Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
длительномпсихолого-педагогическомвоздействиии существенномизменении социальной среды.
На личностно-рефлексивномуровне, который наиболее активно развивается в подростковом возрасте, это: девиантные ценности, нарушения нормативно-правового и морального сознания; оппозиционная направленность; несформированность позитивных интересов, учебной и профессиональной мотивации; неразвитость временной перспективы; нарушения идентичности и поляризация самооценки. Черты личности на данном уровне поддаютсязначительнойкоррекцииприизменениисоциальнойсредыиэффективной организациипрофилактической работы.
Совокупность разнообразных средовых и персональных факторов формирует специфические механизмы формирования и распространения деструктивного поведения:
Деструктивное поведение можно условно разделить на две основные категории:
В свою очередь, отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного, имеет следующие разновидности:
Следует учитывать, что при определенных средовых обстоятельствах отклоняющееся поведение
может перерастать в противоправное или сочетаться с ним.
ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного
Отклоняющееся поведение на основе нарушенийсоциально-личностнойсамореализации
Делинквентноеповедение– это поведение, при котором нарушаются нормы права. В силу недостижения детьми возраста уголовной ответственности либо незначительности правонарушения за ним может не следовать уголовное или административное наказание.
Основные проявления делинквентного поведения детей: мелкое воровство, грабежи, мошенничество, вымогательство, подлоги, вандализм, сексуальное насилие, драки с причинением вреда здоровью, угон автомобилей, проституция, наркомания, участие в незаконном обороте наркотиков. В целом противоправные поступки можно разделить на насильственныеи корыстные. Насильственные поступки являются отражением агрессивного поведения с точки зрения правовых норм, и их маркеры, соответственно, совпадают. Корыстные поступки могут быть связаны как со стремлением к незаконному обогащению, так и с удовлетворением естественных потребностей у детей из неблагополучных семей.
Схема 1.4.1.1. Виды противоправных поступков
Корыстныепоступки
На личностно-рефлексивномуровне, который наиболее активно развивается в подростковом возрасте, это: девиантные ценности, нарушения нормативно-правового и морального сознания; оппозиционная направленность; несформированность позитивных интересов, учебной и профессиональной мотивации; неразвитость временной перспективы; нарушения идентичности и поляризация самооценки. Черты личности на данном уровне поддаютсязначительнойкоррекцииприизменениисоциальнойсредыиэффективной организациипрофилактической работы.
Схема 1.2.2. Психологические причины деструктивного поведения (персональные психологические факторы)
Не поддаются изменению | Конституционально-биологический уровень(темперамент,задатки): ригидность, возбудимость, импульсивность; низкая выносливость и работоспособность; чрезмерная/недостаточная активность; органические и функциональные нарушения ЦНС; расстройства психики |
Поддаются некоторому изменению | Социоиндивидный уровень(характер,способности): эгоцентрическая фиксация, коммуникативные дефициты, аутичность; акцентуации характера, внутриличностные конфликты, эмоциональные нарушения; дезадаптивные копинг-стратегии, неэффективная саморегуляция, внешний локус контроля |
Поддаются значительному изменению | Личностно-рефлексивный уровень(мотивационно-потребностная,ценностно-смысловаясферы): девиантные ценности, нарушения нормативно- правового и морального сознания; несформированность позитивных интересов, учебной мотивации; неразвитость временной перспективы; нарушения идентичности и поляризация самооценки |
-
Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения
Совокупность разнообразных средовых и персональных факторов формирует специфические механизмы формирования и распространения деструктивного поведения:
-
механизм массовой передачи деструктивного опыта под влиянием крупных социальных групп, основывающийся на культурно обусловленном одобрительном или лояльном отношении к каким-либо деструктивным проявлениям; -
механизм принятия человеком модели деструктивного поведения под давлением авторитетных людей или личностно значимой группы; -
механизм закрепления деструктивности через получение физического и психического удовлетворения от акта деструктивного поведения; -
механизм закрепления деструктивности через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний; -
механизм стимулирования активности посредством деструктивного поведения; -
механизм осознанного саморазрушения, воспринимаемого как самонаказание; -
«оппозиционный» механизм, заключающийся в осознанном противостоянии социальной группе или социуму в целом.
Схема 1.3. Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения
-
Виды деструктивного поведения
Деструктивное поведение можно условно разделить на две основные категории:
-
делинквентное поведение (противоправное); -
отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного.
В свою очередь, отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного, имеет следующие разновидности:
-
аддиктивноеповедение(химические и нехимические зависимости); -
отклоняющеесяповедениенабазеагрессивностиличности(вербальная агрессивность, буллинг, тирания в отношении близкого человека); -
суицидальноеповедение(поведение, направляемое мотивами и представлениями о лишении себя жизни); -
патологичноесексуальноеирепродуктивноеповедение(искажение полоролевой идентификации, аномальные сексуальные влечения и т. п.); -
социально-паразитарное поведение(уклонение от общественно полезного труда за счет манипулирования человеческими потребностями, чувствами, желаниями: профессиональное нищенство, проституция, социальное иждивенчество); -
отклоняющеесяповедениенаосновенарушенийсоциально-личностнойсамореализации,обусловленных искажением процессов уподобления, идентификации личности с социумом и стремления к индивидуальности, уникальности (шокирующие модификации тела, «фрик-стиль»; привлечение внимания опасными поступками или эпатажными действиями; членство в маргинальных и некриминальных, но отвергаемых субкультурах и т. д.).
Следует учитывать, что при определенных средовых обстоятельствах отклоняющееся поведение
может перерастать в противоправное или сочетаться с ним.
Схема 1.4. Виды деструктивного поведения
ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Делинквентное поведение (противоправное)
Отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного
Социально-паразитарное поведение
Отклоняющееся поведение на основе нарушенийсоциально-личностнойсамореализации
-
Делинквентное (противоправное) поведение
Делинквентноеповедение– это поведение, при котором нарушаются нормы права. В силу недостижения детьми возраста уголовной ответственности либо незначительности правонарушения за ним может не следовать уголовное или административное наказание.
Основные проявления делинквентного поведения детей: мелкое воровство, грабежи, мошенничество, вымогательство, подлоги, вандализм, сексуальное насилие, драки с причинением вреда здоровью, угон автомобилей, проституция, наркомания, участие в незаконном обороте наркотиков. В целом противоправные поступки можно разделить на насильственныеи корыстные. Насильственные поступки являются отражением агрессивного поведения с точки зрения правовых норм, и их маркеры, соответственно, совпадают. Корыстные поступки могут быть связаны как со стремлением к незаконному обогащению, так и с удовлетворением естественных потребностей у детей из неблагополучных семей.
Схема 1.4.1.1. Виды противоправных поступков
Противоправные поступки
Насильственные поступки(убийства, сексуальное насилие, драки с причинением вреда здоровью, хулиганство, террористические акты и т. д.)
Корыстныепоступки