Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
длительномпсихолого-педагогическомвоздействиии существенномизменении социальной среды.

На личностно-рефлексивномуровне, который наиболее активно развивается в подростковом возрасте, это: девиантные ценности, нарушения нормативно-правового и морального сознания; оппозиционная направленность; несформированность позитивных интересов, учебной и профессиональной мотивации; неразвитость временной перспективы; нарушения идентичности и поляризация самооценки. Черты личности на данном уровне поддаютсязначительнойкоррекцииприизменениисоциальнойсредыиэффективной организациипрофилактической работы.




Схема 1.2.2. Психологические причины деструктивного поведения (персональные психологические факторы)




Не поддаются изменению


Конституционально-биологический уровень(темперамент,задатки):

ригидность, возбудимость, импульсивность; низкая выносливость и работоспособность; чрезмерная/недостаточная активность; органические и функциональные нарушения ЦНС; расстройства психики

Поддаются некоторому изменению


Социоиндивидный уровень(характер,способности):

эгоцентрическая фиксация, коммуникативные дефициты, аутичность; акцентуации характера, внутриличностные конфликты, эмоциональные нарушения; дезадаптивные копинг-стратегии, неэффективная саморегуляция, внешний локус контроля

Поддаются значительному изменению


Личностно-рефлексивный уровень(мотивационно-потребностная,ценностно-смысловаясферы):

девиантные ценности, нарушения нормативно- правового и морального сознания; несформированность позитивных интересов, учебной мотивации; неразвитость временной перспективы; нарушения идентичности и поляризация самооценки




    1. Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения

Совокупность разнообразных средовых и персональных факторов формирует специфические механизмы формирования и распространения деструктивного поведения:

  • механизм массовой передачи деструктивного опыта под влиянием крупных социальных групп, основывающийся на культурно обусловленном одобрительном или лояльном отношении к каким-либо деструктивным проявлениям;

  • механизм принятия человеком модели деструктивного поведения под давлением авторитетных людей или личностно значимой группы;

  • механизм закрепления деструктивности через получение физического и психического удовлетворения от акта деструктивного поведения;

  • механизм закрепления деструктивности через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний;

  • механизм стимулирования активности посредством деструктивного поведения;

  • механизм осознанного саморазрушения, воспринимаемого как самонаказание;

  • «оппозиционный» механизм, заключающийся в осознанном противостоянии социальной группе или социуму в целом.










Схема 1.3. Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения


    1. Виды деструктивного поведения


Деструктивное поведение можно условно разделить на две основные категории:

  • делинквентное поведение (противоправное);

  • отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного.

В свою очередь, отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного, имеет следующие разновидности:

  1. аддиктивноеповедение(химические и нехимические зависимости);

  2. отклоняющеесяповедениенабазеагрессивностиличности(вербальная агрессивность, буллинг, тирания в отношении близкого человека);

  3. суицидальноеповедение(поведение, направляемое мотивами и представлениями о лишении себя жизни);

  4. патологичноесексуальноеирепродуктивноеповедение(искажение полоролевой идентификации, аномальные сексуальные влечения и т. п.);

  5. социально-паразитарное поведение(уклонение от общественно полезного труда за счет манипулирования человеческими потребностями, чувствами, желаниями: профессиональное нищенство, проституция, социальное иждивенчество);

  6. отклоняющеесяповедениенаосновенарушенийсоциально-личностнойсамореализации,обусловленных искажением процессов уподобления, идентификации личности с социумом и стремления к индивидуальности, уникальности (шокирующие модификации тела, «фрик-стиль»; привлечение внимания опасными поступками или эпатажными действиями; членство в маргинальных и некриминальных, но отвергаемых субкультурах и т. д.).

Следует учитывать, что при определенных средовых обстоятельствах отклоняющееся поведение
может перерастать в противоправное или сочетаться с ним.




Схема 1.4. Виды деструктивного поведения



ВИДЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Делинквентное поведение (противоправное)

Отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного











Социально-паразитарное поведение



Отклоняющееся поведение на основе нарушенийсоциально-личностнойсамореализации
      1. Делинквентное (противоправное) поведение


Делинквентноеповедение это поведение, при котором нарушаются нормы права. В силу недостижения детьми возраста уголовной ответственности либо незначительности правонарушения за ним может не следовать уголовное или административное наказание.

Основные проявления делинквентного поведения детей: мелкое воровство, грабежи, мошенничество, вымогательство, подлоги, вандализм, сексуальное насилие, драки с причинением вреда здоровью, угон автомобилей, проституция, наркомания, участие в незаконном обороте наркотиков. В целом противоправные поступки можно разделить на насильственныеи корыстные. Насильственные поступки являются отражением агрессивного поведения с точки зрения правовых норм, и их маркеры, соответственно, совпадают. Корыстные поступки могут быть связаны как со стремлением к незаконному обогащению, так и с удовлетворением естественных потребностей у детей из неблагополучных семей.
Схема 1.4.1.1. Виды противоправных поступков

Противоправные поступки




Насильственные поступки(убийства, сексуальное насилие, драки с причинением вреда здоровью, хулиганство, террористические акты и т. д.)


Корыстныепоступки

(кражи, грабежи, мошенничество, вымогательство, торговля наркотиками, подлоги и т. д.)