Файл: Понятие, принципы и юридические свойства Конституции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В истории становления современного государства одним из основных моментов является разработка и принятие Конституции. Очень важно изучить как вырабатывалась и принималась Конституция, какие проблемы при этом были наиболее остры, как участвовали в этом процессе политические партии и широкая общественность. В Российской Федерации процесс принятия Конституции оказался длительным, сложным и противоречивым. Всё это делает, исключительно актуальной, любую попытку разобраться в том, почему началась, и как шли разработка проекта Конституции, обсуждение её вариантов, утверждение того проекта, который получил название «президентского», значение принятия Конституции для дальнейшего становления Российской Федерации.

Актуальность объясняется тем, что, во-первых, с Конституцией связано функционирование Российской Федерации как «нового» государства, основанного на демократических принципах, именно она является основным организационным звеном, чьи нормы регламентируют поведение людей, политических партий, объединений и т.д. Во-вторых, в связи с реформированием законодательства появилось множество проблем, решение которых во многом зависит от принятой 12 декабря 1993 года Конституции.

Актуальность данного исследования продиктована не только необходимостью анализа процесса становления новой российской государственности, но и определяется сложным процессом совершенствования политической жизни страны, обновления государственности и формирования на этой основе новых отношений между основными социальными группами российского общества, государством и его гражданами. Конституционный процесс сыграл важную роль в развитии демократических начал в России и являлся следствием эволюции политической системы, оказав влияние на все стороны жизнедеятельности российского общества и определив развитие страны на много лет вперед.

Целью работы является изучение истории разработки и принятия первой Конституции в условиях формирования новой российской государственности.

В связи с этим можно определить основные задачи:

  1. Показать необходимость разработки и принятия новой Конституции;
  2. Рассмотреть деятельность Конституционной комиссии, Верховного Совета, VI, VII Съездов народных депутатов РФ, Конституционного совещания по выработке проекта Конституции;
  3. Выявить позиции законодательной и исполнительной ветвей власти по способам и срокам принятия Конституции;
  4. Подвести итоги референдума 12 декабря 1993 года и показать значение принятия Конституции.

1. Понятие, принципы и юридические свойства Конституции

Под конституцией (от лат. constitutio — установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.[1]

Любая конституция отражает соотношение политических сил в обществе, существующее на момент ее принятия.

Принятие новой конституции либо внесение в нее изменений осуществляется классом, пришедшим к власти экономической и политической. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, правовое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе.

Основные принципы Конституции 1993 г.:

Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, — подчеркивается в этой статье, — является ее многонациональный народ». Конституция РФ закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства выражается и в избрании Президента РФ и представительных органов РФ, ее субъектов путем всеобщих выборов, вынесения наиболее важных вопросов на референдумы. Конституция РФ ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством

предполагает закрепление в Конституции принципа законности — строгого

соблюдения требований законодательства. Этот принцип нашел отражение в ст. 15 Конституции, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Принцип законности закреплен и в нормах гл. 7 Конституции, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.


Принцип равноправия граждан подразумевает юридическое равенство, предоставление каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно в силу ряда причин объективного и субъективного порядка. Конституция гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод. Как установлено в ст. 2 Конституции, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина — обязанность государства». Конкретные гарантии реализации прав и свобод содержатся в нормах гл. 2 Конституции.

Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется»в положениях ст. 17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения; ст. 20 — право каждого на жизнь; ст. 21 — охрана достоинства личности, запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; ст. 22 — право на свободу и личную неприкосновенность; ст. 42 — право на благоприятную окружающую среду и

т.д. [2]

Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет принцип государственного единства.

Этот принцип нашел закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции, где

установлено, что суверенитет РФ и верховенство Конституции распространяются на всю территорию РФ.

Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе РФ, обусловленным многонациональным ее характером и федеративным устройством.

Разделение властей. Этот принцип закреплен в ст. 10 и ст. 11 Конституции. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Конституцию отличают ее юридические свойства. Они производим от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

  1. в верховенстве конституции;
  2. в ее высшей юридической силе;
  3. в се роли как ядра правовой системы государства и системы права;
  4. в особой охране конституции;
  5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Сущность Конституции - баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

2.Особенности принятия Конституции 1993 года.

2.1.Конституционная комиссия

Конституционная комиссия была создана 22 июня 1990г. на Первом Съезде народных депутатов РСФСР. В Конституционную комиссию вошло 102 народных депутата РСФСР, в том числе представители всех ее субъектов.

Проект новой Конституции был принят Конституционной комиссией за рабочую основу 12 сентября 1990 г., одобрен к опубликованию 12 октября 1990 г., опубликован в ноябре 1990 г. В 1990-1992 гг. шла широкая дискуссия по проекту. Он стал результатом длительной совместной работы Конституционной комиссии и Верховного Совета РСФСР, который четырежды обсуждал основные его положения.

Конституционная комиссия вносила проект Конституций для обсуждения на Пятый (ноябрь 1991 г.), Шестой (апрель 1992 г.) и Седьмой (декабрь 1992 г.) Съезды народных депутатов РСФСР. Постановлением Съезда "О проекте Конституции РФ и порядке дальнейшей работы над ним" от 18 апреля 1992 г. проект был принят в первом чтении, одобрены его основные положения и концепция конституционной реформы.

Параллельно с подготовкой проекта Конституции РФ ее положения вводились в действующее законодательство. Предложенный Конституционной комиссией материал использован в важнейших актах: поправках к действовавшей Конституции, в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Федеративном договоре, законах РФ о Президенте РФ, Правительстве РФ, КС, в Концепции судебной реформы. Конституционная комиссия принимала активное участие в обеспечении соответствия конституций республик в составе РФ Конституции РФ.

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РФ от 12 декабря 1992 г. "О стабилизации конституционного строя РФ" в январе-феврале 1993 г. Конституционная комиссия подготовила текст основных принципов новой Конституции РФ для их вынесения на всероссийский референдум. Вместо этого Президент РФ предложил референдум о доверии ветвям власти, состоявшийся 25 апреля 1993 г. Тогда же появился альтернативный так называемый "президентский" проект Конституции, а для его поддержки было созвано Конституционное совещание в Кремле. В день его открытия 5 июня 1993 г. в знак несогласия со статусом и порядком созыва нового органа значительная группа народных депутатов РФ, членов Конституционной комиссии, представителей субъектов РФ покинула совещание.


В целях выхода из кризиса Конституционной комиссией, был подготовлен и опубликован единый согласованный проект Конституции РФ, организованы его обсуждения в представительных органах власти субъектов РФ. Руководителям противостоящих ветвей власти было отправлено официальное письмо Ответственного секретаря Конституционной комиссии с программой действий по принятию Конституции. Верховный Совет РФ в качестве ответа сформировал 10 сентября 1993 г. полномочную делегацию и обратился к Президенту РФ с предложением начать переговоры по выработке согласованных мер в области конституционной реформы.

Ответом стал Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе". Несмотря на приостановление работы Съезда и Верховного Совета, за народными депутатами РФ - членами Конституционной комиссии сохранялось право на участие в работе Конституционного совещания в качестве экспертов. Однако немногие члены

Конституционной комиссии признали правомерность Указа № 1400. Официальная деятельность Конституционной комиссии была фактически прекращена. Оставшиеся в составе Конституционной комиссии ее члены и эксперты подготовили и внесли для обсуждения на Десятом Чрезвычайном (внеочередном) Съезде народных депутатов РФ в Доме Советов проект Закона РФ о конституционно-правовом обеспечении выхода из ситуации,

сложившейся после 21 сентября 1993 г. Трагические события 3-4 октября 1993 г. не позволили его принять.[3]

2.2.Конституционное совещанне.

12 мая 1993 г. Президент РФ издал Указ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации»[4], согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г.) был определен состав Конституционного совещания. Оно включало представителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации; органов государственной власти республик в составе Рос- сийской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимателей. Предусматривалось, что в состав Конституционного совещания также должны войти народные депутаты Российской Федерации — члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, представители от каждой фракции народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры РФ. Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам о кор- рупции некоторых его координаторов и участников. Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания, на- пример за то, что проект не содержал характеристики Российского государства, как социального. В нем не был выдержан принцип равноправия субъектов РФ — в Совете Федерации 50% всех мест предполагалось предоставить республикам и национальным образованиям. Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обоснованную критику проекта. Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому созванное Верховным Советом в конце мая — начале июня совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июня, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию. Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тыс. замечаний и предложений. В ре- зультате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше 500 поправок, около 40 принципиально новых норм — фактически все статьи были изменены. В разработанный Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии. 12 июля 1993 г. проект был одобрен Совещанием.