А. А. Особенности организации и функционирования сайтов, посвященных тематике АУЕ, их роль в формировании социопатических и противоправных установок у подростков и молодежи / А. А. Глухова, Д. А. Шпилев // Уголовное право и криминология. – Т. 13, № 4, 2019. -
Григорьева А. А. Обзор научных исследований, посвященных проблеме рискованного поведения подростков как вида аутоагрессии // Психология. Психофизиология.