Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Педагогика Практическое занятие 4.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Синица Ирина Руслановна
Преподаватель:
Чукаев Олег Владимирович
Задание 1. Познакомьтесь с педагогической ситуацией:
В детском коллективе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог о чем-то его спрашивает, просит публично рассказать что-либо, вызывает его с ответом на занятиях, мальчик только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Педагог только вздыхает, упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка.
Ответьте письменно на вопрос: в чем не прав учитель? Какие функции педагогической деятельности использовал педагог и с какой целью?
Ответ: Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоичником, слабым учеником, озлобленным на вес мир. Дети же считают, что они имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.
Чтобы создать гармонию отношений в классе в этой ситуации, учителю необходимо поддержать и помочь слабому ученику. Помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого педагог должен дать специальное задание, например; творческое, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес у класса. Это поможет раскрыться , показать свои способности и нераскрытые возможности. И посмотреть, может он вовсе не слаб. Также для этой цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнавали изгоя.
Учитель использовал аналитико- оценочную функцию. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает результаты с теми целями и задачами
, которые намечались и сопоставляет свою работу с опытами коллег.
Задание 2. Опишите, как в данной педагогической ситуации должны реализовываться следующие функции педагогической деятельности:
а) Диагностическая функция.
б) Ориентационно-прогностическая функция.
в) Конструктивно-проектировочная функция.
г) Организаторская функция.
д) Коммуникативно-стимулирующая функция.
е) Аналитико-оценочная функция.
ж) Исследовательско-творческая функция.
з) Гностическая (исследовательская) функция.
Ответ:
а) Диагностическая функция.
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость
б) Ориентационно-прогностическая функция.
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности.
в) Конструктивно-проектировочная функция.
Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности.
г) Организаторская функция.
Предлагать совместные проекты и задания.
д) Коммуникативно-стимулирующая функция.
Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя
е) Аналитико-оценочная функция.
Публично поощрять ученика в его достижениях и начинаниях. Ставить в пример другим ученикам.
ж) Исследовательско-творческая функция.
Выявление слабых и сильных сторон учеников для определения методов воздействия на них для улучшение результатов.
з) Гностическая (исследовательская) функция
В данном аспекте необходима для развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать явления, их связи и отношения в коллективе.
Задание 3. Разработайте план проведения исследования или проекта (по Вашему выбору) по использованию в дошкольном образовании инновационных форм/методов/приемов работы. Сроки проведения исследования или проекта – 1 месяц.
Ответ:
Этапы исследовательской деятельности
1 этап – актуализация проблемы – выявить проблему и определить направление будущего исследования
2 этап определение сферы исследования – сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти
3 этап выбор темы исследования – обозначить границы исследования
4 этап выработка гипотезы – разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи
5 этап выявление и систематизация подходов к решению – выбрать методы исследования
6 этап определение последовательности проведения – исследование
7 этап сбор и обработка информации – зафиксировать полученные знания
8 этап анализ и обобщение полученных материалов – структурировать полученные материалы, используя известные логические правила и приемы
9 этап подготовка отчета – дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования
10 этап доклад – защитить его публично перед своими сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы
11 этап итоги – обсуждение итогов завершенной работы
Задание 4. Проанализируйте педагогическую ситуацию по предложенному ниже плану:
Педагогическая ситуация для анализа:
На занятиях по ручному труду дети работали с ножницами. Петя и Маша сидели за одним рабочим столом. Дети не дружат, часть дразнят друг друга. Петя помял Маше лист бумаги. Маша рассердилась, поругалась Петей, замахнулась на него рукой и случайно ударила его острием ножниц по щеке. Пошла кровь. Петя разрыдался.
План анализа:
Оцените риски при выяснении ущерба здоровью, нанесенному Пете.
Оцените риски при работе с родителями Пети.
Оцените риски при работе с родителями Маши.
Какие действия необходимо предпринять педагогу, чтобы найти выход из сложившейся ситуации?
Какие действия необходимо предпринять педагогу, чтобы в будущем предотвратить возникновение подобных ситуаций?
Всю ответственность за действия учеников во время образовательного процесса несет образовательное учреждение. Также отвечать за вред причиненный одним учеником другому будет образовательное учереждение ( ч.7 ст.28 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации»)
В нашем случае вред здоровью ребенка был нанесен, когда он находился на уроке, педагог не проявил нужного внимания к безопасности детей. При возникновении судебного спора суд скорее всего возложит вину и возмещение ущерба на образовательное учреждение, так как согласно ст.41 Закона об образовании, образовательное учреждение обязано создать условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Риск возникновения травм у детей обусловлен:
-
их недисциплинированностью; -
неумением распозновать травмоопасные ситуации; -
необученность необходимым навыкам поведения; -
недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации; -
физической слабостью; -
определенными особенностями развития.
В данной ситуации ребенку необходимо оказать медицинскую помощь и вызвать медработника школы. Думаю, что события будут развиваться в зависимости от характера травмы. Если это небольшая царапина, надо поставить в известность родителей и получив от них положительную реакцию ( Петю придут забрать с уроков, либо он продолжит учебную деятельность) можно будет вернуться к продолжению учебы. При отрицательной реакции родителей ребенка необходимо сообщить руководителю образовательного учреждения о случившемся. Педагогу не надо брать разрешение отрицательной реакции на себя и пытаться самому разрешить конфликт.
Если травма серьезная, лучше изменить алгоритм действий – после вызова медработника школы нужно сразу доложить о происшествии руководителю образовательного учреждения, он сам вызовет скорую помощь и сам сообщит родителям о случившимся. Родители мальчика в случае их негативной реакции имеют полное право подать в суд на возмещение физического и морального вреда. В этом случае педагог исчерпал свои возможности о мирном урегулировании конфликта, он не должен импульсивно реагировать, лучше предоставить все полномочия администрации учебного заведения.
Реакция родителей Маши тоже может быть негативной. Дети постоянно конфликтовали и педагог должна была из рассадить на безопасное расстояние. Педагог этого не сделала.
В любом случае нужно вызвать родителей на беседу и получить их реакции на эту ситуацию. При беседе с родителями будет понятно правильно ли они понимают ситуацию и есть ли их заинтересованность в воспитании детей. Если в общении с родителями не выявятся негативные моменты неблагополучия в семье, наплевательского отношения к их родительским обязаностям или каких то других признаков неблагополучия семьи, то педагогу нужно провести в классе беседу с детьми о безопасности при обращении с инструментами и дисциплине на уроках.
В будущем педагогу видя, что дети конфликтуют, нужно лучше их рассадить на безопасное расстояние. Тогда неприятности избегут все.
Пермь - 2021