Файл: Понятие, принципы и юридические свойства Конституции.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
2.3.Развитие конституционного кризаса.
С осени 1993 г. конституционный кризис вошел в новую фазу. И законодательная, и исполнительная власть имели свой проект Конституции и свое представление о способе ее принятия. Достижение согласия стало невозможным, обе ветви власти все чаще апеллировали к народу, а паралич власти усиливался.
21 сентября Президент подписал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» № 1400, который, не прекращая действия Конституции в части, не противоречащей Указу, прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. При этом отмечалось, что «безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти». Полномочия народных депутатов прекращались.
Указ временно, до принятия Конституции, вводил в действие «Положение о федеральных органах власти на переходный период»[5] подготовленное на основе проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 г. В действие также вводилось Положение о выборах депутатов Государственной Думы, разработанное народными депутатами и Конституционным совещанием. Выборы в Государственную Думу были назначены на 11-12 декабря. Приостанавливалась деятельность Конституционного Суда. По существу, временно вводилось президентское правление.
Конституционный кризис немедленно перерос в конституционную войну. В тот же день Президиум Верховного Совета, ссылаясь на ст. 121" Конституции, объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Б. Н. Ельцина, полномочия Президента были переданы вице-президенту А. В. Руцкому. Верховный Совет оценил действия Президента как государственный переворот. Конституционный Суд, признав Указ Президента неконституционным, высказался за отрешение Президента от должности[6]. Были отстранены старые и назначены новые руководители "силовых" министерств, а в Уголовный кодекс введена статья, карающая за антиконституционную деятельность, невыполнение решений высшего органа государственной власти и воспрепятствование его деятельности. Оппозиция находила основания для своих действий в Конституции, которую сама же приспособила к своим интересам, а Президент опирался на поддержку избирателей и субъектов Федерации, полагая, что противоречивая и устаревшая Конституция уже не может служить базой для разрешения разногласий двух ветвей власти. При таких подходах неудивительно, что каждая сторона конфликта рассматривала действия другой стороны как государственный переворот. Конституционная законность, таким образом, была подорвана с двух сторон и утратила свою нейтральность.
Попытки достичь согласия не увенчались успехом и кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия.
Антипрезидентские выступления были подавлены, но трагические события неизгладимой печатью легли на молодую российскую государственность, ясно указав, к каким последствиям могут приводить амбиции политиков, к тому же действующих в условиях несовершенной конституционной системы.
После подавления выступлений оппозиции президентское правление осуществлялось безраздельно. Президентом был издан Указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» от 7 октября 1993 г.[7], который подтвердил действие на всей территории России законов и постановлений, принятых Верховным Советом и Съездом народных депутатов до 21 сентября 1993 г. Было установлено, что до начала работы Федерального Собрания правовое регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции Съезда и Верховного Совета, осуществляется указами Президента. Другим Указом констатировалась невозможность деятельности Конституционного Суда, в связи с чем приостанавливался созыв его заседаний до принятия новой Конституции. Председатель Конституционного Суда сложил с себя полномочия, а вице-президент, несмотря на то, что он был избран вместе с Президентом, был освобожден Президентом от должности.
Президентом был принят ряд других мер по реформированию государственности. Указом «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября 1993 г. (№ 1617)[8] были прекращены полномочия Советов народных депутатов, а Указом от 27 октября утверждены «Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти в регионах»[9]. Это означало юридическую ликвидацию советской власти в стране. Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момента опубликования результатов голосования (10 ноября проект был опубликован).
Конституционный кризис, развивавшийся на протяжении почти года, так и не нашел своего конституционного разрешения. Это был не только конституционный, но и политический кризис, в котором отражалась резкая поляризация интересов различных сил по коренным вопросам развития России. Он серьезно расшатал основы российского федерализма и государственности в целом. Трагическое завершение кризиса заставило граждан и власти всех уровней еще острее осознать невозможность строительства нового общества в рамках старой государственности. Принятие новой Конституции стало не просто желательным, но остро необходимым.[10]
2.4.Референдум 12 декабря 1993 года.
На Государственную палату Конституционного совещания была возложена обязанность по выработке предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации и рассмотрение рекомендаций по политическим, социальным и экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания призвана была обеспечить участие общественных объединений в конституционном процессе. Являясь организационной формой их взаимодействия с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой осуществлялись "необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов", она также вырабатывала предложения по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации и рассматривала рекомендации по политическим, социальным и экономическим проблемам.
На совместных заседаниях Государственной и Общественной палат, созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакции соответствующих конституционных положений. Как видим, разработка Конституции Российской Федерации носила весьма специфический характер и осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по инициативе и при содействии Президента РФ.
Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование. Причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15 октября 1993 г. И это понятно, ибо законодательные органы были распущены, а новые еще не сформированы. да и создавать их было преждевременно, ибо не была еще принята Конституция, которая предусматривала образование совершенно нового представительного и законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания.
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета голосов и определения результатов всенародного голосования.
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята.[11]
2.5.Конституционное развитие России после принятия Конституции 1993г.
Если определить конституционную реформу как «важнейшее государственно-правовое явление, представляющее собой совокупность правовых, организационных и политических мероприятий, проводимых с целью качественного изменения действующего и принятия нового основного закона государства и на его основе постепенного обновления всего законодательства» в государстве и самого государства, то можно сделать вывод, что после 12 декабря 1993 г. наступил этап постепенного обновления законодательства Российского государства, приведения его в соответствие с Конституцией 1993 г.
Коренные обновления российского общества и государства, связанные с принятием Конституции 1993 г., не могли не повлечь столь же существенного пересмотра текущего законодательства Российской Федерации. Однако подобная задача – дело отнюдь не одного дня и даже не одного года. В этих условиях включение в текст Конституции нормы, определяющей порядок взаимодействия новых и старых норм, представляется одним из наиболее удачных решений (см. раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения»).
После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»[12]. Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений. Аналогичные действия предприняли и другие органы государственной власти Российской Федерации, самостоятельно отменившие или изменившие с целью приведения в соответствие с конституционными нормами свои акты. Работа по приведению нормативного массива в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации 1993 г. продолжается и в настоящее время.
На основе действующей Конституции развивается Российское государство, создается правовая система, строятся отношения в экономической, политической, социальной, культурной жизни.
Вне зависимости от восприятия Конституции, от политических устремлений нельзя не признать следующие положения, определяющие ее значение.
Во-первых, Конституция 1993 г. сыграла и продолжает играть принципиально важную роль в обновлении всего российского законодательства. На ее основе и в соответствии с ней были перестроены или даже фактически заново сложились отрасли права. Так, гражданское право отражает отказ от директивного, административного управления экономикой, введение рыночных отношений, признание частной собственности. Еще один пример – банковское право, которое прежде регулировало организацию и деятельность только государственных кредитных организаций, а сейчас охватывает своими нормами также и частные банки. Стоит сказать и о налоговом праве, в сущности, созданном в большей своей части заново.
Во-вторых, в соответствии с Конституцией 1993 г. сложилась и действует нынешняя система управления государством. В Конституции закреплен принцип разделения властей, определены звенья такой системы. Конституция подтвердила институт Президента Российской Федерации.
В-третьих, Конституция 1993 г. содержит основы современного нового российского федерализма. Ее субъектами стали как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения).
В-четвертых, Конституция 1993 г. сыграла положительную роль в становлении современного российского правосудия. Она установила важные гарантии независимости суда, повысила авторитет судей и подчеркнула, что они связаны только законом, подчинены только ему. Чрезвычайно важно, что с принятием Конституции 1993 г. был сохранен и стал активно работать Конституционный Суд Российской Федерации, появились конституционные (уставные) суды в субъектах Российской Федерации. Эти суды не только защищают Конституцию, но и во многих случаях развивают конституционное право.
Очень важной проблемой для любой страны является, как известно, проблема реализации конституции. По сути дела, реализация Конституции – это стержень правовой реформы, проводимой в России в последние годы. Конституцию можно сравнить с компасом, выверяющим главные направления демократического развития общества, проведение экономических и социальных реформ. Ничто так не подрывает авторитет конституции, права в целом и всего общества, как расхождение принципов и норм конституции с жизнью, действительностью. В России это ощущается тем болезненнее, что не выполняются базовые принципы конституционного строя, в том числе принципы правового, социального, демократического государства. В значительной мере такие принципы остаются на бумаге. Дело доходит до массовых нарушений конституционных прав и свобод, особенно в социально-экономической сфере.